Паттерны и статистика.
Поскольку акты самоубийства, как и любая человеческая деятельность, происходят в рамках крупных общественных образований, исследователи собрали много статистических данных, учитывающих конкретный социальный контекст, в котором такие случаи имеют место. Например, они обнаружили, что уровень самоубийств меняется от страны к стране. Венгрия, Германия, Австрия, Дания и Япония имеют очень высокий уровень самоубийств, ежегодно более 20 человек на 100 тысяч населения; с другой стороны, Египет, Мексика, Греция и Испания имеют относительно низкий уровень, менее 5 человек на 100 тысяч. США и Канада занимают среднее положение, в обеих странах этот уровень составляет 12 или 13 человек на 100 тысяч населения, в Англии он равняется примерно 9 человек на 100 тысяч (NCHS, 1994; WHO, 1992).
Принадлежность к определенным религиозным конфессиям и соответствующие религиозные убеждения помогают объяснить эти национальные различия (Shneidman, 1987). В странах, основная масса населения которых исповедует католицизм, иудаизм или ислам, наблюдается тенденция к более низкому уровню самоубийств, чем в странах, где официальной религией является протестантство. Вероятно, то обстоятельство, что в непротестантских странах существуют строгие религиозные запреты относительно самоубийства и поддерживающая эти запреты культурная традиция, отвращает многих людей от рассмотрения самоубийства в качестве выхода из какой-либо трудной ситуации. Тем не менее существуют исключения из этого, казалось бы, очевидного правила. Австрия, основная масса населения которой принадлежит к римско-католической церкви, имеет один из самых высоких уровней самоубийств в мире.
Исследования, проведенные в данном направлении, позволяют предположить, что на предотвращение суицида влияет не столько формальная принадлежность к какой-либо религиозной конфессии, сколько индивидуальная набожность (Holmes, 1985; Martin, 1984). Похоже, что те люди, которые с большим благоговением относятся к «чуду» жизни, менее склонны рассматривать возможность суицида или на самом деле прибегать к самоуничтожению (Lee, 1985).
Показатели уровня самоубийств у мужчин и женщин также отличаются (см. рис. 7.1). Женщины в три раза чаще мужчин совершают попытки самоубийства, тем не менее количество смертельных исходов у мужчин в три раза больше чем у женщин (Stillion & McDowell, 1996; McIntosh, 1991). Почти 19 из каждых 100 тысяч мужчин ежегодно убивают себя в США; аналогичный показатель для женщин, который хотя и увеличился за последние годы, составляет менее чем 5 на каждые 100 тысяч женщин (Stillion & McDowell, 1996; NCHS, 1994, 1988).
(A) Вероятность совершения самоубийства людьми в возрасте свыше 65 лет выше, чем у представителей любой другой возрастной группы.
(B) Уровень самоубийств среди мужчин всех возрастных групп выше, чем среди женщин, принадлежащих к соответствующим возрастным группам.
(C) Уровень самоубийств среди белых американцев всех возрастных групп выше, чем среди афроамериканцев, принадлежащих к соответствующим возрастным группам.
(D) Пожилые белые американцы мужского пола подвержены самому высокому риску самоубийства (по данным Stillion & McDowell, 1996; U. S. Bureau of the Census, 1994, 1990; McIntosh, 1991, p. 62-63).
Рисунок 7.1. Современный уровень самоубийств в США.
Одна из причин различия этих показателей у мужчин и женщин заключается, по-видимому, в способах, к которым прибегают мужчины и женщины при совершении самоубийства (Kushner, 1995). Мужчины имеют тенденцию применять более грубые способы самоубийства; они стреляются, перерезают себе вены, вешаются, тогда как женщины, как правило, действуют не столь жестко и целенаправленно, они кончают с собой, например, при помощи передозировки лекарственных препаратов. В США самоубийства с применением огнестрельного оружия составляют почти 2/3 от общего числа самоубийств, совершаемых мужчинами, в то время как у женщин доля аналогичных самоубийств составляет 40% (Canetto & Lester, 1995; NCHC, 1990).
На склонность к самоубийству оказывает влияние и семейное положение (см. рис. 7.2). Среди людей, состоящих в законном браке, особенно у имеющих детей, наблюдается самый низкий уровень самоубийств, у холостых и овдовевших этот уровень несколько выше, а наиболее высокий процент самоубийств наблюдается среди людей, состоящих в разводе (Canetto & Lester, 1995; Li, 1995). В одном исследовании проводился сравнительный анализ личностей 90 человек, покончивших с собой, с таким же количеством людей, имевших разного рода психологические проблемы, но никогда не предпринимавших попытки самоубийства (Roy, 1982). В результате было обнаружено, что только 16% из числа самоубийц состояли в законном браке или с кем-либо сожительствовали на момент своей смерти, тогда как в контрольной группе количество людей с аналогичным семейным статусом составляло 30%.
