Г.Д. Диброва
Глава 1. Африка южнее Сахары: после деколонизации
Страны Западной Африки
Страны Центральной Африки
Страны Восточной Африки
Страны Южной Африки
Глава 2. Африка южнее Сахары: специфика этносоциополитической структуры
Отсталость социальной структуры
Этнические проблемы и трибализм
Трибализм и политическая власть
Парламентарная демократия и реалии африканских стран
Политика и военные
Проблема расизма и поиск самоидентичности
Глава 3. Африка южнее Сахары: экономика и ориентация в развитии
Ресурсы и экономический потенциал
Государство и экономика
Социокультурные стандарты и ориентиры
Кризис развития и иностранная помощь
Стремление к сотрудничеству и компромиссам
Глава 4. Арабские страны Африки
Страны Магриба: Алжир, Марокко, Мавритания, Тунис, Ливия
Египет и Судан
Арабская Африка: успехи и неудачи
Глава 5. Арабские страны Азии
Страны Восточного Средиземноморья
Аравийские монархии
Арабы Азии и мир арабов сегодня
Палестина, Израиль и ближневосточный конфликт
Глава 6. Турция, Иран, Афганистан
Турция
Иран под знаком исламской революции
Афганистан в годы войны и после нее
Есть ли будущее у исламского фундаментализма?
Глава 7. Южная Азия после деколонизации
Реформы и политический курс независимой Индии
Проблемы Индии
Пакистан и Бангладеш
Непал, Бутан, Шри-Ланка
Южная Азия и проблемы политической культуры
Глава 8. Китай, Вьетнам, Северная Корея
Современный Китай: просчеты и достижения
Современный Китай: проблемы развития
Вьетнам
Северная Корея
Конфуцианская традиция и марксистский социализм
Глава 9. Монголия, Лаос, Камбоджа и Бирма
Монголия
Камбоджа
Лаос
Бирма (Мьянма)
Марксистский социализм в странах буддизма
Глава 10. Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: путь капиталистического развития
Япония
Страны, следующие по японскому пути (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур)
Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины
Глава 11. Восток после деколонизации: наследие колониализма
Историческая роль колониализма
Колониализм и современные государства Востока
Наследие колониализма и Восток
Глава 12. Постколониальный Восток государство и экономика
Традиционное хозяйство и колониальный капитал: политэкономический аспект проблемы взаимодействия
Государство и экономика на современном Востоке
Государство и общество
Глава 13. Проблемы развития: выбор пути
Эталоны для ориентации
Религиозно-цивилизационный фундамент как фактор выбора
Условия и обстоятельства выбора пути развития
Глава 14. Роль идеологическо-политического поля напряжения в судьбах современного Востока
Восток на перепутье
Дальний Восток и Юго-Восточная Азия
Африка южнее Сахары
Исламский Восток
Южная Азия
Глава 15. Социализм и национализм на Востоке
Марксистский социализм в России
Марксистско-социалистический режим на Востоке
Страны “социалистической ориентации”
Немарксистский социализм
Глава 16. Восток сегодня: основные модели и перспективы развития
Модель первая, японская
Модель вторая, индийская
Модель третья, африканская
Основные модели и перспективы развития
Заключение. Восток и мир накануне третьего тысячелетия: наследие, традиции и перспективы
[1]Об ограничениях говорится в весьма относительном плане – право вести войны и содержать армии ставило компании в положение могущественной политической силы, вполне сопоставимой с местными государственными образованиями; вопрос был лишь в конкретном соотношении сил и в наличии средств для манипулирования.
[2]Керзон в 1905 г. предпринял раздел Бенгалии на две части, что вызвало резкие протесты местного населения, дало толчок росту недовольства во всей Индии и через несколько лет было отменено.
[3]Значительная часть их имела статус долговых работ и являла фактическую собственность эксплуатировавших их труд землевладельцев; остальные, формально свободные, были обязаны государству двух‑трехмесячной государственной барщиной, не говоря уже об обычном земельном налоге.
[4]Только на более позднем этапе существования буддизма сложилась монастырская иерархия, достигшая своего зенита в форме тибето‑монгольской ламаистской модификации с ее высшими ламами‑перевоплощенцами типа далай‑ламы.
