ТРУДНОЕ СДЕЛАТЬ ПРИЯТНЫМ
Управление своим душевным состоянием — дело, пожалуй, вполне доступное для любого, всерьез стремящегося к этому человека. Замечательный русский режиссер К. С. Станиславский в своей системе работы актера над собой выделял два важнейших этапа: первый он обозначил словами «трудное сделать привычным», а второй — «привычное сделать легким и приятным». В принципе такие же этапы работы над собой проходят и индийские йоги. В процессе длительного и упорного труда они обучаются «самопогружению» в состояние экстатической отключенности от внешнего мира, которое носит название «самадхи», или «нирвана».
Интересно отметить, что К. Э. Циолковский в своей брошюре «Нирвана» (1914) для приобретения душевного равновесия также рекомендовал, подобно йогам, погружаться в состояние экстатической отключенности от внешнего мира.
Более подробно этот вопрос был изучен автором аутогенной тренировки (AT) немецким ученым начала нашего века И. Шультцем. Он разработал высшую ступень AT — лечение нирваной, или нирваиотерапию. Упражнения этой ступени проводятся на фоне максимального самопогружения, или самогипноза, при котором имеется резкое сужение сознания и отсутствует реакция на внешние раздражения.
Обучение высшей ступени аутогенной тренировки направлено на вырабатывание способности вызывать во внутреннем поле зрения определенный цвет, конкретный предмет (объект) и далее на представление абстрактных понятий. Предлагается в состоянии полной концентрации внимания («интенсивное состояние погружения») добиться «внутреннего показа» понятий красоты, счастья, справедливости и т. д. Затем переходят к выполнению задания «конкретно представить образ другого человека». И в заключение занимающиеся «в состоянии глубокого погружения» задают себе примерно такие вопросы: «Что я делаю неправильно?» или «В чем смысл работы?» и сами отвечают на них. По И. Щультцу, ответы на задаваемые самим себе вопросы тренирующиеся получают в виде возникающих у них «видений» — визуализированных картин.
Таким образом, можно научиться как бы «видеть» сновидения заданного содержания. В последние годы это было экспериментально доказано советскими врачами-психотерапевтами В. Л. Райковым в Москве и А. С. Роменом в Алма-Ате. Так, например, в исследованиях В. Л. Райкова добровольцы после нескольких месяцев занятий высшей ступенью AT (по 3 ч в день) могли четко «видеть» себя отдыхающими на берегу Черного моря. Во время самопогружения в красочный мир зрительных галлюцинаций они не чувствовали боли, их пульс урежался на 10–30 ударов в 1 мин. После «пробуждения» умственная работоспособность обследуемых, по данным автора, возрастала в 1,5 раза.
В настоящее время освоение высшей ступени аутогенной тренировки облегчается использованием цветного дисплея, соединенного с электродами, при помощи которых производится регистрация биотоков головного мозга. Если человек возбужден, то благодаря такому дисплею, находящийся перед ним экран окрашивается в красный цвет, а по мере успокоения принимает сине-зеленую окраску. Такая обратная связь помогает быстро научиться вызывать во внутреннем поле зрения определенный цвет.
Вполне возможно, что тибетские йоги лун-гом-па настолько реально «видят» себя «небесными скороходами», что приобретают способность превращать трудную, просто непосильную в обычном состоянии работу в… удовольствие, экстатическое ощущение господства своего организма над природой.
На способности к яркой визуализации основана феноменальная память репортера одной из московских газет, которого профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30 лет. Таблицу в 50 цифр он запоминал за 2,5–3 мин и помнил ее несколько месяцев! Интересно, что цифры напоминали ему такие образы: «7» — человек с усами, «8» — очень полная женщина, а «87» — полная женщина с человеком, который крутит усы.
В книге В. Пекелиса «Твои возможности, человек!» (М., Знание, 1975) рассказано, что к аналогичным приемам прибегают и некоторые люди, которых называют чудо-счетчиками. За секунды некоторые из них способны вычислить и определить, например, какой день недели будет 13 октября 28 448 723 г., и т. п. Счетчица Урания Диамонди считает, что владеть цифрами ей помогает их цвет: 0—белый, 1—черный, 2— желтый, 3—алый, 4—коричневый, 5—синий, 6—темно-желтый, 7—ультрамарин, 8—серо-голубой, 9—темно-бурый. Процесс вычисления представлялся ей в виде бесконечных симфоний цвета.