Семейное положение | Количество самоубийств на 100 000 населения |
Состоящие в браке | 12,4 |
Холостые | 18,4 |
Вдовые | 21,8 |
Разведенные | 37,3 |
Рисунок 7.2. Самоубийство и семейное положение. Приблизительно 37 человек из каждых 100 тысяч разведенных кончают жизнь самоубийством, что в три раза превышает уровень самоубийств среди людей, состоящих в браке (по данным McIntosh, 1991, р. 64).
В заключение следует отметить, что, по крайней мере, в США уровень самоубийств, по-видимому, имеет различные значения для разных расовых групп. Так уровень самоубийств среди белых американцев составляет 12 человек на 100 тысяч населения, что почти в два раза выше, чем у афроамериканцев и представителей других расовых групп (Stillion & McDowell, 1996; NCHS, 1994). Отклонение от этого паттерна наблюдается только среди представителей коренного населения Соединенных Штатов, у которых уровень самоубийств в два раза превышает средненациональные показатели. У отдельных этнических групп коренного населения США уровень самоубийств в 4-10 раз превышает средненациональный (Berlin, 1987; Willard, 1979). Хотя исключительная бедность большинства коренных американцев и помогает объяснить подобную тенденцию, многие исследования показывают, что такие факторы, как злоупотребление алкогольными напитками, моделирование и доступность огнестрельного оружия, тоже играют свою роль (Berman & Jobes, 1995, 1991; Young, 1991). Исследования, проведенные среди коренного населения Канады, дали похожие результаты (Strickland, 1997; Badley, 1991).
Некоторые статистические данные, связанные с проблемами суицида, оспариваются многими исследователями, особенно в последние годы. В одном исследовании высказывается предположение, что реальный уровень самоубийств может быть па 15% выше для афроамериканцев и на 6% выше для женщин по сравнению с данными, которые обычно приводились для этих групп населения (Phillips & Ruth, 1993). Представители данных групп чаще других используют методы самоубийства, делающие их гибель похожей на смерть в результате несчастного случая, такого как случайное отравление, передозировка лекарства, автомобильная катастрофа или неосторожность при переходе улицы с оживленным движением.
<Вопросы для размышления.Уровень самоубийств заметно меняется от страны к стране. Какие факторы помимо религиозных помогают объяснить данные отличия?>
Резюме
Самоубийство — это акт лишения себя жизни, при котором человек делает намеренную, целенаправленную и сознательную попытку прекратить существование. Эдвин Шнейдман дал описания четырех типов людей, намеренно стремящихся положить конец своему существованию: искатели смерти, инициаторы смерти, отрицатели смерти и игроки со смертью. Он также выделил особую, суицидоподобную категорию, названную им «непреднамеренная смерть», при которой человек играет косвенную, скрытую, отчетливо не выраженную или бессознательную роль в своей собственной смерти.
Стратегии исследования. Исследователи используют два основных подхода для изучения суицида: ретроспективный анализ (психологическая аутопсия) и изучение людей, оставшихся в живых после попытки самоубийства, предполагая, что эти люди во многом сходны с теми, чьи попытки завершились смертельным исходом. Каждый подход имеет свои ограничения.
Самоубийство относится к числу десяти основных причин смерти людей в современном западном обществе. Уровень самоубийств меняется от страны к стране. Одна из причин этого заключается, по-видимому, в культурных различиях, связанных с принадлежностью к определенным религиозным конфессиям, религиозными убеждениями и глубиной личной веры каждого отдельного человека. Уровень самоубийств зависит также от расовой принадлежности, пола и семейного положения.
