Тантра и Йога
Занимаясь Йогой, мы постоянно слышим, что то, чем мы занимаемся, это еще не вся Йога. Это только часть Йоги. Есть некие секретные техники Йоги, о которых невозможно написать словами. Необходимо присутствие учителя, носителя этих знаний. Другие говорят, что нужны особые ключи, чтобы правильно прочитать то, что написано.
Йога существует многие тысячелетия. К нам, на Запад, она пришла в конце прошлого века, всего 100 лет назад. Нам она была представлена как духовная дисциплина и как оздоровитель ная система. Естественно, что в рациональном западном мире наибольшее распространение получила Йога, несущая здоровье физическому телу. Йога стала использоваться для омоложения, оздоровления и лечения различных недугов. Она нашла себе место даже в спорте, бизнесе, подводном флоте и в местах лишения свободы. Йогу стали использовать в реабилитационных целях при лечении наркомании и алкоголизма.
С использованием Йоги как духовной дисциплины, как пути саморазвития и самосовершенствования дела обстоят сложнее. Христианство, как доминирующая религия Запада, неодобрительно относится к Йоге. Ведь церковь является посредником между Богом и человеком, утверждая, что только она может привести к Богу. А тут какая-то Йога обещает привести человека к состоянию единения с Богом напрямую, без посредников. Йога действительно нечто большее, чем оздоровительная система. Многие учителя Йоги об этом постоянно напоминают, но всегда говорят, что это секретное знание, и оно может быть передано непосредственно от учителя к ученику. Говорят, что некоторые знания вообще невозможно выразить словами. Они могут быть переданы и восприняты в непосредственном опыте.
Почему Йогу передали на Запад со своей родины? Нам внушили мысль, что адепты Йоги решили спасти нас от рационализма и бездуховности. Очень хорошая и красивая версия. А почему это решение было принято только сейчас? Кто его принимал и как? Один мудрец или собрание мудрецов? Мы-то знаем, что такие «решения» принимает не конкретный человек, а Высшая сила. Высшая сила, Высший разум проявляет себя через конкретного человека, чаще всего святого. Может быть, через Рамакриш-ну, через Вивеканаду, Блаватскую, Рамачараку, Йогананду и других пионеров.
Недавно мне пришла в голову такая крамольная мысль. Йога пришла на Запад не только, чтобы спасти человечество, но и для того, чтобы спасти себя, возродиться из пепла веков. Спасти себя от притеснений, искажений, упадка, профанации и непонимания. Ведь и^в самой Индии Йога стала использоваться не по назначению. Йога стала частью физической культуры, частью спорта. Точно так, как у нас гимнастика.
В Пондичери, на юге Индии, на родине Тантра-йоги, я наблюдал такую картину. Вокруг помоста сидят судьи. На помост один за другим, вздрагивая от волнения, выходят дети и подростки. Выполняют асаны. Взрослый человек, похожий на нашего тренера по поднятию тяжестей, громовым голосом командует:
«Держать! Отпустить!» Потом судьи точно так же, как в гимнастике, выставляют оценки.
В Индии не так-то просто найти настоящих учителей Йоги. Они не рекламируют себя. Они не зазывают к себе учеников. Наоборот, даже скрывают то, чем они на самом деле занимаются и какими знаниями обладают. ^Не все так просто и однозначно в Индии. Не все так просто с Йогой. Ученые-пандиты вымарывали куски из текстов практической Йоги, а коммунисты не давали нам их читать даже в исправленном виде.
Как Йога, так и Тантра появились на полуострове Индостан у коренного дравидского населения. Пришли арии. Завоевали страну, разрушили города с водопроводом и канализацией, разрушили ирригационные сооружения, поработили коренное население, превратили их в касту шудр, касту слуг. Практически пришли варвары со своей религией, со своей культурой. Вместо матриархата они принесли на эту землю патриархат. Арии адаптировали Йогу в свою культуру, даже взяли в свой пантеон богов черного местного Шиву, отца Йоги и Тантры. Но такая адаптация без потерь не бывает. Основные расхождения шли по коренным вопросам. Какому богу поклоняться и как относиться к женщине, к женскому началу, к сексуальной энергии? Тантра и Йога были ветвями одного дерева, ребенком одной матери, но с завоеванием страны ариями они оказались разобщены. Тантра вообще была вынуждена уйти в подполье, а Йога стала практиковаться в удобном для брахманов варианте. Известная нам Йога Патанджали была приведена в систему уже во времена господства брахманизма.
