Феноменология и экзистенциализм

Феноменология не является однородным течением. Ее основатель Эдмунд Гуссерль (1859—1938) развивал ее в течение всей своей научной деятельности. Велики расхождения и между теми, кого часто причисляют к феноменологическому течению. Среди них Мартин Хайдеггер (1889—1976), Жан Поль Сартр (1905—1980) и Морис Мерло-Понти (1907—1961). Однако Сартр при этом может считаться и экзистенциалистом.

Феноменология (буквально: теория феноменов или явлений) — это философская школа, которая стремится описывать события и действия такими, какими они являются. Ее критическое острие направлено против тенденции принимать в качестве реального только то, что описывается естественными науками. Феноменология хочет описать используемые нами повседневные вещи так, как они обнаруживаются перед нами. Так, карандаш, с помощью которого я пишу, феноменологически описывается только так, как он используется в этом контексте. Феноменологическая критика направлена против представления о том, что карандаш на самом деле является только некоторой совокупностью атомов. В этом смысле мы можем говорить, что феноменология хочет реконструировать вселенную во всей ее полноте и многообразии, со всеми ее качествами. Она противостоит одномерной стандартизации, основанной на научной онтологии, то есть теории, согласно которой только понятия естественных наук схватывают вещи таковыми, каковыми они являются на самом деле.

Здесь просматриваются определенные параллели с концепцией языковых игр, которую мы находим в аналитической философии. Так, представление о правильности только языка науки отвергается в пользу представления о многообразии различных лингвистических контекстов: лингвистический смысл определяется контекстом. Однако в феноменологических описаниях не язык, а явления занимают центральное положение. Но и в феноменологии критикуется абсолютистская точка зрения, согласно которой единственно правильным является использование естественнонаучных понятий.

В то же время следует подчеркнуть, что ни аналитическая философия, ни феноменология не выступают против естественных наук! Они критикуют лишь философскую теорию, согласно которой действительность может быть схвачена исключительно естественно-научными понятиями.

Феноменология часто описывает простые ситуации: помол зерна, ковка конской подковы, написание письма. Обо всем этом часто говорится как о жизненном мире, т. е. о мире, в котором мы живем, с его повседневными вещами и мыслями — явлениями (феноменами) и лингвистическими выражениями, через которые они наличествуют. Так же, как и пользователи языка, язык-в-использовании составляет часть жизненного мира.

Феноменология не выдвигает понятие жизненного мира только как альтернативу научному представлению. Жизненный мир обладает эпистемологическим приоритетом. Науки стали возможными благодаря жизненному миру. Неверно, что исторически они возникли вне жизненного мира. Именно он делает научную деятельность возможной в трансцендентальном смысле.

Итак, феноменология (например, у Гуссерля) осознает себя как продолжение европейского научного развития, в котором философия, так же как и наука, преследует рациональность как цель (telos), а феноменология имеет задачу освещения и разъяснения базисных проблем науки. Если использовать слова Гуссерля, то «трансцендентальная феноменология», иначе говоря «философия как строгая наука», обеспечивает поддержку науке в условиях «кризиса европейских наук». Усилия феноменологии по спасению научных аспектов в самой науке состоят в открытии и детальном изучении жизненного мира как смыслообразующего основания наук и их внутреннего стремления (telos) к разуму.

Феноменология описывает не только явления, т. е. вещи обыденного обихода, но и намерения людей и т.д., как они обнаруживаются в различных контекстах. (Феноменология не основывается на поэтическом описании собственных переживаний индивида, своего рода лирической версии его наблюдений). Ее более глубокая цель заключается в том, чтобы обнаружить условия внутри жизненного мира, которые делают его возможным, то есть открыть его смыслообразующие условия, без которых он бы не существовал. Здесь присутствует определенная трансцендентально-прагматическая аргументация. Но, заметим, трансцендентальная философия этого рода ищет более или менее изменчивые смыслообразующие предпосылки языково-практического сообщества, а не одного субъекта, как это делал Кант.