Крупным планом
Предсмертные записки самоубийц
Дорогой Билл! Мне очень жаль, что я доставляю тебе столько беспокойства. Я очень не хотела этого делать, и если бы ты с самого начала сказал мне всю правду, мы оба, вероятно, были бы сейчас счастливы. Билл, мне очень жаль, но я больше не могу выносить эту жизнь. Я думаю, что в этом мире не осталось больше доброты. Я тебя очень люблю и желаю, чтобы ты нашел в своей жизни счастье, которое я хотела, но не смогла тебе дать. Скажи своим родителям, что я прошу у них прощения за все случившееся, и, если сможешь, сделай так, чтобы мои родители никогда не узнали правду о моей смерти. Прошу тебя, Билл, не испытывай ко мне ненависти. Я люблю тебя. Мэри. (Leenaars, 1991)
Обстоятельства многих самоубийств так и не выясняются до конца или неверно истолковываются, потому что единственные люди, которые знают истину о случившемся, уже покинули этот мир. Тем не менее значительное число самоубийц, по приблизительным оценкам, от 12 до 34%, оставляют предсмертные записки, которые проливают свет на их намерения и одновременно являются своего рода отчетом об их психологическом состоянии, всего лишь за несколько часов или минут до совершения самоубийства (Black, 1993; Leenaars, 1992, 1989). Каждая предсмертная записка является личным документом, раскрывающим все своеобразие и личности самоубийцы и сопутствующих самоубийству обстоятельств (Leenaars, 1989). Некоторые записки состоят всего лишь из одного предложения, другие занимают несколько страниц. Люди, пишущие такие записки, несомненно хотят оставить впечатляющее сообщение тем, кого они покидают (Leenaars, 1989), будет ли это предсмертное послание криком о помощи, эпитафией или последней волей (Frederick, 1969, р. 17). Большинство предсмертных записок адресованы конкретным людям.
Реакция родственников и друзей самоубийц на содержание предсмертных записок зависит от конкретных обстоятельств (Leenaars, 1989). Содержание записки помогает установить причину смерти, таким образом избавляя родственников от мук уголовного расследования. Друзья и родственники могут почувствовать облегчение, когда узнают из записки о причинах, подтолкнувших близкого им человека на столь отчаянный шаг (Chynoweth, 1977). Тем не менее некоторые предсмертные записки только усугубляют вину и ужас, переживаемые ближайшими родственниками самоубийцы, как это можно увидеть из приводимого примера:
Чтобы не позволить своей жене покинуть его, 22-летний м-р Джефферсон повесился в ванной, оставив на входной двери дома записку для жены со следующими словами: «Кэти, я люблю тебя. Ты права, я сумасшедший... и спасибо тебе за то, что ты пыталась любить меня. Фил». Миссис Джефферсон чувствовала себя виновной в смерти мужа и неустанно настаивала на том, что это она «убила Фила». Через неделю после смерти мужа она сама предприняла попытку самоубийства (Wallace, 1981, p. 79).
Исследователи, работающие в сфере клинической психологии, пытались найти ключи к пониманию суицида путем изучения различий между подлинными и поддельными предсмертными записками; возрастом и полом авторов; грамматическим строем записок; выбором и частотой используемых слов; сознательным и бессознательным содержанием, эмоциональными, когнитивными и мотивационными темами, затронутыми в записках; и даже особенностями почерка авторов записок (Leenaars, 1989). На основании полученных при анализе данных было сделано одно важное наблюдение: на содержание предсмертных записок существенное влияние оказывает возраст самоубийц. Так, люди молодого возраста в своих предсмертных посланиях проявляют больше враждебности по отношению к самим себе и чаще упоминают о своих проблемах во взаимоотношениях с другими людьми; те, чей возраст от 40 до 49 лет часто жалуются на неспособность справиться с жизненными проблемами; люди в возрасте от 50 до 59 лет предпочитают вообще не упоминать о причинах, толкнувших их на самоубийство; и наконец, те, кому свыше 60 лет, мотивируют свой уход из жизни такими проблемами, как тяжелая болезнь, физическое одряхление и одиночество. Исследование предсмертных записок также показало, что сущность самоубийства почти не изменилась по сравнению с 1940-ми годами. Предсмертные записки, написанные в 1940 и 1950-х годах, похожи по содержанию на современные послания, за одним исключением: современные предсмертные записки демонстрируют меньшее душевное смятение и большую ограниченность мышления своих авторов. Предсмертная записка дает далеко не полное представление о переживаниях, ощущениях, мыслях и эмоциях самоубийцы. Более того, как подчеркивает Эдвин Шнейдман, сами авторы записок могут в полной мере не осознавать движущих ими мотивов, так как их подавленное отчаянием мышление препятствует ясному пониманию своего психического состояния. По выражению Шнейдмана, предсмертные записки «не являются королевской дорогой, ведущей к легкому пониманию суицидных феноменов» (Shneidman, 1973, р. 380), но в сочетании с другими источниками они могут указать клиницистам и исследователям нужное направление для проведения дальнейших исследований (Black, 1995).
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 834;