Социальные связи: мотивация аффилиации и мотивация близости
Мы рассмотрели два социальных мотива — оказание помощи и агрессию, — бросающиеся в глаза благодаря своей явно выраженной просоциальной или антисоциальной природе. Однако не следует упускать из виду тот факт, что между про- и антисоциальными способами поведения располагается широкий спектр социальных взаимодействий, побуждаемых социальными мотивами, к которым человек предрасположен в силу своего эволюционно-биологического прошлого и которые определяют гораздо большую часть его деятельности, чем оказание помощи и агрессия. К числу этих социальных мотиваций принадлежат столь различные формы социальных связей, как детская и родительская любовь, любовь к супругу, дружба, поиск и поддержание хороших отношений с незнакомыми ранее людьми обоего пола и примерно своего возраста. Однако может ли столь широкий спектр форм поведения, простирающийся от любви к определенному человеку (которая вовсе не обязательно должна носить сексуальный характер) до простого поддержания отношений, вырастать из одного-единственного мотива? Например, из общего «мотива аффилиации» (need affiliation), который, согласно Мюррею (Murray, 1938), находит свое выражение прежде всего в образах дружбы и дружеского общения друг с другом.
Не вызывает сомнений тот факт, что человек является «социальным существом». Tof что Мюррей и его последователи понимали под «мотивом аффилиации», — это ежедневно воспринимаемая пограничная линия, проходящая между знакомыми и незнакомыми нам людьми. Знакомиться с новыми людьми и превращать их в хороших знакомых, дружелюбно настроенных по отношению к нам, равно как и возможность уклониться от этого — это тематика мотива аффилиации. Он связан с жизненной перспективой подростка или взрослого, который выходит из знакомого круга семьи, соседей и живущих рядом ровесников и испытывает смесь нетерпеливого желания новых отношений и недоверия к совершенно незнакомым людям. Наряду с этой, практически вездесущей проблемой человеческой жизни лишь в последнее время на первый план выступил «мотив близости», конечной целью которого является опыт теплых, доверительных, взаимно обогащающих отношений с другим человеком (McAdaras, 1980). Здесь мы приближаемся к явлению, которое в обыденном языке называется «любовью», а в толковом словаре объясняется следующим образом: «сильное чувство привязанности к человеку, соединенное с желанием заботиться о его благе, не замечать или прощать его ошибки и недостатки и т. д.» (Duden Universalworterbuch, 1983).
Сближение с другим человеком в этом смысле не исчерпывается тем, что социальные психологи снисходительно называют «романтической любовью» (Hatfield,Walster, 1981; Rubin, 1970). С другой стороны, то, что подразумевают под «любовью» в узком смысле слова (между двумя людьми разного пола и примерно одинакового возраста), также не исчерпывается одной лишь близостью. Согласно «тройственной теории любви» Стернберга (Sternberg, 1986), любовь состоит из трех компонентов, а именно близости, страсти и преданности:
«а) близости, которая включает в себя чувства интимности, соединенности и связи, испытываемые нами, когда мы любим другого человека; б) страсти, включающей в себя побуждения к романтическому ухаживанию, физическому привлечению и сексуальному овладению; и в) преданности/решимости, подразумевающей паши долгосрочные обязательства поддерживать эту любовь» (р. 116).
Очевидно, что масштаб любви, испытываемой человеком, должен зависеть от совокупной интенсивности всех трех компонентов, а вид любви — от относительной интенсивности того или иного отдельного компонента.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 645;