Разъяснение структур жизненного мира имеет определенную эпистемологическую цель. При этом важно, что жизненный мир обладает практической природой, раскрывающейся через целенаправленные задачи и регулируемые нормами действия. Поэтому эпистемологические проблемы обсуждаются в контексте действий (заданий, труда, взаимодействия), а не пассивного чувственного опыта (например, как в учении Беркли). Знание того, что мы делаем, трактуется в качестве фундаментального. Оно не может быть сведено к простым чувственным впечатлениям. Например, когда я колю дрова, я знаю импульсивно подсознательно, что я делаю. И то, что я знаю, например, о движениях моей руки, не есть то, что я узнаю, посмотрев на мою руку, если бы она была просто объектом наблюдения. Конечно, я смотрю на мою руку, когда колю дрова, но мое зрительное восприятие руки является частью контекста действия, при котором осознание движения руки отличается от моего осознания руки, когда я просто рассматриваю ее как посторонний объект.

Тот факт, что феноменология начинает эпистемологически с наших поведенческих задач, а не с пассивных чувственных восприятий или чистого мышления, означает, что в ней проблемы взаимосвязи субъекта и объекта уникально переплетены с обнаружением вещей и себетождественностью индивида. В качестве действующего лица человек принимает непосредственное участие в деятельности. Здесь нет никакого абсолютного раздвоения на субъект и объект. Явления есть таковы, каковыми обнаруживают себя вещи в данной ситуации. На протяжении времени действия именно сознание действующего лица гарантирует его непрерывность и себетождественность.

Феноменологические описания, которые начинаются с деиствия, представляют интерес для социальных наук и ведущихся в них принципиальных споров. Таким образом, феноменология тесно связана с так называемым понимающим подходом в социальных исследованиях, противостоящим объяснительному подходу.

Как уже было сказано, феноменология преимущественно пытается найти не только описание ситуации, но элементы, которые конституируют ее смысл. Поэтому важно осознавать, на каком логическом уровне рассмотрения мы находимся в любой момент времени. Например, когда Сартр в Бытии и ничто ( 1943) говорит о свободе, он имеет в виду свободу как имеющую конституирующий смысл. Свобода обладает логическим статусом необходимого условия для действия: действовать означает действовать намеренно, в том или ином смысле сознательно. Действие предполагает, что мы видим, что ситуация могла бы быть иной, чем она есть, что существует альтернатива тому, что дано, а именно позитивная альтернатива, которую мы можем реализовать с помощью особой последовательности действий. Другими словами, действие превосходит наличное бытие, действие «отрицает» данное (= «позитивное» в гегелевском смысле) в свете другого состояния дел. В этом смысле возможное обладает приоритетом перед действительным, возможное — это то, что еще не действительно, но оно может быть реализовано с помощью действия. Если мы не видим, что благодаря нашим усилиям ситуация вокруг нас могла бы быть иной в тех или иных аспектах, то мы не способны действовать. (Рабочие восстают не только потому, что они страдают. Они восстают и потому, что понимают, во-первых, что они страдают, и, во-вторых, что ситуация могла бы быть иной и что существует ряд действий, которые они могут предпринять, чтобы реализовать эту возможную альтернативу). Это возможное намеренное отрицание данного указывает на свободу как условие действия. Свобода, таким образом, конституирует действие. В этом смысле действие возможно именно благодаря свободе.

В то же время Сартр говорит в Бытии и ничто, что люди могут потерять свою свободу. Как это возможно, если свобода является базисным, конститутивным элементом человека? Ответим, сказав, что фундаментальная свобода, которой человек всегда обладает латентно, может быть утрачена в тех особых ситуациях, когда он не осознает, во-первых, ситуацию в качестве такой, которую он может и должен изменить, и, во-вторых, себя самого в качестве того, кто может и должен принять участие в ее изменении. В таком случае человек фактически рассматривает себя как некоторую вещь, не способную к действию. Если человек придерживается этих иллюзий, свобода не реализуется. Именно таким образом она может быть утрачена. Однако свобода как существенное свойство человека латентно присутствует даже в подобных обстоятельствах.

Это достаточно вольное, хотя в основном и верное, изложение сартровского понимания проблемы свободы.

