Нет, не бесславные нами и царством ликийским пространным
Правят цари: они насыщаются пищею тучной,
Вина изящные, сладкие пьют, но зато их и сила
Дивная: в битвах они пред ликийцами первыми бьются!
(Илиада, XII, 310-321)
В этом отрывке перечислены все основные виды почестей, которые получают басилеи от народа, но главное, здесь сказано конкретно, за что именно им эти награды причитаются: за то, что у них есть «сила дивная» и они «пред ликийцами первыми бьются!». Таким образом, этот текст позволяет нам сделать некоторые важные выводы: во-первых, сами гомеровские герои производят свой статус от своих воинских доблестей и заслуг перед народом; во-вторых, на первое место среди заслуженных наград басилеи ставят отнюдь не материальную выгоду, а публично оказываемый почет в виде таких «мелочей», как почетное место, почетная доля, еда и т. д. ; в-третьих, главное богатство басилеев – теменос[2] – воспринимается ими не как инструмент экономического превосходства, но как почетная награда от общины; в-четвертых, статус правящего царя предоставляется басилею народом.
Итак, в речи Сарпедона четко обозначена вся основная шкала ценностей гомеровских героев, в которой на первом месте стоят не материальные ценности, но общественное признание и почет. Главным достоинством героев признается физическая сила и воинская доблесть <…>.
Шкала ценностей гомеровских героев хорошо представлена еще в одном отрывке. Это слова, которыми Одиссей в сцене испытания войска призывает к порядку простых воинов «из народа»:
Смолкни, несчастный, воссядь и других совещание слушай,
Более почтенных, как ты! Невоинственный муж и бессильный,
Значащим ты никогда не бывал ни в боях, ни в советах.
(Илиада, II, 200-203)
Здесь образцовая модель героя-аристократа или «хорошего человека» представлена как бы «от противного», через описание того, кто не обладает нужными качествами. Если этот несчастный назван мужем «невоинственным и бессильным», это значит, что истинный и достойный муж должен быть воинственным и сильным. Затем он должен быть «значащим в боях и советах», т. е. уметь разумно говорить в собраниях и давать мудрые советы. Таким образом, здесь формулируются две основные социальные добродетели: это воинская доблесть и мудрость, т. е. способность давать разумные советы в собраниях (поэтому Гомер часто называет героя словом bulephoros, т. е. «советник» – Илиада, I, 144; VII, 126; XII, 414). Значит, достаточно обладать этими качествами, чтобы слыть хорошим человеком. Собственность здесь даже не упоминается и в расчет не берется. Царем же является тот, у кого эти позитивные качества развиты больше всего.
Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V в. до н. э.). СПб., 2002. С. 78-80.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 835;