А вот счетчики Иноди и Дагбер предпочитали производить головокружительные вычисления, играя на флейте или скрипке. В ритме музыки они находили ключ и ритм решения сложнейших задач.
Такой же прием в своих опытах применял и Юрий Новиков. Во время исполнения на баяне «Карусели» Шахнова он возводил четырехзначные числа в седьмую степень и запоминал порядок 150 цифр за 2 с. Вдохновленный музыкой, он мог выучить наизусть за 2 ч список из тысячи телефонов.
Феномен быстросчетчиков можно объяснить случайно генетически обусловленной организацией нейронов мозга. Эта организация напоминает параллельный сумматор электронно-вычислительной машины.
Очень давно замечено, что музыка вообще является мощным средством влияния на эмоциональную сферу человека.
Какие изменения происходят в организме во время прослушивания музыки? Один из первых научных экспериментов по изучению влияния музыки на сердечнососудистую систему был проведен в 1895 г. врачами Бинетом и Кортером. Они показали, что веселая музыка действует на сердечную деятельность и скорость кровообращения как стимулятор, в то время как печальная, мягкая, заунывная музыка действует угнетающе.
Русским профессором И. М. Догелем было выяснено, что различные мелодии, а также одна и та же нота, сыгранная на разных инструментах, и различная высота этих нот вызывают у одного и того же человека изменения в кровообращении. Догель считал, что наибольшее влияние на человека оказывает органная музыка.
Исследования, проведенные в последние годы, по- казали, что специально подобранная музыка увеличивает физическую работоспособность и ускоряет процесс восстановления частоты пульса и кровяного давления после физической нагрузки.
Сердце и кровеносные сосуды особенно чутко воспринимают музыку. Но тонкий музыкальный «слух» оказывается, имеется и у желудка. Так же, как и сердце, он не «переваривает» громкие звуки. Во всяком случае язвы желудка становятся профессиональным заболеванием эстрадных музыкантов.
Физиологи считают, что в основе действия музыки на человека лежит так называемая реакция навязывания ритма, т. е. музыка ведет к перестройке ритмов биотоков мозга на заданную частоту. В соответствии с этим изменяется эмоциональное состояние человека.
Не исключено, что в тех случаях, когда музыка создает ощущение огромного подъема, происходит синхронизация ритмов биотоков на значительных участках мозга. Можно навязать мозгу и иной, противоположный ритм. Не исключено, что интуитивное понимание этого древними египтянами натолкнуло их на мысль лечить бессонницу… пением хора. Успешно следуют примеру древних многие современные психотерапевты.
Ряд исследователей утверждают, что музыка может повысить устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям. В их работах установлено, например, что при прослушивании приятной мелодии увеличивается фагоцитарная активность белых кровяных телец, т. е. их способность обезвреживать микробы.
Организм человека может воспринимать звуки, а следовательно, и музыку уже в эмбриональном состоянии. Этим воспользовались японские медики. Когда новорожденный начинает плакать, ему дают прослушать пластинку с записью естественных шумов организма беременной женщины: шум протекающей по артериям крови, ритмичные удары сердца и т. д. Оказалось, что такая пластинка быстро успокаивает младенца.
На эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только музыка, но и цвет. Хорошо известно, что красный цвет возбуждает, а синий, наоборот, успокаивает. В 1980 г. венгерскими учеными было установлено, что некоторые люди находясь с завязанными глазами в отраженных от стен комнаты лучах определенного цвета, реагируют на них так же, как и при обычном созерцании. Под влиянием красного цвета их пульс учащался, а под влиянием синего — урежался. По-видимому, способность дифференцированно воспринимать электромагнитное излучение в различных диапазонах световой части спектра всем телом является в эволюционном отношении более древней. У большинства людей она за ненадобностью сильно ослаблена или утрачена, но может быть натренирована, например в случаях потери зрения.