Итак, мы рассмотрели прежде всего связь феноменологии с теорией действия и эпистемологией. Но кроме того феноменология оказалась плодотворной для сферы искусства и литературы, близость феноменологии к искусству и литературе ярко демонстрирует творчество Сартра, который был также известным писателем и драматургом. В художественных произведениях он существенно опирался на разработанную им теорию действия и эпистемологию.

Корни экзистенциального способа мышления восходят к Кьеркегору, Паскалю, Августину и Сократу. В строгом смысле экзистенциализм не является философской школой. Этот термин используется по отношению к достаточно разным мыслителям — таким, как католик Габриэль Марсель (1889—1973), атеист Сартр, феминистка Симона де Бовуар (1908—1986), деист Карл Ясперс (1883-1969) и философ бытия Мартин Хайдеггер. Однако между ними, если использовать выражение Витгенштейна, имеется определенное семейное сходство, которое может быть замечено в том, как эти мыслители интериоризируют способ бытия человека. Они рассматривают человека в качестве конечного и смертного индивида, часто трагического и парадоксального, живущего незавершенной жизнью, в которой лишь самосознание является фундаментальным и непоколебимым. Итак, основная особенность экзистенциалистской философии заключается в положении, что каждый индивид должен осознавать границы своей собственной жизни и нести за нее ответственность.

С помощью такого экзистенциального способа мышления — при персональном осознании каждым неизбежности его собственной смерти — люди получают сигнал к пробуждению, почти рождаются вновь, но уже с сознанием, которое проникает до наибольших глубин. Даже если мы и не можем найти ответы на вопросы, которые Достоевский называл проклятыми: откуда мы? кто мы? куда мы идем? то все же мы остаемся с этим сознанием уникальности человеческого существования, с этим чистым пламенем жизни.

Скажем несколько слов о взглядах Сартра, как они выражены в его работе «Экзистенциализм и гуманизм». Сартр говорит, что в человеке существование предшествует сущности. Под этим он подразумевает, что нет никаких норм — например, никаких «божественных идей» в Создателе, которые утверждали бы, что мы должны делать в нашей жизни. Человек, следовательно, свободен. Он свободен в том смысле, что нет никаких объективных норм или предписаний. (Ср. отличие этой концепции свободы, исходящей из отсутствия норм, от концепции свободы в Бытии и ничто, основанной на действии и намерении). Для разъяснения сартровской позиции прибегнем к следующей иллюстрации. Человек подобен актеру, который внезапно обнаружил себя на театральной сцене в середине представления. При этом он не знаком со сценарием, не знает названия пьесы и роли, которую он играет. Ему неизвестно, что он должен делать или говорить. У него даже нет информации о том, существует ли автор, написавший эту пьесу, и является ли она серьезной или смешной. Актер должен лично решить, кем ему быть — проходимцем или героем, комичным или трагичным. Наконец, актер может в любой момент покинуть сцену. Но это тоже выбор роли, выбор, который делается без понимания актером того, чему вообще посвящено театральное представление.

Сходным образом люди как бы вбрасываются в существование. Человек существует, он находит себя свободным, так как нет никаких предписаний, и он сам должен принять решение и определить, какого рода личностью собирается быть. Итак, сущность (определение) следует за существованием (за тем, что мы уже живем).

В ранней версии экзистенциалистской философии Сартра исключительно важным является выбор. Он не имеет в виду выбор вещей на основе стандарта, а «выбор» самого стандарта! Выбор человеком самого себя. Но, согласно Сартру, этот фундаментальный выбор не может быть обоснован. Напротив, все попытки его обоснования должны с чего-то начаться, а здесь именно выбор является исходной точкой.

Однако с этим выбором связана определенная произвольность. Фундаментальный выбор индивид совершает сам, один. Даже спрашивая совета, человек сам принимает решение и по этой просьбе, и по тому, как интерпретировать совет и следовать ли ему. Выбор оказывается решением и в этом смысле достаточно произвольным.

