ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.
У. Беркетт
Изложение в этом параграфе построено в форме вопросов и ответов. Это позволит читателю проверить свои познания. Как своего рода тест с развернутыми ответами и пояснениями предлагаемый материал может быть использован на практических и семинарских занятиях.
Вопросы
1. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления?
2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса?
3. Вы волнуетесь, выступая. Как справиться со своим волнением?
4. Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшает; б) улучшает, если не коробит слушателей; в) ухудшает.
5. То же относительно комментариев личного характера.
Ответы и пояснения
1. Все зависит от того, каков статус выступающего.
Если он ниже, чем у слушателей (например, исполнитель — перед заказчиками, студент-дипломник — перед госкомиссией, диссертант — перед ученым советом), то прохаживание перед слушателями может иметь отрицательный эффект.
Если же статус выступающего выше (например, руководитель перед подчиненными), то это улучшает восприятие его речи. И причины здесь три.
Первая состоит в том, что контролирующий большее пространство воспринимается окружающими как более значимый. Подсознательно и его слова воспринимаются как внушающие большее доверие.
Вторая — внимание повышается непроизвольно. Мы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. Головы слушателей будут поворачиваться в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хорошее средство от утомления, так как движениями шеи (стимулируется приток крови к мозгу).
Третья причина вытекает из ответа на следующий вопрос.
2. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пределах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, снижает степень утомления слушателей.
Способствует этому перемещения выступающего во время речи.
3. Очень поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с доброжелательностью на лице. Найдите таких среди слушателей и рассказывайте, обращаясь к ним. Это поможет вам справиться с волнением.
4. Анекдот, шутка улучшают восприятие речи, если, конечно, не коробят слушателей. Недопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Например, так называемые «мужские» анекдоты шокируют женщин, «женские» — не нравятся многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, «национальные» — не всегда нравятся представителям национальности, затронутой в анекдоте.
5. Личные комментарии оживляют восприятие. Внимание всякий раз усиливается, когда выступающий приводит личные наблюдения, случаи из жизни и т.д.
Вопросы
6. Вам предстоит сделать очень важное сообщение, аргументировать серьезные предложения. Какую продолжительность выступления вы заявите?
7. Вам задали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Вы попытаетесь выкрутиться или сознаетесь, что не можете ответить?
8. Некоторые ораторы, чтобы справиться с волнением, принимают успокоительные таблетки. Как это влияет на выступление? Другие способы побороть волнение.
Ответы и пояснения
6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как «проходное», рядовое. Кроме того, за это время аргументировать серьезные предложения, убедить слушателей очень трудно. Заявленное время «до 20 минут» у кого-то может вызвать недовольство, но обычно председательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению привлечено.
Рассчитывать на большее время нежелательно. Исследования показали, что люди внимательно могут слушать одного выступающего в среднем 15—20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможностей — 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.
7. Обычно большинство ораторов «выкручиваются». Однако на занятиях, при групповом обсуждении вопроса, большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа.
Не стоит недооценивать способность слушателя отличить ответ от видимости ответа.
Вспоминается передача «Телевизионное знакомство», на которую был приглашен М.С. Горбачев. Выдающаяся способность Михаила Сергеевича уходить от ответов была вконце передачи «оценена» ведущим Урманисом Оттом. Выражая разочарование (свое и зрителей), он-сказал: «Михаил Сергеевич, я, видно, совсем потерял форму. Ведь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!».
Автор книги интересовался мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. И практически все, независимо от образования и своих политических пристрастий, высказали свое разочарование (а многие — раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных вопросов.
Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интеллекта. Так что попытка «выкрутиться» — плохой путь. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас».
8. Волнение выступающего есть проявление уважения к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых — привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого — значит проявить пренебрежение к зрителям. Как сказала однажды в свойственной ей откровенной манере одна очень популярная певица: «Если боишься публики, так чего тогда лезешь на сцену?». Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателя.
Вот наблюдение из моей преподавательской практики.
Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя подходит очередная экзаменующаяся. «Ваша фамилия?» — спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответ — молчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!
«Ну что ж, будем искать вместе»,— улыбаясь говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?». Девушка кивает головой. «Ну что же вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь? Давайте я посмотрю».
Так, подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается задать сложный вопрос.
Нечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией.
Однако если чрезмерное волнение мешает выступающему говорить, надо что-то предпринять. Прежде всего следует убедить себя, что ничего страшного не случится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает. Затем выпить холодной воды. Сделать несколько глубоких вдохов и энергичных движений.
