Демокрит.
Демокрит ввел в философский (и не только) оборот термин «атомы». «Атомос» (ἄτομος) - по-гречески «неделимый». Согласно Демокриту, атомы – это неделимые, вечные и неуничтожимые сущности, отличающиеся друг от друга формой (например, атомы огня круглые)[6].
Необходимо учитывать, что атомы Демокрита – это именно схватываемые умом сущности. Дело не в том, что у греков не было приборов, фиксирующих что-либо столь маленькое, а в том, что они вряд ли стали бы пытаться создать что-либо подобное: греческая ментальность предполагает, что выйти за пределы того, что непосредственно чувственно воспринимаемо можно посредством умозрения (и только так).
«Атомы» Демокрита – это то, что мы мыслим, а не то, что мы видим (подобно парменидову «бытию»). Разница лишь (впрочем, весьма существенная) в том, что их много и между ними – пустота.
Демокрит идет на нетипичный для греческого мышления шаг: допускает наличие пустоты (которую он так же называет «небытием»). Если у Парменида «бытие» и «небытие» оказываются разведены по две разные стороны (мир умопостигаемый, он есть; мир чувственно воспринимаемый, он не есть, согласно Пармениду), то у Демокрита мы имеем дело с попыткой объяснить этот (чувственно воспринимаемый) мир, ссылаясь на умопостигаемые сущности, которые лежат в его основе. Таким образом, Демокрит, как бы перемешал «бытие» и «небытие» (наличие и отсутствие) и, тем самым, придал этому (видимому) миру смысл.
Итак, согласно Демокриту, чтобы объяснить этот, видимый нами, реальный, мир необходимо допустить наличие вечных и неуничтожимых сущностей (атомов), отличающихся формой, пустоту между ними, а так же - необходимо допустить движение. Согласно Демокриту, атомам всегда присуще определенное количество движения, которым они обмениваются. Сами атомы не меняются, изменчивость же чувственно воспринимаемых вещей объясняется наличием в мире не только атомов, но и пустоты, в которой движутся атомы[7].
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 758;