ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Термин «философия техники» был введен Э. Каппом. Его книга «Основания философии техники» вышла в Германии в 1877 г. В XX в. проблемами философского анализа техники занимались Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, К.Ясперс и многие другие западные философы. Русский инженер П.К. Энгельмейер (1855-1942), один из родоначальников философии техники в России, еще в начале XX в. написал работы «Теория творчества» и «Философия техники».
Однако лишь с 60-х годов философские исследования техники начинают приобретать статус самостоятельной философской дисциплины. Обычно это связывают с тем, что влияние техники становится всеобъемлющим.
Научно-техническая революция поставила человечество перед лицом таких глобальных проблем, как загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, угроза ядерной катастрофы и т.п. Было бы трагедией для мировой цивилизации продолжать дальнейшее спонтанное, непродуманное развитие техники. Поэтому необходим критический философский анализ сложившейся ситуации, оценка результатов технической деятельности, возможных перспектив ее развития. В этом предназначение философии техники, ее долг перед человечеством.
По мнению американского философа Х. Сколимовски, «философия техники является философией нашей культуры. Это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой» (Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.С.242).
Анализ современной философии техники осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, гуманистические и ценностные аспекты техники).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 885;