Источники. Евтропий. «Краткая история от основания Города»
Евтропий. «Краткая история от основания Города». Кн. IX, гл. 20, сл.; кн. Х, гл. 1–6.
Аврелий Виктор. «О цезарях». Гл. 39–41; «Извлечения о жизни и нравах римских императоров». Гл. 39–41.
Павел Орозий. «История против язычников». Кн. VII, гл. 25–28.
Лактанций. «О смертях гонителей». Гл. 7, сл.
Евсевий Кесарийский. «Церковная история». «Жизнь Константина».
Император Диоклетиан и его соправители (285–305 гг.)
Диоклетиан понимал, что без надежной опоры ему долго не удержать власть. Он решил сделать соправителем своего лучшего военачальника – Максимиана. В 285 г. Максимиан получил титул цезаря. В это время в Галлии разгорелось восстание крестьян – т. н. восстание багаудов (кельтск. «борцы»). Диоклетиан поручил Максимиану подавить его, с чем тот успешно справился. Ровно через год Диоклетиан произвел Максимиана в ранг августа и дал ему равную с собой власть. Диоклетиан при этом сохранил неформальное старшинство. Императоры разделили между собой Римскую империю: Диоклетиан взял под свое управление восточную часть, Максимиан – западную. Оба императора не пожелали жить в Риме и сделали своими столицами стратегически более выгодно расположенные города: Диоклетиан поселился в городе Никомедия в Малой Азии на берегу Мраморного моря, Максимиан – на севере Италии, сначала в Медиолане (Милан), потом – в Равенне.
Диоклетиан и Максимиан окончательно отказались от республиканских традиций оформления императорской власти. Прежде римские императоры по одежде и символам власти не отличались от высших римских магистратов, обращение к императору не было окружено ритуалами, характерными для восточных монархий. Теперь же личность императора становится недосягаемой. Императоры облачаются в особую пурпурную мантию, расшитую золотом и драгоценными камнями, запрещенную к ношению всеми остальными. Символами императорской власти становятся скипетр и шар, обозначавший власть над вселенной. Позже императоры стали носить диадему – символ царской власти. Прием подданных император проводил, сидя на троне, тот, кто приближался к нему, должен был пасть ниц. Особой почестью стало дозволение поцеловать край императорского пурпурного одеяния. Император официально стал именовать себя deus dominusque – «бог и господин». Диоклетиан принял титул Иовий – «происходящий от Юпитера», а Максимиан стал зваться Геркулием – «происходящим от Геркулеса». Эти нововведения должны были вселить в подданных священный трепет перед особой императора. Усложнение ритуала общения с императором защищало его от покушений.
В 287 г. командующий флотом провинции Британнии Каравзий поднял восстание против Максимиана Геркулия. Он захватил Британнию и провозгласил себя независимым императором. Диоклетиан и Максимиан не могли победить Каравзия и заключили с ним мир, фактически, признав узурпатора. Каравзий через 6 лет пал жертвой своего помощника Аллекта, который еще 4 года независимо правил Британнией. Только через 10 лет Британния вернулась под власть римских императоров.
Диоклетиан и Максимиан учли урок с узурпацией Каравзия. В 293 г. оба императора избрали себе младших соправителей – цезарей, которые должны были наследовать их власть ровно через 12 лет. Цезарем Диоклетиана стал военачальник Галерий, цезарем Максимиана – Констанций Хлор, внучатый племянник императора Клавдия Готского. Августы заставили своих цезарей развестись с прежними женами и взять в жены девушек из императорских семей: Галерий женился на дочери Диоклетиана Валерии, Констанций Хлор – на падчерице Максимиана Феодоре. Оба цезаря получили часть Римской империи в управление от своих августов. Галерий стал управлять Балканским полуостровом и поселился в городе Сирмий, Констанций Хлор стал правителем Галлии и Британнии со столицей в Августе Треверов (г. Трир во Франции). Цезари должны были выполнять поручения своих августов, но имели собственный штат чиновников и имели право самостоятельно назначать наместников провинций на своей территории. Таким образом, монархическая власть была поделена между четырьмя императорами. Такая система управления Римской империей получила название тетрархия (греч. «власть четырех»).
Управление империей при тетрархии стало осуществляться огромным аппаратом чиновников. В провинциях были разделены гражданская и военная власть. Город Рим сохранил свое историческое устройство, его жители обладали рядом привилегий, но Рим перестал быть столицей государства, из него больше не велось управление империей. Римский сенат оказался на положении обыкновенного городского совета. Императоры стремились сплотить жителей империи, в том числе вокруг общего религиозного культа. Диоклетиан делает попытку возродить древнеримскую религию и сделать ее общеимперской. В этой обстановке Диоклетиан стал преследовать христианскую церковь, как непризнающую римских богов организацию. По империи прокатилась волна арестов, казней христиан, погромов церквей (т. н. «гонение Диоклетиана» или «Великое гонение», 303 г.).