Сто лет назад зерно Йоги было высажено на землю Запада, в западную культуру. Йога проросла, принялась и укоренилась. Пришла пора открыть то, что скрывалось долгие годы за символикой единства, то есть Йоги «Ха» и «Тха». На санскрите Ха и Тха означают то же самое, что и даосское Инь—Ян. А Йога означает союз, единение. Значит, Ха-Тха-йога — это единение мужского и женского, это постижение универсального единства Вселенной, это сознание и переживание радости и блаженства единения мужчины и женщины.
Мудрец Патанджали не мог написать об этом. Более поздние комментаторы его «сутр», или «изречений Йоги», тоже не могли писать об этом. Они жили во времена засилья брахманизма, жесткой религиозной идеологии спустя 5 тысяч лет после возникновения Йоги. Говорят, что Йога настолько древняя, что о времени ее возникновения судят по археологическим находкам — скульптурам в позах Йоги. Что это за позы Йоги? Никто из археологов не нашел одинокие фигурки в позе «плуга», «кобры» или «кузнечика». Нашли фигурки богов и богинь, мужчин и женщин в позах ЕДИНЕНИЯ, в позах слияния, в позах любви.
Это в касте брахманов говорят о единении Солнца и Луны, дня и ночи, теплого и холодного, зимы и лета, мужского и женского в самом себе. Говорят, что при длительной и систематической медитации на таком единении можно достигнуть состояния САТ-ЧИТ-АНАНДЫ — состояния сознания радости и блаженства. Может быть, какой-нибудь брахман и может получать радость таким путем. Некоторые святые даже достигают реальной гармонии мужского и женского в самом себе. Но это святые чуть ли не на уровне Христа! Это исключение из правил. Для нас с вами более знакомо это состояние через экстаз реального единения с любимым или любимой. Через реальное единение с любимым познается универсальное единство Вселенной, познается состояние осознания бесконечной радости и блаженства — САТ-ЧИТ-АНАНДА.
Вершиной постижения в Йоге считается пробуждение Кунда-лини. В авторитетном источнике Йоги — «Хатха-йога Прадипи-ка» есть такие строки:
«Пока сила не пойдет по срединному пути и на нем не утвердится, пока не будет обретен абсолютный контроль над той силой, что управляет семенем, и ум не будет в слиянии с единым в непрерывном созерцании, до тех пор любые разговоры о знании и мудрости есть не более чем пустопорожний бред».
Когда мы стали практиковать Йогу с партнером, соединив это с идеями Тантры и техниками даосской Йоги, то на наших семинарах проявление Кундалини стало нормой. Сила пошла по срединному пути. В этом случае просто необходимо использовать техники контроля «над той силой, что управляет семенем». Значит, жизнь заставляет снова соединить науку Хатха и искусство Тантра-йоги в одно.
Если Бог Шива был отцом Йоги и Тантры, то первоначально эта была одна система. Та же идея единства индивидуальной души и Абсолюта, та же идея о единстве женского и мужского начала. Йога осталась на поверхности с «небольшими купюрами» в ее текстах. Тантра вообще была вынуждена уйти в подполье, когда пришли арии.
В ашраме Гитананды в Пондичери, на юге полуострова Индостан, мне сказали по секрету, что гуру — тантрик. Гуру сейчас, в наши дни, в Индии, скрывал свое реальное учение! Тантра в подполье на ее родине, в Индии! Почему?
Что скрывалось в начале нашей эры и в средние века за алхимическими терминами? Что значит серу превратить в ртуть, а затем в золото? Сейчас, когда стали известны даосские секреты, мы узнали, что это — превращение сексуальной энергии в жизненную, а затем в духовную. Дравидам при их матриархате это было ни к чему. Проявление сексуальности человека было нормой.
Они не были «примерными католиками», пуританство и самообман им были незнакомы.
