РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Вопрос о роли народных масс и личности в истории особенно усердно извращается идеологами эксплуататорских классов. Пытаясь оправдать «право» ничтожною меньшинства угнетать большинство, они всегда стремились принизить роль народных масс в жизни и развитии общества. Народ, простые люди, массы трудящихся изображались как тупая толпа, по самой природе своей предназначенная безоговорочно подчиняться чужой воле, покорно сносить нужду и унижения.

Для сторонников таких взглядов народные массы — лишь пассивный объект исторического процесса, в лучшем случае бездумные исполнители воли «великих людей»: королей, полководцев, законодателей и т. д. Подобные субъективистские теории не только оправдывают порядки, при которых горстка эксплуататоров угнетает большинство населения, но и обосновывают внутреннюю политику, направленную на ликвидацию демократии, установление фашистских порядков. Именно такие порядки, уверяют реакционные идеологи, и могут обеспечить великим людям возможность беспрепятственно, не опасаясь вмешательства темной толпы, «творить» историю, проводя в жизнь свою волю. Так обосновывали бесправие масс и всесилие «фюрера» (вождя) гитлеровцы и другие фашисты.

Помимо субъективистского взгляда на роль личности в истории среди буржуазных идеологов имеет хождение и фаталистический взгляд, согласно которому люди не могут оказать никакого влияния на ход событий. Такая точка зрения особенно упорно навязывается церковниками, которые твердят, что жизнь и развитие общества есть результат божественного предопределения, слепого рока, судьбы. «Человек предполагает, а бог располагает» — вот суть их рассуждений.

Фаталистическая теория не в меньшей мере, нежели субъективистская, принижает роль народных масс в развитии

 

 

общества. И та и другая исходят из ложного мнения, будто общественное развитие происходит помимо деятельности и борьбы миллионных масс трудящихся, и каждая на свой манер служит идеологическим целям эксплуататорских классов, заинтересованных в том, чтобы третировать трудящихся.

Марксистская теория показала всю ложность как фаталистических, так и субъективистских представлений об истории. Раскрыв закономерности исторического процесса, марксизм-ленинизм увидел в народных массах основного выразителя исторической необходимости — силу, которая играет определяющую роль в общественном развитии.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 873;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.002 сек.