Интуитивизм

В многочисленных исследованиях творчества оно связывается с бессознательной работой психики – интуицией. Термин «интуиция» происходит от латинского «intunito rapido e pronto» т. е. «быстро увиденный», от латинского глагола intueri, означающего «видеть внутри», «пристально, внимательно смотреть». Интуиция— мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачина основе ориентиров поис­ка, не связанных логически или не­достаточных для получения логи­ческий вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения,а также недостаточная осознанность его логических оснований. Интуиция играет большую роль в творческом процессе.

Интуитивизм -одно из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач вы­ражено в понятии «интуиция». Наиболее прочно это понятие утвердилось в психологии, опиравшейся на идеалистическую теорию познания, которая еще со времен Платона признавала существование врожденных идей. Интуиция рассматривалась как внезапное озарение, осенение, свойственное лишь немно­гим избранным, как мистическая творческая активность, обе­спечивающая непосредственное постижение истины, как дар предчувствия, предугадывания. Крайнее направление этой тео­рии, известное под названием интуитивизма, отрицало в твор­ческом акте роль практики, труда и вообще какой-либо деятель­ности. Интуитивизм считает, что открытие нового происходит само по себе, самопроизвольно.

На протяжении большей части ХХ века отношение у психологов к феномену интуиции было неоднозначное. Интуиция воспринималась в лучшем случае как нечто мистическое и необъяснимое, а в худшем то, что приводит ошибкам. С 1960-х годов эта проблема стала привлекать внимание отечественных психологов. До этих пор интуиция не имела однозначного определения не только в нашей стране, но и за рубежом. Самое общее ее определение в западной психологии было следующим: «…это имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить». В ходе исследований было установлено, что неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интел­лекта образуют единое целое. Ме­ханизмы интеллекта состоят в симультанном объединении нескольких информа­тивных признаков разных модаль­ностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В та­ком одновременном учете различной по своему качеству информации состо­ит отличие интуитивных процессов от дискурсивных. По мнению Е.П. Ильина интуитивное умозаключение опирается на факты действительности. Это накоп­ленные в нашем сознании разные, пестрые, часто логично не ассоциирующиеся друг с другом впечатления, которые нами не осознаются, но которые используются твор­ческой фантазией. (2009, с.80). А. Г. Спиркин отмечает: «Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают» (1972, с. 188).

Запас приобретенных знаний, — отмечают В. Р. Ирина и А. А. Новиков, — создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуи­тивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Это знание авторы называют криптогнозой(от греч. kryptos — тайный, скрытый и gnosis — знание), т. е. временно неосознаваемое знание, о котором человек и не подозревает и которое включает в себя весь предшествующий опыт субъекта, не используемый им ранее. Авторы предполагают, что именно в поле криптогнозы, являю­щейся результатом неосознанного отражения, скрыта гносиологическая природа интуиции. Криптогноза — это зашифрованное знание, а ключ от него — в интуиции (Ильин Е.П., 2009, с.80).

Таким образом, считается, что в основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут быть как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно. Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе творчества эти две стороны интеллекта образуют единое целое. Механизмы интуиции состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных.Основную роль в интуиции играют семантические обобщения, относящиеся к данной области за­дач. Источниками интуиции являются: а) непроизвольная память — непроизвольное закрепление неосознанных нами при восприятии впечатлений; б) данные произвольного запоминания, которые мы решили основательно забыть; в) привычки и традиции, влияние которых на жизнь и сознание людей велико; г) подражание (Мазманян М. А., 1960).

 








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1371;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.