Психологическое состояние новорожденного
Состояние сознания новорожденного и грудного ребенка в значительной мере отличается от состояния сознания взрослого человека. Описать особенности состояния его сознания, чувства и ощущения новорожденного чрезвычайно сложно, поскольку он не может рассказать о том, что именно переживает. Тем не менее есть возможности довольно точно воспроизвести картину его переживаний. Большой вклад в эту область исследований привнес психоанализ. Было установлено, что корни шизофрении лежат в младенческом возрасте. Работая с больным шизофренией, психоаналитик уходит к самым первым дням жизни, к стадии почти абсолютной зависимости. Сильно нарушенный пациент в буквальном смысле впадает в младенчество, становится абсолютно зависимым от окружения, что делает возможным непосредственное наблюдение за младенцем, с той лишь оговоркой, что пациент — взрослый человек (Винникот,
1998). Благодаря многочисленным наблюдениям описание состояния сознания новорожденного еще в 50—60-е годы дал Дональд Вудс Винникот:
...вначале младенец не отличает то, что «-не-Я», от «Я». Таким образом, в контексте ранних связей поведение окружения предстает частью младенца в той же мере, в какой им является и поведение самого младенца, с присущими ему врожденными тенденциями к интеграции, автономии, к объектным отношениям и к удовлетворительному психосоматическому единству. Ребенок никогда не был матерью. Он не был даже еще и ребенком. Для него все — впервые,все является первоначальным опытом.Отсутствуют мерки. Время для него измеряется не часами или движением солнца с востока на запад, а дыханием матери и тем, как бьется ее сердце, ростом и спадом инстинктивных желаний и другими немеханическими «приборами». ... На ранних ступенях эмоционального развития, пока чувства еще не упорядочены, пока еще нет того, что можно назвать «автономным эго», ребенок испытывает огромную тревогу. ...Эмоциональное страдание на этой ступени сродни панике, а паника — не что иное, как защита от непереносимой муки, когда даже самоубийство представляется лучшим выходом.
Таким образом, в сознании новорожденного младенца его личное «я» отождествляется с окружающим миром. Он находится в неком недифференцированном состоянии, когда его внутреннее пространство неотделимо от внешнего мира. Винникот по этому поводу справедливо замечает, что «с точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого». В то же время по отношению к внутреннему миру младенца внешними факторами являются не только проявления окружающего мира, но и его собственное тело и поведение. В нем живут только чувства и ощущения, которые и есть его недифференцированное «я».
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1049;