Становление социокультурных идеалов и ценностей
В возникновении жизненных идеалов и ценностей народа, в формировании его социокультурной самобытности, как своеобразной социальной общности, решающее значение имеет начальный период истории народа, когда закладываются цивилизованные основы его жизнедеятельности. Культурно-историческая, или цивилизационная составляющая белорусской государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей относительно происхождения и формирования данного народа, особенностей развития его самосознания и становления менталитета.
Истоки становления белорусской нации, белорусской государственности, основ белорусской идеологии связываются с деятельностью культурно-этнических объединений (дреговичей, кривичей и радимичей), проживающих в пределах современных белорусских земель на протяжении нескольких веков; деятельностью религиозных и общественных деятелей.
Необходимо учитывать и геополитическое положение Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.
Становление идейно-политической мысли Беларуси относится к XII в. В этот период Древнерусское государство распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события не могли не волновать мыслителей того времени, о чем свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросинии Полоцкой (ок. 1120–1173) и Кириллы Туровского (1130–1182). Они внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства.
Период Великого княжества Литовского (XIII–XVI вв.) занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и его политической мысли. Именно в период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490 – не позднее 1552) – белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470–1533) – европейски известного поэта-гуманиста; Андрея Волана (1530–1610); Сымона Будного (ок. 1530–1593); Василия Тяпинского (ок. 1540–1604); Льва Сапегу (1557–1633) и др.
Дальнейшее обоснование и развитие получает идея единения русского, белорусского и украинского народов в произведениях педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.); выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого (1629–1680); видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского (1717–1795). Каждый из этих мыслителей стремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой ими идеи. Идеи разрабатывающиеся отечественными и политическими мыслителями в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные в данных условиях социально-политические идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.
Идейно-политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение, где вопросы о крепостном праве и царском самодержавии с самого начала XX в. встали как важнейшие общественные проблемы. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Огромное значение для Беларуси имела деятельность Кастуся Калиновского (1838–1864). Он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, издавал нелегальную газету «Мужыцкая праўда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. в Беларуси.
Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франциск Богушевич (1840–1900) и Адам Гуринович (1869–1917). Их деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Пашкевич (1876–1916), известная под псевдонимом Тётка, Максим Богданович (1891–1917), Янка Купала (1882–1942), Якуб–Колас (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906–1915 гг. газеты «Наша ніва» и «Наша доля». На их страницах наиболее полно и аргументировано обосновывалась мысль о социально-экономическом, политическом, культурном возрождении белорусских земель, о развитии белорусского языка, о просвещении народа, создании собственной государственности, национального самосознания.
С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. В результате усилий Белорусской социалистической громады 25 марта 1918 г. в условиях оккупации белорусских земель немецкими войсками была провозглашена Белорусская Народная Республика. И хотя БНР не нашла поддержки широких народных масс, все же ее провозглашение явилось одним из факторов последующего становления белорусской государственности.
После изгнания из Беларуси германских войск 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1922 г. она вошла в состав СССР. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения самостоятельной государственной жизни. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства – Республика Беларусь. Ныне Беларусь – суверенное государство, полноправный член международного сообщества, союза с Россией, СНГ, таможенного союза с Россией и Казахстаном, член «Восточного партнерства».
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 883;