В этой связи интересны результаты 5 тыс. опытов, проведенных под руководством академика Ю. Кобзарева с человеком-феноменом Л. Корабельниковой.
Этой женщине предлагалось опознавать рисунки, заложенные в непрозрачные пакеты, которые прикладывались к ее лбу. В 109 зачетных сериях исследований она из 25 карт с рисунками угадывала в среднем 14,5. А ведь по теории вероятности случайно можно угадать не более 5 карт.
Если музыка звуков известна человечеству уже тысячелетия, то сочетание музыки с цветом — цветомузыка — не получило до сих пор широкого признания. Однако еще Аристотель за 300 лет до н. э. писал, что цвета по приятности их соответствия могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимо пропорциональными.
Активным пропагандистом цветомузыки, внесшим большой вклад в ее развитие, был известный русский композитор А. Н. Скрябин.
…Звучит музыка Вагнера. Звуки оркестра сопровождаются на экране сполохами огня, устремленными ввысь, которые вдруг рассыпаются праздничным фейерверком. Звуки и краски создают цветомузыкальную гармонию…
Это кадры из цветомузыкального фильма «Фрагмент оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», который мы смотрим и слушаем вместе с его автором — художником Л. Н. Мельниковым.
Специалисты уже сегодня пытаются использовать цветомузыкальные композиции как регуляторы нервно-психического состояния человека. По их мнению, цветомузыка, опираясь на богатый опыт и глубокие традиции ее старшего собрата — древнего искусства музыки, со временем превратится в популярнейшее из искусств будущего, в мощное средство эмоционального воздействия на человека.
Заключение
Мы прошли длинный путь развития от синантропа или неандертальца и должны продолжать идти по нему, причем мы могли бы ускорить движение более глубоким знанием природы и нас самих.
А. Сент-Дьердьи
Проблема человека, его строения, облика, духовной и социальной сущности издавна волновала людей. Уже в древнегреческой философии и медицине постановка этой проблемы была сопряжена с раскрытием загадки, скрытой в религиозно-мифологических представлениях далекого прошлого, загадки взаимосвязи природы и человека — макрокосмоса и микрокосмоса.
Первостепенное значение эта проблема приобретает в современную эпоху бурного индустриального и научно-технического прогресса, обострения взаимоотношений человека с окружающей средой.
В системе человеческой деятельности определяющее значение имеет материальное производство. Деятельность именно в этой сфере порождает изменения в связях человека с природой и в его общественных отношениях.
Успехи научно-технической революции невиданно расширяют биологические возможности органов человека и создают совершенно новые, оригинальные способы и средства обеспечения жизнедеятельности в необычных для него условиях существования не только в различных регионах земного шара, но и в космическом пространстве. Триумфальные достижения науки и техники последних лет позволяют человеку двигаться, видеть и слышать в таких диапазонах и масштабах, которые либо не встречаются у других живых существ, либо значительно их превосходят. Благодаря соединению органов человеческого тела с современными техническими средствами возрастает «разрешающая сила» органов чувств и бесконечно расширяется сфера человеческого познания мира.
С другой стороны, интенсификация производства, развитие средств связи, транспорта, возрастание потока информации имеют и негативное воздействие на организм, выражающееся в возникновении сердечно-сосудистых, нервно-психических и иных заболеваний. В этих условиях особенно важно стремиться к тому, чтобы нашим жизненным правилом стало нравственное и физическое самосовершенствование, развитие резервов организма. Человечество обязано прийти к девизу «Болезнь—это преступление!»
Каждая эпоха, каждый уровень науки решает старые, животрепещущие проблемы по-своему, с позиций самых передовых знаний.
Ф. Энгельс писал, что наука движется вперед со скоростью, пропорциональной массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. Эта классическая словесная формула стала особенно очевидной в современную эпоху лавинообразного потока научной информации.
Наш век — это век научно-технической революции; время, когда наука становится непосредственной производительной силой.
Одной из центральных проблем современности является проблема человека. Диалектико-материалистическая трактовка сущности личности несовместима с утверждениями о вечной и неизменной природе человека. Образ жизни людей, их нравственный облик, мировоззрение и многие другие качества исторически изменчивы.
