Государство. Во II в. н. э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности — Ханьская империя
Во II в. н. э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности — Ханьская империя. Народные восстания, в первую очередь восстание «Желтых повязок», разрушили старую систему органов власти. И, хотя восстания были подавлены, реставрировать прежний порядок управления было невозможно. Начальники правительственных войск, претендовавшие на верховную власть в государстве, развязали междоусобную войну. На территории бывшей Ханьской империи образовались три самостоятельных царства: Вэй, У, Шу. Длительные войны между этими царствами закончились победой северного царства Вэй. Во всех трех царствах утвердилась власть новой . императорской династии Цзинь.
Распад Ханьской империи нанес удар по устоям рабовладельческого общества. Начинается время утверждения феодальных отношений, в рамках которых продолжало существовать рабство, не уничтоженное до конца. В 280 г. император Сыма Янь издал указ, изменявший систему землепользования. В соответствии с ним каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина в возрасте от 16 до 60 лет) имел право на полный надел земли,
с которого 2/5 собранного урожая шло в пользу государства, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в возрасте от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли пользоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели земельных наделов и не платили податей. Податное население помимо указанного взноса платило налог в виде шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабатывало на казенных работах до 20 дней в году.
С целью привлечения на службу образованных людей чиновникам в качестве вознаграждения давались земельные наделы, размеры которых зависели от ранга и занимаемой должности. Государство стремилось увеличить площадь принадлежащей ему земли и количество зависимых от него земледельцев. Борьба между государством и крупными землевладельцами, а также народные волнения ослабляли государственную власть.
В конце III в. в Северный Китай вторглись гунны, а затем и другие племена, кочевавшие вдоль границ Китайской империи. Население покоренных северных районов перебиралось на юг. Пришельцы с севера теснили местных жителей, зачастую захватывая их земли. В то же время между представителями господствующих слоев разгорелась борьба за землю, за закрепощение крестьян, в результате которой образовались крупные землевладения. Государственная власть была слаба и не могла противостоять этому.
Поглощенный борьбой за землю двор не предпринимал попыток вернуть завоеванные северные земли. Попытки отдельных полководцев осуществить походы на север не' получили поддержки. Между тем на территории Северного Китая установилось господство племени тоба и утвердилась власть тобийской династии Северных Вэй. С воцарением этой династии войны прекратились, и в Северном Китае стала налаживаться мирная жизнь. Здесь также началась борьба за землю, за крестьян. В 485 г. был издан императорский указ, установивший надельную систему землепользования. Утверждалась государственная собственность на землю, и крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были держателями государственных наделов. Указ определял размер участка и обязанности держателей. Закрепляя верховенство государственной собственности на землю, указ не препятствовал образованию крупных землевладений феодальной знати.
Органы власти и управления формировались по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. Китайский язык стал государственным, тобийцы восприняли китайскую культуру и религию. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия.
Во второй половине VI в. север и юг Китая были объединены под верховенством династии Суй. Первые представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось дальнейшим закрепощением земледельцев и наступлением на древние деревенские организации. Разосланные на места чиновники провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Был уменьшен размер надела, а налог, напротив, возрос, увеличилась трудовая повинность. Такая политика стала причиной повсеместных народных восстаний.
Крупные феодальные землевладельцы, получившие жалованные и служебные земли, были также недовольны политикой правительства. Кроме того, их пугала неспособность правительства подавить крестьянские восстания, прокатившиеся по стране. Воспользовавшись неудачным корейским походом, феодалы подняли мятеж. Смута и борьба за власть привела на престол новую правящую династию — Тан. Чтобы прекратить народные волнения, новый император издал ряд указов, направленных на улучшение положения крестьян: была ликвидирована податная задолженность за прошлые годы, ограничивались сроки государственной барщины, освобождались проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян.
Представители танской династии стремились ограничить крупное землевладение, увеличивая государственное землевладение и количество государственных податных крестьян. В 624 г. был издан декрет, устанавливающий льготные условия для крестьян: каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением семьи, и на пахотный надел, бывший держанием на время трудоспособности. Престарелые, женщины и подростки получали небольшие наделы. Землю могли получить также государственные рабы. Пахотные наделы подлежали перераспределению ежегодно на каждом 10-м месяце. Земли, находящиеся в вечном владении, могли быть предметом сделок, пахотные земли продавать и закладывать разрешалось в исключительных случаях. В пользу государства земледельцы были обязаны вносить продуктовую ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и зависимыми (не только экономически, но и лично).
