Р.Л. Кричевский. Психология лидерства
Схема пожарной установки
Цепи сигнализации и управления пожарной установкой
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие(А.Н. Капустина, В А. Чикер) Глава 1 (Вводная)
1.1. Прелюдия к теме
1.2. Научные трактовки лидерства
1.2.1. Трактовка лидерства в англоязычной
литературе
1.2.2. Трактовка лидерства и руководства
в отечественной литературе
1.3. Краткий исторический очерк исследования
лидерства
Часть I. Лидерство как психологический феномен: собственно лидерство
Глава 2. Структура лидерства
2.1. Компоненты структуры
2.2. Ролевая дифференциация лидерства:
традиционные трактовки
2.3. Ролевая дифференциация лидерства:
альтернативный подход
Глава 3. Механизмы и динамика лидерства
3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера
3.1.1. Психологический обмен как механизм
выдвижения в позицию лидера
3.1.2. «Имплицитная теория» лидерства
как механизм выдвижения в позицию лидера
3.2. Механизм влияния в лидерстве
3.3. Динамика лидерства
6 9
9 11
12 22 29
44 44 44
56 73 73
171 172 173 184 199 221 229 238 257 278 294 300 308 309 311 328 338 357 358 |
Р.Л. Кричевский. Психология лидерства
123 145 |
Глава 4. Лидерство и групповой процесс
4.1. Лидере ню и малых группах
А.2. Лилерстно и больших группах
Мае и» 11. Лидере ню как организационный феномен:
руконодегио
Глава 5. Личностный подход к руководству
5.1. Эффективность руководства: критерии оценки 5.2. Биографические характеристики руководителя
5.3. Способности руководителя
5.4. Черты личности и мотивация руководителя
5.5. Менеджерские характеристики руководителя
Глава 6. Поведенческий подход к руководству
6.1. Содержание менеджерского поведения
6.2. Культурный контекст руководства
6.3. Стиль руководства
6.4. Руководство и лидерство (соотносительный
анализ)
6.5. Динамика руководства
Глава 7. Вероятностный подход к руководству
7.1. К истории вопроса
7.2. Вероятностная модель эффективности
руководства
7.3. Мотивационная модель руководства
7.4. Другие вероятностные модели руководства
Глава 8. Трансакционистский подход к руководству
8.1. Модели обмена в руководстве
8.1.1. Вертикальная диадическая модель обмена в руководстве
Оглавление______
8.1.2. Модель ценностного обмена в руководстве 8.2. Социально-когнитивные модели руководства Глава 9. Харизматический подход к руководству
9.1. Становление харизматического подхода
9.2. Современный этап развития харизматического
подхода
9.2.1. Драматургическая модель харизматического отношения в руководстве
9.2.2. Модель харизматического руководства на уровне СЕО
9.2.3. Другие аспекты изучения харизматического руководства
Глава 10. Руководство и организационный процесс
10.1. Теоретический аспект руководства
и организационный процесс
10.2. Руководитель и команда
Литература Предметный указатель
397 399
410 410 435
447 459
459 477
497 535
ПРЕДИСЛОВИЕ
Почетно и вместе с тем = большая ответственность представлять читателю новую фундаментальную работу из научного наследия большого российского ученого Роберта Львовича Кричевского. Состоялся огромный и всеобъемлющий труд о лидерстве, который важен не только для социальных психологов, но и для специалистов смежных профессий социологом, политологов управленцев, педагогов и др. Все ждали эту работу дпмно, предвкушали обсуждения и дискуссии, рассматривая ее как обобщающий труд в области психологии лидерства. Такой книги большого, глубокого аналитического исследования природы и механизмов лидерства па различных уровнях и в разных формах егч) проявления не было в отечественной психологии, а необходимость в нем давноо существовала и ощущалась как научное предчувствие.