У нас сейчас очень распространено мнение, будто современный человек стал намного сложнее и даже умнее своих предшественников ввиду того, что научно-техническая революция и темп современной жизни предъявляют к нему повышенные требования. Если это и верно, то лишь отчасти. Ведь ритмы времени определяются прежде всего не скоростями возможного передвижения в пространстве, а величиной духовного напряжения. Ритмы времени живут не сами по себе вокруг и вне нас, а внутри нас, непосредственно воздействуя на интенсивность развития характера, формирование личности. И сегодня человек не становится автоматически ни сложнее, ни умнее, если он не приобщил себя к нравственным исканиям нашего величественного времени.
С развитием общества, изменением условий труда и образа жизни человека его здоровье претерпевает постоянные изменения и не может рассматриваться как статическое состояние. Параметры здоровья человека в древние века, средневековье и сейчас, в эпоху научно-технической революции, существенно различаются.
В периоды более замедленных темпов воздействия человека и природы, развитие здоровья, т. е. приспособление человека осуществлялось стихийно при преобладании биологических процессов эволюции. Болезни, смертность, как правило, были следствием социально-экономических и санитарно-гигиенических экзогенных факторов (эпидемии, голод и т. д.). Сейчас картина существенно изменилась.
Современные популяции людей уже нельзя рассматривать как устойчивые оседлые группы, изолированные на протяжении поколений в освоенном ими пространстве. В результате высокой миграционной подвижности и других социальных преобразований у современного человека поддерживается постоянное напряжение адаптационных регуляторных систем.
В условиях научно-технического прогресса возрастает отрицательное влияние психоэмоциональных факторов. Вместе с другими агентами они оказывают особенно неблагоприятное воздействие на здоровье населения. Рост хронических болезней приводит к ограничению трудоспособности. Изменения условий среды обитания осуществляются настолько быстрыми темпами, что человеческий организм с его сформировавшимися биогенетическими и психофизиологическими характеристиками не всегда успевает «переучиваться» и подстраиваться под них. Отсюда срывы адаптации, болезни.
Для охраны «биологического капитала» требуется организация целостных научно обоснованных дифференцированных систем жизнеобеспечения, в составе которых здравоохранение является основным фрагментом. При разработке глобальных моделей жизнеобеспечения следует учитывать особенности характеристик популяций развитых и менее развитых стран, крупных и малых городов, сел, территориально-промышленных комплексов и т. п.
Социальные цели нашего общества создают реальные предпосылки для осуществления комплексных мероприятий, направленных на всестороннее развитие человека. Нашим здравоохранением взят курс на профилактику разного рода заболеваний.
Но этой цели нельзя достичь без активных усилий масс. К числу наиболее действенных методов предупреждения болезней относятся физическое закаливание, некоторые виды спорта, культурный туризм.
Не последнее место здесь принадлежит и самосовершенствованию, способности максимально использовать резервы своего тела и духа.
Известный советский ученый В. И. Сифоров писал: «Человек, глубоко познав самого себя, детально изучив устройство своего мозга и законы мышления, будет активно воздействовать на самого себя, и эта обратная связь на некотором этапе, возможно, приведет к качественному скачку в его развитии и появлении новых форм движения материи, более высоких и качественно отличных от всех ныне существующих».
Долог путь к вершине человеческого совершенства. Но без стремления к этой вершине, без затраты духовных сил жизнь во многом теряет смысл.
Проблема взаимоотношений человека с окружающей средой имеет и иной аспект, достигший в наши дни невиданной остроты. Речь идет о влиянии человеческой деятельности на природу.
С древнейших времен человек стремился защитить себя от опасностей, которыми угрожала ему природа, максимально освободиться от зависимости от нее. Человек преобразовывал окружающую его среду, чтобы создать лучшие условия существования. Основным жизненным ориентиром человеческого общества было стремление к повышению материального, социального и культурного уровня. Однако жизнь постоянно вносила свои коррективы в человеческую деятельность. Сегодня стало абсолютно очевидным, что самого по себе экономического прогресса уже недостаточно для решения всех животрепещущих социальных проблем как внутри отдельных государств, так и в человеческом сообществе в целом. Больше того, в отдельных случаях именно прогресс, создание новейших технических средств могут еще более усложнить условия существования человека.
