Многофункциональные вещи.

Классификация современной одежды

Функции костюма.

Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции:

1) магическую;

2) возрастную— обозначает или маскирует возраст человека. Традиционный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, например, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском традиционном костюме. В европейском костюме, особенно современном, часто возраст маскируется;

3) социально-половую — практически в любом традиционном костюме четко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму;

4) сословную (групповую) — костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

5) профессиональную — костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средние века, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов но­сили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»;

6) региональную— костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Региональная функция связана с национальной функцией — по костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», стирающий все национальные особенности;

7) религиозную — костюм может обозначать и религиозную принадлежность человека. Например, в XVT в. во Франции можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в XVII в. в Англии — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом. Однако можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция — многозначной, хотя он сохраняет следующие функции:

8) эротическую;

9) эстетическую— в этом смысле костюм выражает как индивидуальные эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе, не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный принцип проектирования предполагает предварительное изучение процесса функционирования вещи, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.

Многофункциональные вещи.

Многофункциональной является вещь, способная выполнять несколько функций. В XX в. проектирование многофункциональных вещей становится одной из задач дизайнеров. Еще в 1920-е гг. функционалисты стремились создать универсальные вещи, которые могли бы заменить множество традиционных вещей. Подобный подход к проектированию способен удовлетворить запросы современного человека, живущего активной динамичной жизнью, и, кроме того, позволяет экономить ресурсы, что чрезвычайно актуально с точки зрения экологических проблем, стоящих перед обществом. Подобные универсальные вещи создавали и модельеры, к ним можно отнести: «маленькое черное платье» К. Шанель и костюм в стиле «Шанель», платье-смокинг И. Сен-Лорана, джинсы. «Маленькое черное платье» задумывалось К. Шанель как аналог мужскому костюму, простота формы и универсальность черного цвета превращали это платье в вещь вне моды и вне конкретной ситуации. Костюм в стиле «Шанель» также можно носить в любых случаях: и в качестве деловой одежды, и в качестве нарядной. Джинсы также превратились в многофункциональную вещь: из рабочей одежды они сначала преобразовались в повседневную одежду, а затем — в нарядную. Современные джинсы шьют не только из традиционной ткани — денима синего цвета индиго, но и из атласа, из ткани стрейч, из бархата самых разных цветов. Джинсы носят и с классическим пиджаком, и со смокингом, и с вышитым жакетом.

На создание многофункциональных вещей ориентируются представители минимализма — одного из ведущих направлений в современном дизайне. Минимализм — это концепция гардероба, состоящего из минимального количества многофункциональных предметов одежды. Универсальная вещь, по мнению минималистов (к ним относят, например, американских дизайнеров К.Кляйна, Д.Кэран, немецкого модельера Дж. Сандер), должна характеризоваться следующими качествами:

простотой формы;

отсутствием отделок;

нейтральным цветом;

использованием материалов высокого качества.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние различных факторов на предел выносливости | Структура и функции моды




Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 66; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2020 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.