Пить таблетки не рекомендуется: подавляя эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцтветной, а реакцию заторможенной.
Иногда ораторов смущает мысль о возможном провале. Неудачи бывают и у опытных ораторов. Смиритесь, реагируйте на все спокойно и рассудительно.
Причиной тревожности может быть недостаточная подготовленность к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».
Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».
Вопросы
9. Во время вашего выступления председательствующий сообщил, что ваше время истекло. Как вы отреагируете на это: а) «Я заканчиваю»; б) «Прошу еще полторы минуты»; в) «Таким образом...»; г) «И последнее, самое главное...»; д) «В заключение хочется сказать еще- и о...»
10. Некоторые известные ораторы при построении выступления используют законы симфонической музыки. Что это за законы?
11. В чем состоит «прием эллипса» при выступлении*?
Ответы и пояснения
9. Ответам а и б слушатели обычно не верят: выступающий уже проявил неуважение аудитории, нарушив регламент, проявит и еще. Не уложился в 10 минут, не уложится и в полторы.
Ответом в оратор игнорирует сделанное замечание и может позволить себя говорить сколько угодно.
Ответ д неплохой, но не лучший. «Сказать о...» — расплывчатая формулировка для подведения итога сказанному. А именно резюме ожидают слушатели.
Ответ «И последнее, самое главное...» следует признать лучшим. Слушатели захотят его услышать, иначе будут считать время зря потраченным.
10. Симфоническая музыка — высшая форма инструментальной музыки. Будучи хорошо разработанной, эта форма музыкального воздействия учитывает на психологические особенности нашего восприятия. Именно для его облегчения в симфонии перемежаются темпы. Первая часть чаще всего — в быстром темпе (аллегро), вторая — в медленном (адажио) или в умеренно медленном (анданте). Затем темп снова меняется.
Большой знаток классической музыки, бывший незаурядным оратором «гений зла» Адольф Гитлер строил свои выступления по законам построения симфоний. О силе его воздействия на аудиторию можно судить по кадрам кинохроники. Правда, при этом вспоминается афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».
11. «Прием эллипса» состоит в недоговаривании последнего слова в фразе. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного слушания.
Вопросы
12. Часть аудитории настроена к вашему выступлению враждебно. Ваши действия?
13. Как справиться с мешающим вам слушателем?
14. Слушатели были равнодушны, а затем стали проявлять критическое отношение к выступающему. Каковы возможные причины этого ?
Ответы и пояснения
12. При проявлениях враждебности частью слушателей можно порекомендовать следующее.
Постарайтесь рассказать что-либо особенно интересное, чтобы захватить инициативу.
Выделите людей, которые разделяют ваши взгляды, и обращайтесь к ним а) с приветственным жестом и улыбкой, б) словесно: «Вот Иван Иванович может подтвердить!».
Если есть неумолкающий лидер в аудитории, предложите ему выйти на трибуну: пусть не с места, а лицом к аудитории попытается что-нибудь сказать. И в любом случае скажите спокойно: «Это одна точка зрения. (Сделайте нажим на слове «одна».) У меня другая. Послушайте и меня».
Обобщите выкрики (даже попросите их повторить, если нужно). А потом скажите: «Я с вами полностью согласен!», или «Моя точка зрения иная» — и изложите ее.
Понизьте голос, говорите медленнее, как бы вкрадчивым голосом. Когда люди кричат, человек, говорящий шепотом, оказывается в центре внимания.
Образно говоря, «не вставайте на пути волны». Если не чувствуете в себе сил, чтобы справиться с аудиторией, побудьте некоторое время просто наблюдателем. Продолжайте выступление, когда «запал» аудитории пройдет и она остынет.
13. Отдельную мешающую личность можно нейтрализовать следующими приемами: «зависните» над ним; скажите ему «спасибо» и продолжайте говорить; соглашайтесь: «Да, вы правы, но...»; улыбнитесь этому человеку, и все; обыграйте его слова с помощью какой-нибудь забавной истории.
14. Возможные причины возникновения критического отношения к выступающему: его слова задели самолюбие присутствующих; выступление неинтересное и к тому же затягивается; внешний вид оратора или манера держаться восприняты как вызывающие; позиция превосходства оратора по отношению к аудитории; какие-либо обвинения в адрес слушателей (например, в невнимательном слушании); навязывание своей точки зрения (скажем, попытка кого-то из слушателей возразить пресечена оратором); употребление грубых выражений и жаргона.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 2730;