Мышление как процесс решения задачи
Под задачей можно понимать острую необходимость установить связь между явлением и его причиной (задача теоретическая) или выбрать путь действий, обеспечивающий достижение той или иной цели (задача практическая). Процесс решения задач имеет определенные этапы и механизмы, отклонение и изменение которых затрудняет или делает вообще невозможным ее решение. При выполнении профессиональных задач мышление выступает как процесс, который включает: постановку задач; мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизацию, обобщение, классификацию, систематизацию), посредством которых осуществляется поиск решения задач; результат решения, вывод.
Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса служит возникновение задачи. Например, Анатолий Аграновский писал: «Однажды меня послали на станцию, где произошло крушение поезда. Пьяный тракторист разворотил рельсы. Машинист, увидев это, героически спас пятьсот человек, а сам погиб. В редакции задание сформулировали так: вы должны написать такой очерк, чтобы во всех депо повесили портрет героя-машиниста…».
Первым этапом, непосредственно следующимза осознанием наличия задачи, обычно связан с задержкой импульсивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу, необходимую для ориентировки в ее условиях, анализа компонентов, выделения наиболее существенных и соотнесения их друг с другом. Предварительная ориентировка в условиях задачи считается обязательным начальным этапом всякого процесса мышления. Здесь в сознании человека, приступающего к решению возникает вопрос, связанный с определенным мотивом. В данном случае для Аграновского было важно донести правду до читателя о героическом поступке машиниста, тем более, что в другой газете, а не «Известиях», которые представлял он, был опубликован очерк, суть которого заключалась в следующем: машинист увидел развороченные пути, в эту минуту вся жизнь пронеслась перед его мысленным взором, и он не смог позволить, чтобы женщины, дети, едущие за его спиной, погибли, и он пошел на смерть, спасая других людей.
«Как человек я тоже свято верил, что так оно все и было», - вспоминал Анатолий Абрамович. Однако ответственность за достоверное освещение случившегося в СМИ явилось мотивом возникновения у журналиста вопроса: а так ли все было? С четкой формулировки вопроса и начинается процесс решение всякой задачи.
Вторым этапом развития мысли в процессе решения задачи является определение предварительного ответа на возникший вопрос, то есть формулировка гипотезы. Так, на данном этапе процесса решения задачи А.Аграновский предположил, что времени у машиниста не оставалось, чтобы покинуть паровоз. Гипотеза – это по существу, попытка дать ответ на возникший вопрос, одна из фаз решения мыслительной задачи, но еще не решение ее.
Третьим этапом процесса решения задачи является проверка гипотезы. Она будет успешной в том случае, если журналист собрал максимум информации об интересующем его факте, событии или человеке и правильно оценил эту информацию, опираясь на свои знания и опыт. В указанном выше случае А. Аграновский для того, чтобы проверить правильность своей гипотезы, проехал тот же перегон на паровозе, засекая время секундомером. Журналист вспоминал: « Мы ехали с той же скоростью, и от того момента, когда помощник крикнул "Коля, держи!" до момента аварии прошло всего несколько секунд. Я понял, какой работой были заполнены они, что делал машинист, какой рукой крутил реверс, какой давал контрпар, останавливая поезд. Я говорил с помощником машиниста, который случайно остался жив, и он мне сказал, что выпрыгнуть машинист все равно бы "не управился". И если бы я написал: "перед его мысленным взором..." - я обманул бы дантистов, домашних хозяек, колхозников, но тех путейцев, которые должны были в каждом депо повесить портрет машиниста, - нет, не обманул бы.
Мне кажется, я понял в той поездке нечто гораздо более важное. У машиниста не было дилеммы - прыгать или не прыгать. (В Министерстве путей сообщения мне сказали, что за последнее время у нас не было ни одного случая, чтобы машинист выпрыгнул из паровоза, спасая свою жизнь, и погубил пассажиров.) Всей своей жизнью машинист был подготовлен к подвигу в высшем, толстовском понимании этого слова: человек делает то, что он должен делать, несмотря ни на что. Ему не надо было размышлять, взвешивать - он выполнял свой долг. И это правда. И правда оказалась сильней».
А бывает и так, что еще раз сопоставив факты, изучив мнение свидетелей события, побеседовав со специалистами журналист приходит к выводу, что его гипотеза неверна и для решения задачи необходимо выработать новую гипотезу и вновь осуществлять ее проверку. Может случиться, что и эта гипотеза может не подтвердиться и придется вырабатывать следующую.
Специалисты считают, что постепенное повышение эмоциональной напряженности ведет к расширению диапазона извлекаемых из памяти гипотез, но чрезмерное напряжение может сузить этот диапазон, что и определяет известную тенденцию к стереотипным решениям в стрессовых ситуациях. Однако и при максимальном доступе к информации полный перебор гипотез нерационален из-за больших затрат времени. Для ограничения поля гипотез и управления очередностью перебора используется специальный механизм, тесно связанный с системой установок человека и его эмоциональным настроем. Прежде чем перебирать и оценивать возможные подходы к решению задачи, ее нужно понять. (См. параграф «Понимание»).
По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. А.В.Брушлинский, автор книги «Психология мышления и кибернетика» (М.,1970), замечает: «Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, которой вообще невозможно оперировать. Оно всегда так или иначе связано с чем-то известным… Исходя из СВЯЗИ и ОТНОШЕНИЙ между известным и неизвестным становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное». С.Л.Рубинштейн писал: «В процессе мышления объект включается во все новые связи и в силу этого выступает вот все новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы «вычерпывается» все новое содержание, он как бы каждый раз поворачивается новой стороной, в нем выявляется все новые свойства». («О мышлении и путях его исследования», М., 1958).
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1434;