[5]Некоторым примером для них в этом смысле были организации индийских кули, завезенных в Южную Африку для работы на сахарных плантациях. При активном участии жившего здесь в 1893–1914 гг. М.К. Ганди был создан в 1894 г. Индийский конгресс Наталя.
[6]Соседний с Нигерией Камерун, колонизованный в конце XIX в. Германией, был в 1916 г. частично передан Англии и включен в состав Нигерии; остальная и большая его часть была передана Франции. В 1960 г. северная часть английской зоны осталась в составе Нигерии, а южная ее часть после плебисцита была присоединена к французской зоне, после чего в 1961 г. на базе этой зоны была создана независимая республика Камерун.
[7]Так, в 1920–1926 гг. в горном районе Риф была создана повстанцами так называемая Рифская республика с выборным Народным собранием и президентом (явное институциональное влияние европейцев), активно боровшаяся с французскими и испанскими колонизаторами.
[8]Колонизация стоит немалых средств и оправдана лишь тогда, когда вложенные в нее средства могут окупиться. Для этого как минимум была необходима более или менее развитая капиталистическая промышленность в метрополии – до того вполне достаточно было колониальной торговли, опирающейся на сеть прибрежных торговых форпостов.
[9]Эта страна, не будучи ни северной, ни арабской, функционально тяготеет к северу хотя бы потому, что имеет близкий к нему и весьма отличный от негритянских обществ Африки религиозно‑цивилизационный фундамент.
[10]Бест – в Иране право убежища на территории некоторых священных мест.
[11]Левант – этим термином именуют Сирию, Ливан и Палестину; в узком смысле левантинцы – потомки осевших в Ливане крестоносцев, смешавшихся с местным арабским населением, но сохранивших католическую веру и слившихся поэтому с древнесирийскими монофизитами‑маронитами.
[12]В китайской лексике знак «пин», как и многие другие иероглифы, полисемантичен. Это символ мира, равенства, справедливости, благоденствия. Но прежде всего он символизирует именно социальное равенство.
[13]После смерти императора Тунчжи его мать Цыси, исполнявшая функции регента, возвела на престол Гуансюя, приходившегося ей племянником. Поскольку это было сделано в нарушение принятой в стране традиции престолонаследия, позиции Гуансюя на троне были достаточно слабыми, что и сыграло немалую роль в стремлении молодого императора обрести политическую опору и вырваться из‑под тиранической опеки Цыси.
[14]Цифры, касающиеся численности населения современных стран Востока, здесь и далее даются на основании данных справочников или иных материалов, относящихся к концу 80‑х – началу 90‑х годов. Цифры, естественно, не всегда вполне точны и должны поэтому восприниматься лишь как приблизительные, дающие представление о количестве населения страны.
[15]Только в немногих из них структура подобного рода испытала определенную модернизацию, став чем‑то вроде моноклановой, как в Кении, где политическое господство выходцев из племени кикуйю оказалось признанным другими этническими группами, добровольно выступающими в позиции младших партнеров.
[16]В параграфе, посвященном проблеме Палестины, фактически не идет речь о почти уже полувековой истории государства Израиль. История эта заслуживает серьезного внимания, но по сути своей как бы выходит за рамки издания, посвященного истории Востока. Дело в том, что современное государство Израиль – при всех восточных корнях евреев как этноса – к государствам Востока не может быть отнесено. Оно по всем основным параметрам структуры и традициям культуры относится к Западу, даже принимая во внимание деятельность и традиции правоверных хасидов и иных групп ревностных сторонников древнего иудаизма.
[17]При этом не имеются в виду ставшие недавно независимыми бывшие советские республики Средней Азии, в основном с тюркским и неарабским населением. Если принимать во внимание эти новые государства, без чего далее мировая политика обойтись уже не сможет, то картина, естественно, будет несколько иной, что в любом случае должно быть учтено в последующих изданиях.
[18]Одно время, в 70 – 80‑х годах, страна именовалась Кампучией.
Г.Д. Диброва
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 631;