Единое по своей глубокой природной сути мировое человеческое сообщество до последнего времени взаимодействует стихийно. Оно все еще остается раздробленным на великое множество противостоящих и противоборствующих союзов и объединений. Между тем для каждого мыслящего индивидуума не остается сомнений: продолжение существующей практики с неизбежностью ведет к экологической катастрофе. Условием выживания людей является формирование нового мышления, где важнейшее место должно принадлежать утверждению приоритета общечеловеческих ценностей. Одной из главных общечеловеческих ценностей является планета Земля, наш общий дом.
Современное население планеты беспокоит уже не столько то, чем угрожает ему окружающая природная среда, сколько то, чем чревато его собственное постоянное вмешательство в эту среду. Иными словами, человек поставил перед собой парадоксальную задачу: защитить не только себя самого, но и среду, в которой он живет, от вредных последствий своей собственной деятельности.
Корни многих наших просчетов по отношению к природе и человеку предстали во всей обнаженности. Что ждет нас о будущем? Что мы оставим после себя следующим поколениям?
Экономическое преимущество объединения людей дало толчок резкому росту населения Земли. Вот уже несколько тысячелетий продолжается все ускоряющийся рост численности человечества. Потепление климата после окончания ледникового периода стимулировало прогресс человечества. А сегодня уже человек существенно влияет на климат.
Первые признаки изменения климата отдельных регионов Земли в результате человеческой деятельности наблюдались уже на заре цивилизации. Горы Древней Греции, как известно из поэм Гомера, сплошь были покрыты густым лесом, а сейчас это голые скалы. Неисчислимые стада диких коз вытоптали их травяной покров. Другой пример: самая большая пустыня планеты Сахара образовалась только около б тыс. лет назад также в результате деятельности человека, пасшего стада на непрочном травяном покрове. Сегодня пустыни занимают более 6 % территории суши. Сухость воздуха пустынь способствует их радиационному охлаждению, тогда как сегодняшние лесонасаждения и орошение засушливых земель положительно влияют на климат.
За последнее столетие среднегодовая температура у поверхности земного шара выросла более чем на полградуса, и эта тенденция нарастает. Дело в том, что производство и потребление энергии в мире вплоть до нефтяного кризиса росли темпами, опережающими прирост населения. С середины прошлого века оно удваивалось каждые 50 лет, после второй мировой войны — уже каждые 15 лет. Казалось, вот яркий показатель неудержимого прогресса и развития цивилизации. Однако такой путь интенсивного развития энергетики может иметь самые серьезные последствия. Если даже время удвоения производства энергии останется близким к 20 годам, то и в этом случае уже через 150–200 лет оно достигнет 101бВт, или 5 % тепловой мощности Солнца, достающейся Земле. По мнению ведущих специалистов многих стран, указанная величина представляет собой абсолютный верхний предел земной энергетики. При этом средняя температура земной поверхности возрастет на опасную величину — более 2–3 °C. В результате этого обширные тропические области Земли станут малопригодны для жизни. Такой темп глобальных изменений не отмечен в известной истории Земли.
Следовательно, выход у нас один: стабилизировать потребление энергии, равно как и численность населения планеты. Это должно произойти за весьма короткий исторический период — всего 150–200 лет. Следует учесть, что, кроме энергии, геометрическая прогрессия роста человеческой активности лимитируется и другими факторами: уменьшением лесного покрова — источника кислорода, непрерывно растущим засорением водных ресурсов отходами промышленности, а почвы — ядохимикатами, истощением ресурсов, в частности, запасов редких металлов. Вот почему центральной проблемой человечества сегодня стала проблема экологии, сохранение окружающей среды — только при этом условии может быть сохранен и сам человек.
Сегодняшнюю ситуацию гениально предвидел в свое время Ф, Энгельс. В «Диалектике природы» есть такие строки: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых… И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, пашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».
Несмотря на все издержки и прогнозы, дальнейшему экономическому, техническому и общественному развитию человечества препятствовать невозможно. Но человек должен знать, что решение отдельных экологических проблем с каждым годом будет даваться все большей ценой.