В 305 г. Диоклетиан и Максимиан Геркулий, следуя соглашению с цезарями, добровольно сложили с себя власть и объявили новыми августами Галерия и Констанция Хлора. Заранее были назначены и новые цезари. Диоклетиан и Максимиан удалились на покой в собственные поместья. Диоклетиан поселился в Далмации, во дворце в городе Салона (совр. Сплит) на берегу Адриатического моря. Там он прожил еще 9 лет, занимаясь разведением цветов и овощей и не вмешиваясь в государственные дела.
Наследники Диоклетиана (305–324 гг.)
После отречения Диоклетиана и Максимиана августом Востока стал Галерий, августом Запада – Констанций Хлор. Цезарем при Галерии был назначен его племянник Максимин Дайя (или Даза), при Констанции – фаворит Галерия Флавий Север. Галерий, как прежде «его» август Диоклетиан, неформально занимал положение старшего. Таким образом, во главе Римской империи снова оказались четыре императора: два августа и два цезаря (2-я тетрархия).
Но эта тетрархия оказалась непрочной. Уже через год императоры вступили в междоусобную войну.
В 306 г. умер Констанций Хлор. Галерий своей властью назначил августом Запада Флавия Севера. Новым цезарем на Западе он был вынужден признать старшего сына Констанция Хлора – Константина (его матерью была первая жена Констанция Елена, христианка, по слухам – бывшая трактирщица).
В том же году в Риме начались волнения, которыми воспользовался родной сын Максимиана Геркулия Максенций. Римляне объявили Максенция цезарем (вместо Константина), а через год он объявил себя августом. К Максенцию в Рим прибыл его отец, Максимиан Геркулий. Он снова объявил себя императором и стал соправителем собственного сына.
В 307 г. Флавий Север пошел войной на Максенция и Максимиана, осадил Рим, но не смог его взять. Флавий Север отступил в Равенну, но в том же году Максимиан хитростью заманил его в Рим, арестовал и приказал покончить с собой. В том же году Максенций и его отец Максимиан поссорились друг с другом, и Максимиман был вынужден покинуть Рим. Он написал письмо Диоклетиану, призывая его вернуться во власть, но тот отказался. По преданию он ответил: «Если бы вы могли посмотреть на овощи, выращенные моими руками, вы бы сказали, что мне никогда не надо было этого делать!». Максимиан бежал в Галлию и заключил союз с находившимся там Константином. Константин женился на дочери Максимиана Фаусте. Своей властью Максимиан объявил Константина августом.
На место Флавия Севера Галерий назначил в 308 г. августом Запада военачальника Лициния. Еще через год он даровал титул августа Максимину Дае. Таким образом, во главе Римской империи оказалось 5 августов. Система тетрархии рухнула.
В 310 г. Максимиан Геркулий попытался свергнуть своего союзника и зятя Константина, но был предан собственными солдатами и погиб. В 311 г. от какой-то страшной болезни умер Галерий. Перед смертью он издал указ о веротерпимости, по которому прекращались гонения на христиан.
В 312 г. римляне обратились к Константину с просьбой избавить их от тирана Максенция. Константин двинул войска на Рим. 28 октября (день принятия Максенцием власти) произошла битва между Константином и Максенцием у Мульвийского моста через Тибр. Войска Максенция были разгромлены, а сам он в давке свалился в Тибр и утонул. По словам христианского историка Евсевия, современника Константина, перед войной с Максенцием Константин увидел в небе крест и слова: «С этим одержишь победу». Он приказал поместить изображение креста на знамени и шлемах воинов, это, по мнению Евсевия, принесло ему победу.
Римляне провозгласили Константина старшим августом (двумя другими были Лициний и Максимин Дайя). В то же время на Востоке произошла междоусобная война между Лицинием и Максимином Дайей. Последний в 313 г. потерпел поражение и покончил с собой. Таким образом, в 313 г. над всем Востоком воцарился август Лициний, а Западом правил август Константин.
Оба императора встретились в 313 г. в городе Медиолане и заключили союз. Чтобы скрепить его, Лициний женился на сестре Константина. На свадебный пир был приглашен 68-летний Диоклетиан, но тот знал, что Константин и Лициний подозревали его в симпатиях Максенцию и Максимину Дае, и опасался позорной казни. Поэтому Диоклетиан предпочел принять яд. Находясь в Медиолане, Константин и Лициний издали постановление (т. н. «Медиоланский (или «Миланский») эдикт»), разрешавшее полную свободу вероисповедания. Тем самым официально признавалось дозволенной религией христианство. Христианские писатели позже расценивали «Медиоланский эдикт» как обращение римских императоров (точнее, только Константина) в христианство.
