История научного изучения воздействия СМИ
Ее можно разбить на четыре основных периода, в которых доминировали следующие модели: теория «пули», модель ограниченного воздействия, модель умеренного воздействия, модель сильного воздействия.
Теория «пули». Данная теория раскрыта в следующих научных работах: «Общественное мнение» У. Липпманна (1922); «Методы пропаганды в мировой войне» Г. Лассуэлла (1927); «Союзническая пропаганда и крах Германской империи в 1918 году» Г. Бранца (1938). Власть массмедиа над обществом изображалась весьма яркими образами: массовая информация сравнивалась со смертоносными пулями или сильными наркотиками. Данные метафоры послужили основанием для теории «пули», объясняющей воздействие СМИ. Лассуэлл сравнил СМИ со «шприцем для подкожных впрыскиваний» (имея в виду, что зрител ям навязывают какое-то сообщение сомнительного характера, которое пробуждает в них все самое худшее).
Реакцией на общественную обеспокоенность пропагандистским внушением через СМИ стало создание института анализа пропаганды. Стали проводиться научные исследования, целью которых было установить уровень воздействия пропаганды. Данное направление было актуальным для того времени. В США и других странах опасались, что Гитлер с помощью пропаганды в СМИ может добиться влияния на американское общество. Теория «пули» оставалась ведущей до начала 1940-х годов, когда результаты эмпирических исследований показали, что воздействие СМИ было не столь сильным, как ранее предполагалось.
Работа «Общественное мнение» У. Липпманна считается «исходной книгой в современной истории научных исследований массовой коммуникации». В этом труде можно выделить четыре блока: анализ механизмов восприятия информации; анализ способов формирования общественного мнения; критика традиционной теории демократии; информационное обеспечение процесса управления в демократическом обществе.
Анализируя механизмы восприятия информации, Липпман выстраивает неоплатонистскую в своей сущности схему. Опираясь на знаменитую аллегорию пещеры Платона, Липпман говорит, что человек отделен от мира псевдосредой, состоящей из предрасудков, стереотипов и упрощенных моделей. «...Доступ к информации затруднен и неопределенен... наше понимание существенно контролируется стереотипами... данные, имеющиеся в нашем распоряжении, фильтруются иллюзиями самозащиты, престижа, нравственности, пространства и способами выборочного исследования... Кроме уже упомянутых искажений, общественные мнения нагружены тем, что мы легко принимаем последовательность фактов или их параллельность за причинно-следственные отношения».
Модели восприятия несут защитную функцию, огораживая человека от стрессов, связанных с резкими переменами, и упрощая механизмы его взаимодействия со средой и со своими собратьями.
Сами механизмы функционирования прессы как главного института, поставляющего информацию, основаны на регистрации события, а не на том, чтобы рассказывать о нем Истину. «Новости, — рассуждает Липпман, — являются не зеркалом социальных условий и обстоятельств, а сообщением о как-то обозначившемся событии. Из новостей вы не узнаете, как в семечке, помещенном во влажную почву, просыпается жизнь, но журналисты сообщат вам, когда первый росток пробьется на поверхность земли. Из новостей вы даже можете узнать, что сказал какой-нибудь человек о процессе зарождения этой жизни. Из них вы можете также узнать, если росток не появился над землей вовремя. Гипотеза, кажущаяся мне наиболее плодотворной, состоит в том, что новости и истина — не одно и то же, и что они должны четко различаться. Функция новостей в том, чтобы сигнализировать о событии, функция истины — освещать скрытые факты, устанавливать между ними связь и создавать картину действительности, которая позволяла бы человеку действовать. Только в тех точках, где социальные условия принимают узнаваемую и поддающуюся измерению форму, корпус истинного знания и корпус новостей совпадают. И это сравнительно небольшая часть всего поля человеческого интереса».
Модель ограниченного воздействия. Концепция общества изолированных индивидов, подвергающихся воздействию всемогущих СМИ, сменилась концепцией индивидов — членов социальных групп, общение в которых ограничивает воздействие массовой информации.
Данная теория раскрыта в следующих работах: исследования К. Ховленда для армии США (1942-1945); исследование карикатур серии «Мистер Бигготг» Э. Купера, М. Ягоды (1947); «Воздействие массовой коммуникации» Дж. Клаппера (1960).
К. Ховленд и его коллеги изучали воздействие пропаганды в рамках исследований, проводимых в армии США. В ходе контролируемых экспериментов Ховленда изучались изменение мотивации солдат, которым показали учебные или пропагандистские фильмы. Результаты исследования убеждали в том, что просмотр подобных фильмов не повышал мотивации солдат.
Э. Купер и М. Ягода в своей работе изучали психологическое воздействие карикатур, высмеивающих предрассудки. Результаты исследования показали, что, вместо того чтобы менять отношение людей, карикатуры только укрепляли уже сформированные взгляды.
Модель ограниченного воздействия прочно утвердилась только в 1960 г. после публикации монографии Дж. Клаппера «Воздействие массовой коммуникации». В этой работе автор проанализировал тысячи научных публикаций по изучению медиавоз-действия за период с 1920-х по 1950-е годы, а также сделал попытку обобщить результаты этих исследований и сформулировал новый подход к изучению этой проблемы, предложив уделять особое внимание факторам, ограничивающим воздействие СМИ на индивидов.
Модели умеренного и сильного воздействия. В последующие годы тематика массовой коммуникации прочно утвердилась в научно-исследовательских институтах. Некоторые новые теории и научные открытия перестали вписываться в модель ограниченного воздействия, поэтому история была отредактирована таким образом, чтобы включить в нее новые научные работы, свидетельствующие о том, что возможно как умеренное, так и сильное медиавоздействие.
Модель умеренного воздействия раскрыта в следующих научных работах: «Процесс масс-медиа: развитие в разрыве знаний» М. Мак-Лухана (1964); «Понимание масс-медиа» П. Тиченора, Г. Донохью, К. Олиена (1970); «Новостная функция масс-медиа» М. Мак-Комбса, Д. Шоу (1972); «Теория спирали молчания» Э. Ноэлл-Нойманн (1973); «Теория зависимости» С. Болл-Рокеша, М. Де Флера (1976).
М. Мак-Лухан утверждал, что воздействие СМИ определяется в первую очередь не содержанием информации, а средством ее подачи.
П. Тиченор, Г. Донохью, К. Олиен предложили «гипотезу разрыва в знаниях». Согласно данной гипотезе группы населения с более высоким социально-экономическим статусом получают информацию быстрее, чем группы с более низким социально-экономическим статусом, так что разрыв в знаниях между этими группами стремится скорее к увеличению, чем к снижению.
М. Мак-Комбс и Д. Шоу писали, что подборка тематики для выпуска новостей влияет на представление аудитории о важности событий.
Согласно теории спирали молчания Э. Ноэлл-Нойманн люди стараются скрывать свои взгляды и убеждения, если они противоречат мнению большинства. СМИ в данном случае выступают как инструмент формирования господствующего общественного мнения.
Теория зависимости С. Болл-Рокеша и М. Де Флера подчеркивает связь между общественной системой, СМИ и аудиторией. Данная теория утверждает: степень зависимости аудитории от СМИ определяется индивидуальными различиями получателей, масштабом социальных беспорядков или конфликтов, а также количеством и централизацией информационных функций, которые выполняют массмедиа.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 3759;