Современная медицина установила связь сексуальной энергии с гипофизом и гипоталамусом. Сексуальная энергия стимулирует их функцию, оказывает воздействие на наше развитие, на наше поведение, на наше восприятие действительности. Это значит — установлена прямая связь между сексуальностью и духовностью. Третий глаз — Аджна чакра — энергетически связана как раз с этими важными железами. Именно Третий глаз и является объектом медитации в Йоге.
Из первоисточников по Йоге выброшены места о практическом применении техники Ваджроли. Выброшены места об удерживании семени и трансмутации сексуальной энергии в духовную.
Не похоже ли все это на то, что нам принесли кастрированную Йогу? Йогу без ее главного компонента — без Тантры. Когда появилась установка Йоги о Брахмачарье как об условии духовного развития? Безусловно, это изобретение «высшей» арийской цивилизации, заслуга браминов. Это они устанавливали нормы морального поведения.
Многие трактуют термин «Брахмачарья» как воздержание или более конкретно — воздержание от занятия любовью. А ведь значение слова «Брахмачарья» никак не относится к запрету проявлять свою природную сексуальность! «Брахмачарья» означает «служение Богу» или «Святое действие». «Брахма» — это Бог, а «чарья» — действие. Я нигде не встречал мысли о том, чтобы кому-то из богов нравилось бы такое служение или чтобы кто-то из богов требовал такого служения. Сам Бог Шива только и делал, что «вступал в единение со своей Шакти». Бог Кришна вообще был веселым малым. Игривые пастушки сопровождали его почти во всех его приключениях и похождениях. Какому Богу служили брамины? Может быть, у них был свой Бог, которому нравились люди, живущие в целибате? Разные люди по-разному понимают эту службу. Даже по иудейско-христианской концепции Бог спохватился и произвел Еву для Адама. И первое, что сделал Адам, так это «познал ее как жену». Воздержание, или целибат, трактуется как заслуга перед Богом только в более поздней традиции Веданты. Не только в традиции Тантры, но и в традиции Упани-шад сексуальное единение рассматривается как святое действие и служение.
Недавно мне пришла в голову необычная мысль. Если кто-то из читателей знаком с учением Гурджиева, то будет легче ее понять. Когда он рассматривал устройство Вселенной и всеобщую энергозависимость, то говорил, что более низкий уровень жизни или энергии служит пищей для более высокого. Солнечную энергию поглощают зеленые растения. Их съедают животные. Часть животных, в том числе и человек, не довольствуются растениями. А каким образом человек вносит свой вклад в общую энергетику? Что он дает для питания тому, что стоит над нами? Молитву и медитацию? Нашу любовь от всего сердца? А может быть, ту энергию, которая высвобождается в процессе занятия любовью не только на уровне сердца? Зачем нужно было создателю программировать людей на занятие любовью не только для продолжения рода? Только для того, чтобы скрасить нашу борьбу за выживание? Наша сексуальная энергия напрямую связана с энергией Кундалини. С последним выдохом Кундалини покидает тело. Если это универсальная энергия, то куда она девается? Куда девается тот мощный энергетический выброс, который имеет место вместе с выбросом семени? Воздух греет? А вспомните нечто аналогичное из учения древних мексиканских индейцев, принесенных нам К. Кастанедой, о главной задаче воина! Дон Хуан говорил о том, что мы являемся пищей для Орла. Я так и не понял до конца, что это за Орел и каким образом мы являемся для него пищей. Может быть, наша энергия жизни, сексуальная энергия и является «пищей Орла»? Может быть, в учении Дона Хуана в такой форме выражена та же самая мысль Йоги об удержании семени, а значит, и энергии. Это для того, чтобы не превратиться в «пищу Орла», остаться жить вечно. Может быть, отсюда мечты средневековых алхимиков о бессмертии, отсюда и положение Йоги о вечной молодости? Как там, так и здесь речь идет о предотвращении бесполезного, инстинктивного выброса сексуальной энергии, сохранении и трансформации ее в более тонкую энергию духа и запечатывание ее в своем теле. Человек — это микрокосмос, подобие Бога. Почему бы и нет? В этих рассуждениях как раз сходятся концы с концами. Сексуальная энергия — творческая энергия Универсума, горючее творения. Сексуальная энергия является также источником жизни каждого человека. Отсюда становится понятно, что цель как Йоги, так и Тантры одна — омоложение, долголетие и самореализация. Одни это делают за счет сохранения энергии и надеются на ее естественную сублимацию. Другие специально генерируют сексуальную энергию, наслаждаются любовью и одновременно практикуют специальные техники для ее трансформации и сублимации.