И вот, наконец, этот труд лежит перед нами, вызывая сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, это горечь человеческой и личной утраты, но одновременно это и радость новых научных открытий, восхищение глубиной и широтой видения и представления феномена лидерства - явления социальной жизни насколько же очевидного, настолько и трудноопределимого. Надеемся, что все, кто соприкоснется с этой книгой, оценят научный и литературный дар автора, современный, широкий и в высшей степени обобщающий взгляд на центральную проблему не только социальной психологии, но и всех тех наук, для которых понятие лидерства является одним из базовых.
Это предисловие обращено скорее не к содержанию книги, ценность которого очевидна для любого читателя-профессионала и просто любителя психологической литературы, а к личности и человеческим качествам автора - теперь уже классика социальной психологии, труды которого отличаются не уходящей актуальностью. Хотелось бы прежде всего сказать неформальные слова, которые подчеркивают то, что объединяет психологов и делает их единомышленниками, несмотря на принадлежность к различным научным школам (в данном случае имеются в виду московская и петербургская (ленинградская) психологические школы).
С Робертом Львовичем мы познакомились на Всесоюзной конференции психологов в Курске в 1980 году. Недавно защитивший кандидатскую диссертацию, молодой, красивый, высокий, отличающийся обаятельным юмором, широтой интересов, общей и психологической эрудицией, москвич Роберт Львович очень естественно вписался в нашу ленинградскую компанию. Скоро он стал ее душой. Оказалось, что некоторые из ленинградцев были по рождению москвичами и одновременно яркими представителями ленинградской психологической школы. А Роберт Львович, по рождению ленинградец (детские годы провел в нашем городе), стал ярким представителем московской психологической школы. Это позволило ему в дальнейшем сочетать в своих трудах лучшие черты той и другой школ. Он являлся одним из тех психологов, которые возводили устойчивый мост, соединяющий две основные традиции нашей науки. Будучи одним их самых видных московских социальных психологов, он никогда не прерывал своих научных и человеческих контактов с единомышленниками из обеих столиц. Самым главным в этом взаимодействии были общий взгляд на мир и человека как его основу, а также целостность подхода к социально-психологическому знанию, что во многом объединило обе школы и на неформальном уровне, и на уровне научных интересов.
Роберт Львович, как мы уже сказали, был исключительно образованным человеком, он очень любил и прекрасно знал поэзию (особенно поэзию «шестидесятников») и архитектуру - мог быть замечательным «экскурсоводом» в любой столице, будь то Москва или Петербург. Невероятно, что в наше прагматическое время он всегда оставался романтиком и носителем ценностей своей юности, которые отразились в его отношении к миру, к людям, друзьям и прежде всего, конечно, - к нашей науке.
С 80-х годов стало появляться много работ Кричевского, посвященных проблемам малых групп, групповой динамики, лидерства и руководства. Такие его замечательные научные и одновременно доступные большинству читателей труды, как «Психология малых групп», «Если Вы - руководитель...», вошли в число основных научно-методических пособий для студентов факультетов психологии. Глубокое знание закономерностей групповой динамики, широта научных взглядов и интересов, а также, - что крайне важно подчеркнуть, вспоминая Роберта Львовича, - его высочайшая, покоряющая окружающих общая культура позволили ему рассматривать проблемы лидерства в контексте мировой науки с учетом современных реалий и последних научных достижений.
Вот строки великого мастера, цитируемые М. Мак-Коллом: «...Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую компанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место...
Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело» [Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 4. М. 1979. С. 344-345].
Нарисованная кистью гения прекрасная картина человеческого величия не могла, по-видимому, оставить ученого равнодушным, и он откликнулся на нее весьма вдохновенными строками, которые заслуживают, на мой взгляд, права быть приведенными здесь полностью.