В первые годы существования Танской империи крупных родовых земельных владений феодалов было не так много, их обрабатывали зависимые от хозяина крестьяне и иногда рабы. Служебные наделы чиновников, предоставляемые им только на время службы, обрабатывались, как правило, государственными надельными крестьянами.
Во время правления танской династии было создано довольно сильное централизованное государство с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом управления.
Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители империи были вассалами единого сюзерена — императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титулу соответствовал определенный размер земельного владения.
Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.
Самый многочисленный слой населения — крестьянство — также не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» — держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.
Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий только ей, строго соблюдая правила поведения, используя определенный тип одежды, украшений, заселяя соответствующие жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, возможность передвижения по иерархической лестнице не исключалась.
Государственный строй. Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов. Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзайсяна. Эти должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три ведомства — три палаты: одна ведала органами исполнительной власти, две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника — правый и левый. Первой палате подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. Вторую группу ведомств составляли военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи; ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомств" работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.
При императорском дворце находились особые управления, обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.
Важное место среди государственных учреждений занимала палата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центральным и местным аппаратом. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.
Империя была поделена на провинции, округа, уезды. На каждом из этих уровней существовала своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой — объединение 4—5 дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, еще сильных в деревне.
Замещение государственных должностей строилось по системе государственных экзаменов.
Право
По приказу императора Ли Шимина началось создание свода законов уголовного права, завершившееся после его смерти. Список преступлений был огромен: хождение ночью по улице, разжигание ночью огня, быстрая езда по городу и т. д. Например, хозяин за убийство провинившегося раба наказывался 100 ударами палкой, а раб за неосторожное убийство господина подвергайся смертной казни. Под влиянием конфуцианства был запрец1ен древний обычай физически калечить преступника.
Правление императора Сюаньцзуана (713—765) явилось временем расцвета Танской империи. Но развитие феодальных отношений привело во второй половине VIII в. к кризису государств3-Традиция, согласно которой верховная собственность на землю принадлежала государству, существование социальной иерархии и системы надзора не смогли противостоять стремлениям феодалов создать крупные землевладения. Укрепив экономические позиции, феодалы стали претендовать на политическое господство в стране. На местах получили распространение сепаратистские настроения. Государство, ведя с ними борьбу, а также пытаясь пресечь стремления феодалов к политическому господству, передало военным часть функций и прав гражданских чинов. В результате этого в провинциях создалось по сути дела двоевластие, при этом более влиятельными оказались военные наместники.
Сокращение государственных земель и уменьшение численности податных крестьян опустошили казну. Все попытки императорской власти ограничить рост крупного землевладения не дали особых результатов. Захват земель и крестьян продолжался. Государственные средства сокращались, и следствием этого стали потери империей завоеванных ранее территорий.
Власть перешла к владельцам феодальных поместий. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. Все владельцы земли были поделены на девять разрядов в зависимости от количества имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Сбор .налогов происходил дважды в год: летом и осенью. В результате реформы налогообложению подвергались не только государственные крестьяне, но и держатели земель от частных лиц. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов.
Крушение надельной системы привело к ухудшению положения крестьян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало многочисленные народные волнения.
Политическая власть императора пошатнулась. В то же время военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Они, лишь номинально подчиняясь императору, проводили совершенно самостоятельную. политику. В Китае наступил период феодальной раздробленности. В начале X в. был низложен последний император династии Тан.
Даже в период феодальной раздробленности китайское государств во до некоторой степени сохраняло свое единство. Это объяснялось следующими обстоятельствами: существовали тесные экономические связи внутри государства, большое значение для поддержания жизнедеятельности имели общественные работы на значительных территориях, периодические народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны кочевников требовали объединения усилий.
Во второй половине X в. была восстановлена общеимперская политическая власть. Новой правящей династией стала династия Сун. С целью централизации власти была упразднена прежняя административная система, которая обеспечивала господство военных наместников. Вновь образованные районы подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных чиновников, были созданы параллельные органы управления. Из центра в округа и уезды назначались начальники на постоянную работу. Кроме того, практиковалось временное направление чиновников из столицы в провинции. Идеологической опорой феодальной монархии служило конфуцианство.
В XIII в. Китай был завоеван монгольскими феодалами, чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г. весь Китай
был охвачен народным движением, направленным против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На престол взошла династия Мин. Общественный и государственный строй Минской империи точно копировал старое феодальное государство: то же деление населения на ранги и классы, препятствующее образованию сословий, тот же бюрократический аппарат управления. Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Политическое развитие Китая в XIV—XV вв. способствовало укреплению феодальных порядков.
В XVI—XVII вв. в Китае начинаются кризис феодальных отношений и переход к новому историческому периоду в истории государства.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 829;