Не зря же К. Кастанеда пытался найти параллели между учением Дона Хуана и Йогой! Я читал его беседу на эту тему со Сва-ми Муктанандой, основателем Сидха-йоги, исповедовавшего кашмирский шиваизм — разновидность Тантры. Это было сравнение двух традиций, двух школ, поиски общего, сравнение возможностей. Из их беседы, по словам самого Муктананды, можно сделать точно такой же вывод, к чему пришел интуитивно Владимир Высоцкий: «Раньше йог мог...» На все вопросы Кастанеды о сравнении техник Дона Хуана и Йоги Свами Муктананда отвечал, что это было известно в древности, а сейчас это знание потеряно. Муктананда назвал имена и сказал, что раньше были йоги, способные быть в нескольких местах одновременно, проходить через стены, мгновенно оказываться там, где необходимо.
Мой товарищ из Иркутска рассказывал, как в Индии он был свидетелем демонстрации прохода йогина через стены. У меня нет оснований ему не верить. Йогананда в своей автобиографии описывал, как Бабаджи появлялся перед учениками в образе молодого мужчины для того, чтобы дать наставления. Затем исчезал вместе с дворцом. Это значит что мощное сокровенное знание есть и сейчас в традиции Йоги. Древние йоги владели секретом вечной молодости. Даосы утверждают, что это секрет использования сексуальной энергии.
Вот такие строки из древнего источника я нашел в книге Ван Лизебес «Тантра — культ женственности» из древнего источника Хатхаратнавали (Hatharatnavoli) о практике Ваджроли:
«Трубку необходимо ввести в уретру для ее расширения. Таким образом пенис становится сильнее»...
Затем описывается практическое использование Ваджроли:
«В укромном месте обнаженный мужчина ложится на обнаженную женщину. Оба затаивают дыхание и обнимают друг друга. Мужчина вводит Лингам в Виджайну. Затем они целуют друг друга и производят различные звуки, царапают друг друга...
... Постоянно практикуясь, мужчина должен абсорбировать своим пенисом бинду (имеются в виду не только мужские, но и женские оргазмические выделения), используя Ваджроли.
... Таким образом сохраняя свое семя и абсорбируя женское, йогин побеждает смерть».
Обратите внимание, что не тантрик побеждает смерть, а йогин. Аналогичное описание использования Ваджроли и способа победы над смертью есть и в хорошо известном, авторитетном и популярном йоговском источнике — в Хатха-йога Прадипике. Когда западные последователи Йоги спрашивают об этом у авторитетных современных Свами, то получают ответ, что это надо понимать символически. Ван Лизебес указывает, что переводчик другого классического текста Йоги — Шива Самхита оставил такую заметку:
«Ваджроли, описанная в классическом тексте, опущена потому, что эта непристойная техника практикуется только низшим классом тантриков».
Вот поэтому многие учителя сознательно никогда не афишируют свою принадлежность к Тантре. Они говорят, что следуют Йоге. Это делается ими из тех соображений, чтобы оградить Тантру от паломничества неподготовленных людей, чтобы сберечь чистоту Тантры. Например, Вивекананда был учеником Рамакришны — адепта Тантры, но лекций по Тантре он не читал. Не все последователи Йогананды знают, что он был тантриком. А линия учителей Йогананды восходит через Шри Юктешвара, Ли-хирии Махасаи к Бабаджи. Посмотрите еще раз на рисунок 1.3. Рядом с Бабаджи находятся основные символы Тантры. На эти детали как-то никто не обращает внимания.
Йогананда поклонялся Богу, как Святой Матери. Божество Йогананды было носителем женского начала.
Он практиковал техники Тантры. У него были наставники, с которыми он встречался тайно. Когда Йогананда прибыл в США, то, видимо, понял, что Запад еще не готов принять реальную Йогу. И не потому, что западный ум отличается от восточного, а потому, что на Западе в это время было засилье христианской религиозной морали. Тем не менее Йогананде удалось внедрить Йогу на Западе как духовную дисциплину, а не аэробику. Он высадил истинное зерно Йоги, давая людям инициацию Крии, что является по сути преддверием Тантры.