Вот что писал мой коллега: «Мужество, жизнеспособность, сила, вдохновение; судьба армий и наций - все это возникает в воображении благодаря одному слову - лидерство. Будучи жизненно необходимым с первых шагов человечества, лидерство остается предметом наибольшего интереса, облаченного в одежды мифов, легенд и образов. Великие лидеры обессмертили себя в песнях, стихах, романах и истории; а такие имена, как Черчилль, Паттон, Жанна д'Арк, Наполеон и Вашингтон стали синонимами лидерства. Мы много говорим о лидерах в науке, философии, медицине, политике и воинском деле. Мы ежедневно имеем дело с лидерами наших организаций, клубов, социальных групп, городов и наций» [МсСа11, 1976. Р. 139].
Возможно, придирчивый читатель усмотрит в словах эмоционального коллеги чрезмерный пафос. Не будем, однако, излишне привередливы. В дальнейшем я постараюсь привести подтверждения сказанному выше. Примеры будут почерпнуты из разных источников, в том числе из весьма серьезных научных исследований. Хотя, безусловно, следует признать: в целом строгие данные ученых выглядят гораздо менее впечатляющими, более прозаичными что ли, в сравнении с иными картинами лидерства в нашем, по выражению Андрея Платонова, «прекрасном и яростном мире». Эти данные - своего рода проверка алгеброй науки гармонии жизни. К рассмотрению многообразных ее результатов мы и переходим далее, обратившись вначале к ответу на ключевой для последующего изложения вопрос: что же такое лидерство?
1.2. Научные трактовки лидерства
Как можно будет убедиться далее, единой научной трактовки лидерства к настоящему времени, т. е. спустя столетие весьма интенсивной исследовательской разработки проблемы, все еще не существует. К этому обстоятельству можно отнестись двояко.
С одной стороны, критически, как к факту неопределенности, неясности данного феномена, противоречивости имеющихся о нем представлений, недостаточной теоретической и эмпирической разработанности. Причем объективности ради замечу, что в прошлом подобные упреки периодически высказывались самими исследователями лидерства. Однако по прошествии времени и по мере получения новых данных присущий им полемический запал представляется все же заметно утратившим силу. С другой стороны, сегодня возможен более оптимистический взгляд на сложившееся положение дел. В его основе — понимание сложности обсуждаемого явления, многоплановости как его аспектов изучения, так и реальных форм функционирования (достаточно хотя бы взглянуть на пункты оглавления настоящей книги). К этому стоит добавить, что, несмотря на множественность трактовок лидерства, не составляет особого труда выделить в них те важнейшие его признаки, в отношении которых специалисты достаточно единодушны и которые фактически составляют суть феномена. Итак, остановимся подробнее на изложенных в научной литературе представлениях о лидерстве. Свой анализ я начну с трактовок, приведенных в англоязычной литературе, как, собственно, и давшей название интересующему нас феномену. К тому же, именно в этой литературе представлены на сегодняшний день основные мировые разработки в области лидерства.
1.2.1. Трактовка лидерства в англоязычной литературе
Последующий анализ базируется на определениях, почерпнутых из фундаментального справочника по лидерству Р. Стогдилла. Вот эти определения, дополненные, естественно, более поздними, в том числе и современными, формулировками западных ученых.
Лидерство как центр (средоточие) групповых процессов. Хронологически это наиболее ранняя трактовка лидерства, встречающаяся, однако, как в работах первого десятилетия XX в., так и в более поздних публикациях.
Согласно ей, лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.
Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов. Подобное понимание лидерства доминировало в литературе 20—30-х годов прошлого столетия. Для него характерно рассмотрение лидерства как проявления силы личности, как комбинации черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи, а лидера - как обладающего наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера. По мнению Р. Стогдилла, в обсуждаемой трактовке лидерство фактически выступает выражением однонаправленного влияния лидера на последователей (к последним в специальной литературе принято относить членов ведомой лидером группы).
Интересно, что подход к лидерству как к некоему личностному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных (автор основывается на личных наблюдениях и опыте российских коллег) и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и подготовкой управленческого персонала.