Наш могущественный век особо нуждается в социально ответственной науке, способной к глубокому профессиональному анализу и лечению духовных недугов современности. Сформировать и сформулировать нравственные ценности и идеалы, неотъемлемые права свободы человека — насущное дело всего цивилизованного мира.
Великая цель науки — раскрытие тайн природы и мироздания, выявление законов, управляющих природой и обществом, с тем чтобы еще полнее и плодотворнее использовать их на благо самого человека. Среди множества наук наука о человеке занимает особое место, это наука не столько прошлого или настоящего, сколько будущего.
Современная наука должна анализироваться не только под углом зрения теории познания и методологии, но и в своих социальных, этических, нравственных и гуманистических измерениях.
Приоритет гуманистических ценностей — основное и непременное условие решения кардинальных проблем современности в условиях ужесточения социального контроля и возрастающей опасности применения новейших достижений научно-технического прогресса в целях манипулирования человеческим сознанием.
Гуманизм — это нравственная позиция, выражающая прежде всего признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к свободе мысли и всеобщему благу как цели общественного прогресса. Гуманизм требует подвергать сомнению любые инициативы, если они наносят ущерб благополучию человека, невзирая на их влияния на экономический рост и политическую власть.
Мы — совесть планеты, на нас лежит ответственность за то, чтобы наши потомки имели возможность жить полноценной жизнью, чтобы они продолжили лучшие гуманистические традиции человеческой цивилизации.
Каждая эпоха по-своему формирует и решает вопросы смысла человеческого бытия, предназначения человека, проблемы свободы, справедливости, нравственности, гражданской ответственности, отношения к окружающей среде. В прошлом человек никогда не обладал такими могучими знаниями, как сейчас, не был столь технически вооружен и силен, но никогда прежде он и не был столь уязвим и растерян перед лицом грозящих ему глобальных перемен. Проблема понимания человеком современного мира сопряжена с проблемой взаимопонимания между людьми, а обновление и раскрытие гуманистической сути демократического общества немыслимы без активизации духовного потенциала общества, заключенного в науке, образовании, литературе, искусстве.
Мудрость и зрелость общества во многом определяются уровнем его интеллектуального и нравственного потенциала. От этого зависит и прогресс общества.
Будучи частью космоса, человек сегодня еще не видит своей солидарности, своего единства с окружающим миром. Повседневные наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью нужно искать ключи ко всем тайнам мироздания, а следовательно, и к разрешению многих проблем жизни.
Рекомендуемая литература
Агаджанян Н. А., Миррахимо в М. М. Горы и резистентность организма. — М.: Наука, 1970.
Агаджанян Н. А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). — М.: Сов. Россия, 1977.
Агаджанян Н. А. Человеку жить всюду, — М.: Сов. Россия, 1982.
Агаджанян Н. А., Гневушев В. В., Катков А. Ю. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания. — М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987.
Богомолец А. А. Продление жизни. — Киев, 1940.
Верещагин В. Г. Физическая культура индийских йогов. — Минск: Полымя, 1982.
Владиславский В. О твоем питании, человек. — Минск: Высшая школа, 1982.
Данилевский А. Пища и характер. — Харьков, 1981.
Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. — Минск: Полымя, 1982.
Енгалычев П. О продолжении человеческой жизни… — Спб., 18С7.
Евтимов В. Йоги.—М.: Медицина, 1986.
Йогесвар. Основы системы йога. — Вильнюс: Москлас, 1986.
Катков А. Ю. «Сон йогов» — глазами физиолога//Химия и жизнь. — 1979. — № 6
Катков А. Ю. Земные корни сверхъестественного//Спутник. — 1980. — Лэ 10.
Мечников И. И. Этюды оптимизма. — М., 1909.
Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. — М.; Прогресс, 1986.
Рааб A. Йога против болезней позвоночника. — Минск: Полымя, 1986.
Смирнов В. Л. Восемь ступеней йоги по системе Патанджали/ В кн.: Махабхарата. — Ашхабад, 1963 — Т. 7 Ч. 2.—С. 197.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 904;