Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества

 

Потребность самовыражения, самоутверждения и общения на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое общение. Несмотря на то, что эти группировки существуют независимо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.

Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметрально противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности. Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учреждений. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.

Серьезные упущения в воспитательной и досуговой работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности.

Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответственность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы молодежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.

Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, компании и объединения.

Данные социологического исследования, проведенного весной 2004 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельствуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однозначно квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.

Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависимость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода молодежи, особенно подростков в антисоциальные группы.

Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например, В.Т. Лисовский подразделяет неформальные группы на:

• общественно-политические;

• социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);

• прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

• клубы социальной помощи;

• религиозные и полурелигиозные;

• правозащитные группы и объединения;

• спортивные;

• спортивные и музыкальные фанаты;

• асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры и т.п.);

• антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие и др.);

• националистические;

• этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);

• историко-патриотические.

Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следующие:

Случайная группа,в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные – группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.

Группа переродившегося интереса,к ним относятся спортивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мотоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное время. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной стороны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие приключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общественного порядка.

Ретретистская группа,члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со стороны взрослых и для них характерно стремление ухода от настоящей действительности. Это панки у которых довольно низкий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - («системные люди»), - члены ими группы путешествуют по стране без денег, потребляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любовью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы являются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба – члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании.

Преступная группа,эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены тягой к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисциплина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.

Остановимся более подробно на причинах появления и развития группировок с антисоциальной направленностью. В стихийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступники. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы подростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь различным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.

Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии формирования сегодня в пределах нашей области особое распространение получили объединения по месту жительства, как стихийные общности сверстников, складывающиеся по территориальному принципу. В основном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую возрастную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет,

вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному признаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.

Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское», «Строитель», «Бокино» и другие. Для Мор-шанска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привок-зал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Соловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рассказово: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чиби-зовка», «Малыцина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие.

Основное содержание деятельности территориальных группировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуальная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подавления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лидеры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и используют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.

Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.

Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах молодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении государством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в заполнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и молодежи ничего не читают.

Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)

Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности.

Необходимо создание эмоционально-привлекательной альтернативы антисоциальному движению.

Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.

Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недифференцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к неформалам, так как они являются носителями не только отрицательных, но и положительных тенденций.

К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодёжной среды.

Основная задача заключается в том, чтобы вывести неформальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделено формированию личности молодежи, т.к. необходимо избежать социальной пассивности значительной части молодого поколения. Активизация самой личности, самостоятельность в освоении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.

Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социальной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в следующем;

• усиление самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;

• повышение политической культуры молодежи;

• развитие творческого потенциала и активности личности;

• осуществление индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.

Список рекомендуемой литературы

1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто?.- М.: Мысль, 1990. С. 269.

2. Криминология о неформальных молодежных объединениях- М.: Юридич. лит-ра, 1990.

3. Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере.-М.: Педагогика, 1990.

4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. II Березовский, Н. Кротов-М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 382.

5. Молодежь в XXI веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 11-12 июля 2000 г.- Тамбов: ТГУ.2000.

 








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 986;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.