Оптико-пространственная агнозия
Функция оптико-пространственного гнозиса осуществляется благодаря комплексному взаимодействию нескольких анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной). Пространственными признаками зрительных изображений являются: величина, удаленность, направленность, взаиморасположенность объектов.
Расстройства оптико-пространственной деятельности возникают преимущественно при повреждении верхнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого или правого полушарий мозга. Особенно грубо указанные расстройства проявляются при симметричных двусторонних очагах указанной локализации. А.Р. Лурия рассматривал оптико-пространственные нарушения как дефект синтеза информации различной модальности: зрительной, вестибулярной, кинестетической. Как правило, оптико-пространственные нарушения проявляются в осуществлении многих видов психической деятельности: двигательной, конструктивной, в вербально-логических операциях речи, в письме, счете. По характеру они различны в зависимости от стороны поражения мозга.
Левополушарные очаги приводят к нарушениям пространственно-ориентировочной деятельности, а именно к недостаточности:
— схематических представлений о пространственных соотношениях объектов действительности (больные не в состоянии осуществить поворот фигуры в пространстве, не ориентируются в географической карте, часах, пространственных играх и т.д.);
— обобщенного восприятия пространственных взаимоотношений предметов (больные не могут соотнести схематическое изображение конкретной пространственной ситуации с реальным изображением);
— различных видов конструктивной деятельности, рисования;
— схемы тела (аутотопоагнозия);
— называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, предлогов с пространственным значением — «на», «в», «под», «над» и т.д., наречий типа «далеко», «сбоку», «внизу» и т.д. На основе этих вербальных трудностей возникает аграмматизм, характерный для больных с семантической афазией (подробнее см. описание речевых статусов в ч. I);
— идентификации и называния пальцев рук (пальцевая агнозия);
— функций письма и чтения (в основе— дефект аналитико-синтетических, симультанно осуществляемых действий по звуко-буквенному анализу состава слова).
Правополушарные очаги значительно чаще, чем левополушарные, обусловливают:
— симультанную агнозию, при которой больные не способны оценить смысл сюжетной картинки в связи с фрагментарностью изображения пространственной ситуации, хотя узнавание отдельных объектов, как правило, остается сохранным;
— нарушение опознания знакомой пространственной ситуации, неспособность воспроизведения ее по памяти;
— нарушение схемы тела, когда больной не ориентируется в расположении частей тела, воспринимает их искаженными по величине, диспропорциональными, особенно в контрлатеральной очагу поражения левой половине тела. Как следствие нарушения схемы тела и ослабления зрительного контроля возникают трудности построения движения в пространстве, т.е. апрактоагнозия, проявляющаяся в распаде упроченных бытовых навыков.
Наиболее ярким и характерным симптомом оптико-пространственных расстройств, возникающих при поражении правого полушария мозга, является односторонняя пространственная агнозия (ОПА). Феномен игнорирования левой половины пространства при поражении правого полушария мозга возникает столь же часто, как и афазия при поражении левого полушария. Синдром ОПА возникает как результат суммы нескольких составляющих: нарушения схемы тела, анозогнозии (...), пространственных и визуальных расстройств. В клиническом опыте синдром ОПА встречается часто представленным полимодально (фиксированный синдром ОПА), но может проявляться и избирательно (редуцированный синдром ОПА).
Феномен фиксированной ОПА характеризуется тем, что больные не воспринимают зрительные, слуховые, тактильные стимулы, исходящие из левой половины пространства. Редуцированный вариант расстройств может распространяться дифференцированно на каждую из модальностей, испытывать частичную компенсацию за счет сохранных модальностей. Редуцированный синдром наблюдается при повреждении преимущественно корковых зон больших полушарий. Феномен фиксированной ОПА является следствием поражений как коры, так и глубинных подкорковых структур мозга.
Буквенная агнозия — это нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения, расположенным в височно-затылочных отделах левого, доминантного по речи полушария. Больные с буквенной агнозией путают буквы по оптической близости, по зеркальному расположению элементов букв и т.д. На этой основе возникает первичная оптическая алексия с характерными для нее литеральными паралексиями, т.е. взаимозаменами сходных по графическому рисунку букв.
Буквенная агнозия может иметь место, хотя и редко, при субдоминантных височных поражениях. Она возникает здесь как следствие фрагментарности восприятия образов, в том числе и буквенных. Так, буква «Н» может быть опознана как «М», буква «В» как неверно представленная буква «Р» и т.д. Вместе с тем буквенную агнозию, а следовательно и оптическую алексию можно отнести к числу типично доминантных, т.е. левополушарных симптомов, в отличие, например, от агнозии на лица, которая является типичным симптомом субдоминантных, правополушарных поражений. Аналогичная структура нарушений лежит в основе расстройств цифрового гнозиса.
Агнозия на лица (прозопагнозия)
Она представляет собой избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки, прическа и т.п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики эмоций, выраженных на лице, а также видят их искаженными, в гримасе.
Агнозия на лица обусловлена очагом поражения височно-теменно-затылочных отделов правого, субдоминантного полушария. Ее наличие в синдроме расстройств высших психических функций является важным диагностическим фактором при необходимости топической диагностики. Для исследования лицевого гнозиса рекомендуется подбирать портреты широко известных, «знаменитых» людей. Прозопагнозия часто сопровождается нарушением топографической памяти, апракто-гностическими дефектами. Феномен остается недостаточно изученным. Разные авторы предлагают неоднозначные гипотезы его объяснения (например, как частный вариант аутотопоагнозии, сенсибилизированный вариант предметной и симультанной агнозии, как непосредственный оптико-мнестический дефект).
Агнозия на цвета
Данный вид агнозии обусловлен поражением височно-затылочных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминантного, полушарий. Цветовая агнозия по доминантному типу характеризуется нарушением абстрактности, обобщенности при восприятии цвета. На это впервые указал К. Гольдштейн, связав невозможность больных с агнозией на цвета и с сохранными интеллектуальными способностями в других видах высшей психической деятельности подбирать оттенки цвета для того, чтобы составить из них единую цветовую гамму. Однако, современные данные свидетельствуют не о глобальном снижении «категориальной установки» и обобщения при афазии, а о существовании специфически избирательного расстройства, сопровождающегося забыванием названий цветов.
В отличие от нарушений абстрактного, обобщенного восприятия цвета при доминантных синдромах агнозия на цвета по субдоминантному типу проявляется в элементарном неузнавании цветов, невозможности их идентификации. Нарушение восприятия цвета, если оно обусловлено не периферическими дефектами цветоощущения, является комплексом нескольких факторов: сенсорного, речевого, мнестического и собственно гностического.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 2124;