В то же время Сартр говорит — достаточно интересно — что мы, как индивиды, все же выбираем от имени каждого. Здесь мы встречаемся с кантовской идеей универсализации норм поступков и действий.

Но действительно ли мы настолько суверенны, что можем определять нашу идентичность таким образом? Разве в своем внутреннем бытии мы не связаны с сообществом — через социализацию, через взаимное признание в нашей последующей жизни, через объективный, необходимый мир труда и через язык?

По-видимому, имеется нечто проблематичное в отношении между индивидом и сообществом, как его понимал ранний экзистенциалист Сартр

 


С п и с о к л и т е р а т у р ы

Аналитическая философия. Избранные тексты. − М.: Изд-во МГУ,1983.

Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград,1999.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бэкон Ф. Новый Органон. − Соч.: В 2 т.-М.:Мысль,1972.-Т.2.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. − М., 1988.

Галилей Г. Избранные произведения: В 2 т. − М.: Наука,1964.

Декарт Рене. Соч.: В 2т. − М., 1994.

Дюркгейм Э. Социология. − М.,1993.

Кант И. Собр.соч.в 6т.Т.3. − М.: Мысль, 1965.

Карнап Р. Философские основания физики. − М.: Прогресс,1971.

Кун Т. Структура научных революций. − М.: Прогресс, 1977.

Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция //Структура и реконструкция науки. − М.: 1978.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно- исследовательских программ. − М.,1995.

Лейбниц Готфрид Вильгельм. Соч.: В 4т. − М., 1982-1989.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. − М., 1998.

Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.25.Ч.1.

Милль Д.С. Система логики. Кн.111. Гл.12.1. − М., 1999.

Новая технократическая волна на Западе. − М., 1986.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. − М.: Наука, 1999.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. − М., 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. − М.: Прогресс,1983.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. − М., 2002, УРСС.

Поппер К. Предположения и опровержения. − М., 2004.

Проблемы методологии постнеклассической науки. − М., 1992.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск, 2001.

Розанов В.В. Мысли о литературе. − М., 1993.

Рузавин Г.И. Методология научного познания. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. − М., 1994.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. − М., 1992.

Собрание научных трудов. В 4т.-Т.4. − М.: Наука, 1967.

Спиноза Бенедикт. Избранные произведения: В 2т. − М., 1957.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. − М., 1995.

Степин В.С. Теоретическое знание. − М., 2000.

Философия техники в ФРГ. − М., 1989.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.1. − М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. − М., 1993.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………….…   1. Философия как методология…………………………………………...………    
2. Философское учение о знании……………………………………...………….
2.1. Предмет эпистемологии и характер ее вопросов…………………...……
2.2. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии……………......
2.3. Что такое знание?………………………………………………..…………  
3. Методология философии Нового времени………………………….
3.1. Философское осмысление научной революции………………..
3.2. Индуктивный метод Ф.Бэкона…………………………………..
3.3. Рационализм в философии Нового времени……………………
3.4. Сенсуализм Нового времени и критическая реакция на него…  
4. Методология немецкой классической философии………………………
4.1. Диалектика Гегеля……………………………………………………..  
5. Научное знание. Критический, научный реализм……………………….
5.1. Истина и достоверность……………………………………………….  
6 . Философия техники………………………………………………………..
6.1. «Техника»: истоки и эволюция понятия, его современная трактовка
6.2. Природа технического знания………………………………………
6.3. Техника и искусство………………………………………………….
6.4. Техника в контексте глобальных проблем………………………….
6.5. «Антропология техники»…………………………………………….
6.6. «Технократическая концепция» и ее критика………………………
6.7. Этика в техническом обществе………………………………………  
7. Философия науки………………………………………………………….
7.1. «Аристотелевская» и «галилеевская» науки………………………..
7.2. Стандартная концепция научного знания…………………………..  
8. Критерии демаркации науки и не-науки. Верификация. Фальсифицируемость……………………………….    
9. Роль парадигм в науке…………………………………………………….
9.1. Методология научно-исследовательских программ………………..  
10. Феноменология и экзистенциализм…………………………………….  
Список литературы…………………………………………………………..







Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2873;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.