Выражение лица

Выражение лица — главный показатель чувств. Лег­че всего распознаются положительные эмоции — сча­стье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев, от­вращение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следу­ющим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз уголки губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные над переноси­цей брови, широко открытые глаза, уголки губ опуще­ны и несколько отведены назад, губы растянуты в сто­роны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изог­нуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, ниж­няя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верх­ней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что стороны лица находятся под контролем различ­ных полушарий мозга.

Левое полушарие контролирует нашу речь и интел­лектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управ­ления перекрещиваются: работа левого полушария отра­жается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. Поскольку работа правого полуша­рия мозга отражается на левой половине лица, то здесь труднее скрыть эмоции. Положительные эмоции отража­ются более равномерно на обеих сторонах лица, отрица­тельные эмоции более отчетливо выражены на левой сто­роне. Поэтому смотрите на левую сторону лица.

Однако оба полушария мозга функционируют со­вместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.

Глаза

Исследователи утверждают, что Лев Толстой опи­сал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

С помощью глаз передаются самые точные и откры­тые сигналы из всех сигналов человеческой коммуни­кации. Поэтому очень важно во время разговора конт­ролировать поведение своих глаз. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, вы должны встре­чаться глазами около 60—70 % всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который часто отводит глаза (две трети времени общения), ред­ко пользуется доверием.

Если искушенные собеседники способны сдержи­вать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никому не подвласно контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольна расширяются или су­жаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки рас­ширяются в четыре раза против нормального состоя­ния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите прямо в зрачки своего визави. Этим приемом пользуются опыт­ные предприниматели. К примеру, китайские и турец­кие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и по­лучает желаемое, зрачки его расширяются.

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом.

Деловой взгляд: ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник с вершинами в его глазах. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете соответствующую атмосфе­ру, собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому. Этим сможете контролировать ход бесе­ды, но, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

Социальный взгляд: когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для об­щения на социальном уровне. Взгляд при этом концен­трируется в треугольнике между глазами и ртом.

Интимный взгляд: спускается от глаз собеседника ниже его подбородка, при тесном общении — до уров­ня груди, на отдалении — еще ниже.

Взгляд может сопровождаться и сопутствующими ему движениями.

 

Мы больше смотрим на близких и на тех, кем вос­хищаемся. Долгий пристальный взгляд может выдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины доль­ше смотрят на тех, кому симпатизируют, а мужчи­ны — на тех, кто симпатизирует им.

Люди смотрят друг на друга 30—60 % времени бесе­ды. Если еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжитель­ный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. При дальнейшем общении этот период постепенно уменьшается, при­чем тем быстрее, чем неприятнее разговор.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у лю­дей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждеб­ности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говоря­щий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседни­ку, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша оче­редь».

Неподвижные глаза, как бы ушедший в себя или, наоборот, в пространство взгляд свидетельствуют о процессе извлечения соответствующего образа из па­мяти.

В большинстве случаев по непроизвольным движе­ниям глаз можно прочесть мысли собеседника.

Ниже изложены результаты экспериментов с «прав­шами» (для левшей, а их у нас 10 %, последующие утверждения следует отображать зеркально — левое и правое поменять местами).

 

На рис. 4.1 показано движение глаз людей, за кото­рыми вели наблюдение

Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и ви­дите движение его глаз влево—вверх (/), то это говорит о погружении человека в какой-то знакомый ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуаль­ных воспоминаниях. Например, если попросить парт­нера по общению представить свою зубную щетку, то наиболее вероятно именно такое направление взгляда.

Иная ситуация: вы просите своего собеседника пред­ставить, что его зубная щетка начала прыгать по ком­нате. В данном случае направление движения глаз бу­дет вправо—вверх (2), что говорит о конструировании субъектом зрительного образа, не встречавшегося в его прошлом опыте.

Движения глаз в горизонтальном направлении — вправо или влево — говорят об обращении к слуховым образам: если влево (J) — собеседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуковые ассоциации; если вправо (4) — он конструирует новые звуковые сочета­ния. Например, движение глаз в направлении 3 может быть связано с проигрыванием в уме знакомой мело­дии; направление 4 может иметь место в том случае, когда человек пытается представить не известный ему «шум космоса».

В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения — ваш собеседник находится и внутри звуково­го образа, кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться «встроить» в нее голос певца.

Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом

случае возможен также его «внутренний диалог» с са­мим собой, в процессе которого взвешиваются аргу­менты «за» и «против».

Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует о работе кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может предста­вить, как после тяжелого рабочего дня он с удоволь­ствием погружается в теплую ванну.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1227;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.