Константин и Лициний ненавидели и боялись друг друга. Уже через год между ними вспыхнула война. Лициний был побежден в двух битвах и запросил мира. По условиям мира Константин сумел расширить свои владения за счет отнятых у Лициния провинций. Лициний был вынужден признать Константина старшим августом.
Через несколько лет, в 323 г., Константин вторгся во владения Лициния и нанес ему сокрушительное поражение. Лициний пообещал сдаться и отречься от власти, если Константин сохранит ему жизнь. Константин пообещал ему это. В сентябре 324 г. в торжественной обстановке Лициний сложил с себя пурпур и пал к ногам Константина. Его отправили в ссылку и без шума прикончили. Константин после победы над последним соперником установил над Римской империей режим абсолютной монархии.
Император Константин Великий (324–337 гг.)
Константин носил императорский пурпур в общей сложности 31 год: в 306 г. он был провозглашен одним из цезарей, через год стал августом, после чего 17 лет боролся со своими соперниками. В 324 г. он стал единственным хозяином римской державы, которой управлял еще 13 лет. Константин не стал брать соправителя с равной властью, но назначил своих сыновей и племянников цезарями и поручил им в управления отдельные части империи.
Константин завершил реформы государственного аппарата, начатые Диоклетианом. Особа императора при Константине была окружена еще большим ореолом священности. Священным считалось все, что имело отношение к императору: его дворец, спальня и т. п. К императору обращались, называя его «ваша вечность». Режим абсолютной монархии, окончательно установившийся при Константине, не имел почти ничего общего с системой, созданной Августом. Политический режим т. н. Ранней империи (I–II вв.) принято называть принципатом, а императорскую власть с эпохи Диоклетиана – доминатом (от dominus – «господин»). Система, форма и стиль управления государством, сложившиеся при Константине, были продолжены в Византийской империи (до XV в.).
Константин был очень подозрительным и жестоким. Он заподозрил в измене своего старшего сына Криспа и сначала посадил его под домашний арест, а потом казнил, хотя очевидной вины на Криспе не было. Некоторые древние историки утверждают, что Константин расправился и со своей женой Фаустой, которую обвинили в супружеской измене. Ее убили, заперев в раскаленной бане.
Константин был прославлен христианскими писателями из-за своего покровительства христианской церкви. Он не только издал эдикт, прекращающий гонения на христиан (о соавторстве Лициния, которому, вероятно, принадлежала в этом инициатива, предпочитали не вспоминать), но и позаботился, чтобы между христианами не было раздоров по вопросу вероисповедания. Для этого он в 325 г. повелел всем христианским епископам прибыть на общий съезд (традиционно называемый «собор») в город Никея в Малой Азии. Никейский собор принято называть 1-м вселенским собором, т. к. впервые собирались епископы со всей империи («со всей вселенной»). Константин на Никейском соборе взял на себя роль председателя и блюстителя порядка. При этом император оставался язычником. После жесточайших споров епископы создали общий канон вероисповедания («Никейский символ веры»). Не принявшие его (сторонники Ария – ариане) были прокляты. Никейское вероисповедание было объявлено католическим (греч. – «вселенским») и ортодоксальным («православным»).
Константин пожелал перенести императорскую столицу из Рима в стратегически выгодно расположенный город. Местом новой столицы он выбрал большой и богатый город Византий на европейском берегу пролива Босфор (совр. Стамбул). Византий находился в близи от опасной нижнедунайской границы, был хорошо защищен, из него открывалась дорога в восточные провинции и к границе с Персидским царством. В городе было развернуто масштабное строительство: пышный императорский дворец, ипподром, акведук, мощная стена, храмы языческих римских богов и христианские церкви. Для украшения новой столицы из Рима и других крупных городов было вывезено огромное количество статуй. В 330 г. состоялось освещение новой столицы, которое совершали и языческие жрецы и христианское духовенство. Город получил название Новый Рим (Nova Roma), но его продолжали называть Византий (или Византия). Его жители называли себя по-прежнему византийцами или по-новому ромеями (греч. «римляне»). Неофициально город часто называли Константинополем – «городом Константина». В Константинополе был создан особый сенат (греч. – синклит), в который была зачислена часть римских сенаторов, переехавших в новую столицу.
В Константинополе Константин провел последние годы жизни. Умер он 22 мая 337 г. Наследниками Константина стали трое его сыновей – Константин II, Констанций II и Констант, и два племянника – Далмаций и Аннибалиан.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 615;