Лидерство как искусство добиваться подчинения. Как и в случае предыдущей трактовки, имеется в виду процесс однонаправленного влияния лидера на последователей, в ходе которого используются, однако, преимущественно различные непрямые способы воздействия на людей, чтобы побудить их действовать в нужном направлении. Но при этом, подчеркивает Р. Стогдилл, лидер крайне слабо учитывает потребности членов группы, а также традиции и нормы последней.
Лидерство как форма убеждения. Это редко встречаемая трактовка лидерства, используемая преимущественно исcледователями политических и социальных движений. Они рассматривают убеждении как важный инструмент влияния на ожидания и верования людей в социальной, политической и религиозных сферах жизни общества.
Впрочем, справедливости, ради; стоит отметить, что понимание лидерства как убеждения встречается и у некоторых современных исследователей группового и организационного поведения. Так, по мнению Р. Хогана и его коллег, «лидерство - это убеждение, а не господство. Люди, которые могут требовать от других подчинения своим приказам потому, что имеют над ними власть, не являются лидерами. Лидерство имеет место лишь тогда, когда другие с готовностью принимают на время цели группы как свои собственные». Ниже мы еще вернемся к этому определению в связи с необходимостью уточнения самого понятия «лидерство».
Лидерство как отношение власти. Общая характеристика феномена социальной власти, данная Р. Стогдиллом, такова: власть есть форма отношений влияния. И, как замечает ученый, анализируя данные исследований, можно сделать вывод, что некоторые лидеры больше, чем другие, стремятся трансформировать любую возможность лидерства в явные властные отношения. В конечном счете это ведет к авторитарным тенденциям в лидерстве.
Лидерство как инструмент достижения цели. Речь в сущности идет об инструментальной ценности лидерства, имея в виду его роль в достижении целей группы. При таком понимании лидерство фактически рассматривается как важнейшая групповая функция.
Близкая точка зрения в виде функциональной концепции лидерства относит его к действиям членов группы, способствующим достижению групповых целей. Такие действия могут быть охарактеризованы как групповые функции. Поскольку в их реализации в той или иной мере участвуют все члены группы, каждый из них, согласно функциональной концепции, в каком-то смысле является лидером.
Хотя трактовка лидерства как инструмента достижения групповой цели является вполне оправданной, отнесение всех (или хотя бы большинства) членов группы к числу лидеров представляется довольно сомнительным шагом. И, видимо, не случайно зарубежные авторы (см. специальный обзор [Кричевский, 1977]) характеризуют функциональную теорию лидерства как «путаную» и «весьма неясную».
Лидерство как ролевая дифференциация. Данная трактовка лидерства предполагает его рассмотрение в качестве аспекта ролевой дифференциации в группе. Вероятно, наиболее четко эта точка зрения выражена в давней работе М. и К. Шерифов. Ученые считали, что лидерство -роль в системе внутригрупповых отношений, определяемая экс-пектациями (т. е. ожиданиями и требованиями) со стороны лидера и последователей. Причем роль лидера сопряжена с большей ответственностью и обязательствами, нежели роли других членов группы.
Сходную точку зрения развивал позднее С. Джибб, утверждавший, что лидерство есть один из аспектов процесса ролевой дифференциации и, подобно любому другому ролевому поведению, выступает в качестве функции динамического взаимодействия личных свойств и социальной системы.
Лидерство как процесс порождения структуры. В этой трактовке заключено стремление отдельных исследователей рассматривать лидерство не как пассивное занятие индивидом определенной позиции или приобретение лидерской роли, но как активный процесс созидания и поддержания ролевой структуры в групповом взаимодействии.
Лидерство как действие или поведение. Некоторые исследователи склонны рассматривать лидерство как поведенческий феномен. Так, согласно Дж. Хемфиллу, лидерство - поведение индивида, вовлеченного в управление групповыми действиями. По мнению одного из ведущих специалистов в обсуждаемой области, Ф. Фидлера, под лидерским поведением обычно понимаются специфические действия, предпринимаемые лидером в ходе управления и координации работы членов его группы.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 5669;