Таинственная байкальская рыбка Голомянка
Вот такое чудо парит вертикально в толще байкальских вод на своих широченных плавниках, открыв громадный рот в ожидании проплывающего мимо или падающего сверху корма. Этот «крылатый глистик» – рыбка голомянка, эндемик, как и 84% всего живого мира Байкала. Рыбка своеобразна во многом. Она единственная живородящая, обитающая не в тропиках. Её тельце полупрозрачно, т.к. до 44% его состава – это жир. Количество её в 3 раза превышает биомассу всех остальных рыб, живущих в озере. Она – основная пища байкальской нерпы и омуля. Люди голомянку не едят, но она используется в китайской, монгольской и прочих тибетских медицинах (а какая малоаппетитная гадость в них не используется?). Добыча её обычными средствами невозможна, т. к. в стаи она не собирается и на крючок не клюёт. Для ловли голомянки была придумана оригинальная снасть, на которую получен патент.
«Коломенкою называют»
Первые более-менее достоверные сведения о Байкале и его невиданном рыбьем царстве, как известно, были получены от русских землепроходцев. Их поразила глубина сибирского моря, его кристально чистые воды, изобилующие крупными, жирными осетрами, многочисленным омулем, сигом и хариусом... Эти сообщения вызывали живой интерес, и Российская Академия наук уже в XVIII веке снарядила первые экспедиции. Одну из них, под руководством академика Петера Палласа (это было в 1771-1772 годах), прежде всего, интересовали виды рыб необыкновенного озера. Сам Паллас по нескольким экземплярам, выброшенным на берег, и описал загадочную, нигде более в России не встречающуюся рыбку: полупрозрачную, без чешуи, живущую в пучинах озера и крайне редко появляющуюся у поверхности.
«Сверх того если есть, что редкое, и в одном Байкале только и водится, – писал Паллас, – то рыбка, которую русские «коломенкою» называют; она не очень давно здесь проявилась, хотя нет ни малого сомнения, что она была и прежде, но только не примечали. Она есть собою столь тверда, как кусок сала, и справедливо так жирна, что если жарить, так одне только спиновые позвонки останутся, а прочее все расплывается. В сети она никогда не попадает, и живой еще никогда не видывали. Здесь не без вероятности заключают, что она держится в глубочайших только Байкала хлябях, каковые посередке и на северной каменной стороне изведаны... Какие б причины в море были, кои б на поверхность сию рыбу выгоняли, того сказать никто не может. Обыкновенно выкидывает ее сильною погодою с нагорной стороны, летом наиболее к Посольскому монастырю и к Усть-Селенге. Нередко приходится видать ее после великих штормов, где она плавает на поверхности великими стадами, и в некоторые годы было ее столько выброшено, что они валом на берегу лежали, тогда-то приморские жители изрядный имели себе выигрыш из них жир вытапливать и продавать китайцам...»
Однако не это описание удивило мир. Удивили результаты последующих экспедиций. Во время одной из них Бенедикт Дыбовский обнаружил, что голомянки – живородящие. Открытие буквально взбудоражило научный мир. Многие ученые отнеслись к сообщению польского естествоиспытателя с недоверием – ведь было общепризнано, что «родят» только рыбы тропических вод – в умеренных широтах и на севере рыбы мечут икру. Как же попала в холодные воды Байкала эта странная рыбка?
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1467;