В книге младшего брата Йогананды Сананды описан интересный случай, о котором мне рассказал Род Страйке, мастер Ишта-йоги.
Перед тем как поехать в США, Йогананда уже был учителем Йоги у себя дома, в Индии. Нужен был свой ашрам — место для медитаций. Сананда пишет, что человек, по имени Пулин, нашел место для первого ашрама Йогананды в Калькутте. А редактор книги в сноске расшифровывает это имя полностью — Пулин Бихари Дас, который впоследствии стал известен как Свами Ши-вананда. Линия учителей Ишта-йоги идет именно от этого человека. А Ишта-йога — это наука Йоги и искусство Тантры. Основатель Бихарской школы Йоги, известный нашему читателю по книгам «Кундалини—Тантра» и «Крия», Свами Сатьянанда Са-расвати — прямой последователь и ученик Свами Шивананды.
Более того, считается, что основой или введением в Тантру является Крия-йога. Некоторые йоги понимают Крию как очистку физического тела от шлаков, как необходимый и предварительный этап к практике асан. На самом деле практика Крии нужна для отключения чувств от внешнего мира (Дхарана), чтобы прийти к медитации (Дхияна), а оттуда уже к единству, союзу, то есть к Йоге. Крия Йогананды — это Тантра чистой воды и по своим идеям, и по техникам.
И еще одна интересная деталь. Тантрическое учение о Кунда-лини является главным в Йоге. Основная техника для удержания бинду, или семени, в Тантре — йоговская Ваджроли мудра. Мула бандха, дыхание Кобры, тоже являются техниками Йоги. Без взаимопереходящих техник не может быть ни Тантры, ни Йоги. Беда в том, что Йогу искусственно отделили от Тантры в то время, когда вершину человеческих отношений, интимный контакт мужчины и женщины объявили греховным и стали налагать на него всяческие ограничения и запреты.
В настоящее время все больше и больше людей приходят к необходимости интеграции Йоги и Тантры. По отдельности они просто не могут дать того полного эффекта, на что способны. И это мнение не только тантриков. Так, известный в США учитель и профессор Аюрведы, Васанд Лад, пишет в своем учебнике «Аюрведа — наука самолечения»:
«В духовной эволюции человека Аюрведа является основой, или фундаментом, Йога — телом, а Тантра — головой. Аюрведа, Йога и Тантра образуют взаимозависимое триединство жизни. Ни одна из этих практик не может быть отделена от другой. Здоровье тела, интеллекта и сознания зависит от знаний и практики этой троицы в повседневной жизни.
Цель каждой из этих практик — долголетие, омоложение и самореализация».
Тантра не уделяет столько много внимания реинкарнации, как Йога. Для тантриков настоящее более важно, чем прошлое и будущее. И для каждого из нас жизнь — это здесь и сейчас. И если наша душа воплотиться в другое тело, то это будет другой человек, хотя в нем на глубинном, бессознательном уровне и сохранится влияние бывших воплощений.
Сопоставляя современную волевую Йогу и Тантру, можно сказать, что Йога — это путь воина, путь силы, самообладания и труда. Тантра — путь любви, самопожертвования, самоотдачи, растворения эго. Тантра — это путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, самореализацию и развитие до божества своей внутренней сути.^ Йога — это движение к Богу через труд, усилия, упражнения. Йога борется с желанием. Тантра использует энергию желания на пути самореализации и движения к Богу. Йога часто имеет дело с физическим телом, Тантра — с тонким внутренним энергетическим телом. Йога — наука. Тантра — искусство. Вариант силовой Йоги, который практикует большинство наших сограждан на Западе, часто увеличивает чувство эго, а не уменьшает его.
К сожалению, для многих на Западе в наши дни Йога ассоциируется со статическими позами физического тела, а Тантра — с техниками занятия любовью.
На самом деле Йога без Тантры переходит в упражнения для физического тела, а Тантра без Йоги — в секс. И то и другое хорошо по-своему. Только нужно иметь в виду, что Бог Шива — отец как Йоги, так и Тантры. И если кому-то кажется, что можно отделить Йогу от Тантры или Тантру от Йоги и успешно практиковать одно или другое — то это заблуждение.
Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 1104;