Изменение как феномен: сущность, модели, отношение
В наши дни, чтобы выжить, организация должна изменяться. Новые открытия и изобретения быстро вытесняют стандартные способы работы. Организации, тратящие основную часть своего времени и ресурсов на поддержание стабильности, вряд ли будут процветать в сегодняшней изменчивой обстановке. Успешная организация постоянно находится в динамике. Организация — живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все организации направлены на развитие, а значит, их целью является движение только в положительном направлении, в направлении роста.
Анализ дает основание сделать вывод, что одни организации предвидят изменения, другие реагируют на них, третьи игнорируют. Первые - процветают, вторые – борются за выживание, третьи – прекращают свое существование. Предвидеть изменения – ключ к выживанию. Но не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы, огромное множество изменений возникает не целенаправленно. Все чаще цитируется высказывание Гераклита 2500-летней давности, которое в настоящее время актуальнее, чем когда-либо раньше: «Неизменны только перемены». И успех ждет тех, кто создает изменения.
Изменить – значит сделать иным, переменить что-нибудь прежнее, внести поправки в существующее. Изменчивость, как разнообразие признаков и свойств, присуща всем живым организмам, материальным объектам, нематериальным образованиям и мыслительным конструкциям.
Изменение (движение) универсально и характеризует любые явления действительности. Хотя бы минимальные изменения определенных свойств можно зафиксировать в сколь угодно малом временном интервале. Взяв больший промежуток времени можно наблюдать целую «цепочку» изменений некоторого свойства объекта или даже всей их совокупности. Суммируя элементарные изменения, можно получить целостную, комплексную картину черт, отличающих предмет в данный момент по сравнению со свойствами, присущими ему в более ранний момент времени. Фактически движение как изменение вообще предполагает переход объекта от одного состояния к другому.
С точки зрения фактора времени, в котором осуществляется это движение, формируются несколько моделей изменения:
1) в зависимости от направления изменений: прогресс (движение как бы вперед, улучшение) и регресс (движение назад, упадок);
2) в зависимости от траектории: линия (движение из одной точки в другую) и цикл (движение по кругу);
3) в зависимости от способа движения, его напряженности: развитие, или эволюция (постепенное и поступательное движение) и бифуркация, или революция (резкий скачок, хаос).
Эти модели являются законами жизни и существования материи.
Прогресс и регресс — диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Из анализа общественной традиции соотнесения регресса и прогресса следует, что в обществе можно условно выделить две основные сферы, которые также могут обозначать определенные этапы развития обществ. Одна сфера (условно — первая) предшествует другой (условно — второй) во времени и регрессирует за счет прогресса второй. Например, общность и общество у Ф. Тенниса, культура и цивилизация у О. Шпенглера, духовно-нравственная сфера и материально-экономическая сфера у А. Тойнби, воля к культуре и воля к жизни у Н.А. Бердяева, такие модусы существования, как «иметь» и «быть» у Э. Фромма, и др. Но в любом случае присутствует момент, когда эти сферы (этапы) находятся в состоянии относительного равновесия. Классическим примером в данном случае являются суперсистемы П. Сорокина. У него периоды преобладания одной из двух основных суперсистем (идеациональная – умозрительная, религиозная - и чувственная: сугубо светская, атеистическая) сменяются через краткий период доминирования третьей (идеалистической), которая является синтезом первых двух. И именно в этом периоде закладываются основы будущего кризиса. У В. Парето этот момент равновесия называется оптимальным состоянием системы. История имеет не прогрессирующий, а циклический характер попеременного господства каждого из трех типов ценностно-нормативных систем.
Циклическое восприятие возникает еще в древние времена, во время сильной зависимости индивида от окружающей среды. Смысл идеи круговорота состоит в постоянной смене одних и тех же фаз развития: возникновение (рождение) – становление (молодость) – расцвет (зрелость) – упадок (старость) – гибель (смерть). Подобные взгляды в древности сложились у Аристотеля, Платона, Тацита и других.
По сравнению с идеей круговорота, истоки идеи регресса и прогресса имеют ярко выраженные социальные основания.
Учет этих моделей в теории управления изменениями важен для формирования мировоззрения менеджера.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 907;