Международное сотрудничество в области охраны ОПС
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны неминуемо вызывает ответную реакцию в сопредельных. Нужно уважать права других на чистую ОС, а это возможно лишь договорившись о единой экологической политике в соседних странах, а, лучше, со всеми странами. Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы.
Исторически международное природоохранное сотрудничество началось еще в начале XX века (1902 г.) Парижским соглашением охраны ресурсов животного мира.
На настоящий момент создались две основные формы сотрудничества: двухсторонние и многосторонние международные соглашения и конвенции по вопросам охраны окружающей среды и участие в деятельности международных природоохранных организациях.
Большим успехом в охране природы от загрязнений явилось заключение договора (1963 г.) о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В настоящее время к этому договору присоединилось более 100 стран.
С 1973 г. действует специализированное учреждение “Программа ООН по окружающей среде — United Nations Environment Program” (ЮНЕП), одно из начинаний которой было создание системы глобального мониторинга биосферы. Кроме того, международное сотрудничество ведется по линии ЮНЕСКО — организации ООН, занимающейся вопросами образования, науки и культуры; ВООЗ — Всемирной организации охраны здоровья; МСОП — Международном союзе охраны природы и природных ресурсов; МАГАТЭ — Международном агентстве по атомной энергии; в Greenpeace; ЕЭК ООН — Европейской экономической комиссии ООН, а также на международных форумах по ООС в целом и по отдельным направлениям.
Результатом сотрудничества стран мира в деле защиты окружающей среды явилось подписание целого ряда важнейших документов. Среди них:
· Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);
· Резолюция Генеральной Ассамблее ООН “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений” (1981 г.);
· “Всемирная хартия природы” (1982 г.), которая возлагает на все государства ответственность за сохранение планеты и ее богатств;
· Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.);
· Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, к которой присоединились многие страны мира. Нашей страной Конвенция ратифицирована в 1978 г;
· Монреальский протокол, принявший ограничение, а в дальнейшем и полное прекращение производства фреонов;
· Женевская декларация (1979 г.) о малоотходных и безотходных технологиях и использовании отходов;
· Мюнхенская конвенция (1987 г.) о снижении загрязнений атмосферы серой и ее соединениями и ряде других.
Наравне с многосторонним сотрудничеством в области охраны окружающей среды осуществляются и многочисленные двусторонние сотрудничества. Так, между нашей страной и США такое сотрудничество осуществляется в рамках 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов. Оно ведется по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими странами.
В конце 70-х годов различными международными организациями (МСОП, ЮНЕП, ВВФ) была выдвинута идея разработки Всемирной стратегии охраны природы. В первом варианте Стратегии подчеркивалась необходимость учета экологических факторов в прогрессе социально-экономического развития и впервые был использован термин “устойчивое развитие” (sustainable development).
В конце 80-х гг. стало очевидным, что необходим новый документ, учитывающий происходящие в мире изменения и опыт реализации первой Стратегии. Этот документ появился в результате работ, проведенных в течение трех лет правительственными и неправительственными организациями, сотнями ученых и экспертов разных стран, и был принят на уже упомянутой ранее Конференции в Рио-де-Жанейро.
В этой конференции принимали участие главы государств и правительств более чем 170 стран. Впервые политическим деятелям пришлось принять трудное решение об изменении мировоззренческой стратегии человечества. Они признали, что идеал экономически развитых стран, беспрецедентный уровень благополучия и мощь богатого меньшинства, недостижимы для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Модель развития, по которой развивающиеся страны должны стремиться догнать экономически развитые страны может привести цивилизацию к краху. Конференция ООН констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым прошли к своему благополучию развитые страны. Природа не выдержит такого бурного роста потребления.
Участники конференции согласились с тем, что экологическое благополучие любого государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов. Любая деятельность государства не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его национальной юрисдикции.
Итак, документ, принятый Конференцией и получивший название “Стратегия устойчивого развития”, состоит из трех частей.
В первой части провозглашаются принципы устойчивого развития:
· уважение и забота о всем сущем на Земле;
· повышение качества жизни;
· сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;
· предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;
· развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;
· изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
· поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;
· выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
· достижение единства действий на мировом уровне.
Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь, изложена предполагаемая последовательность мероприятий.
Цель Стратегии: не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры.
Стратегия ставит основную задачу — выживание человечества. Выживание не является сугубо человеческой задачей, и в этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Перспектива сохранения человека как вида сейчас уже достаточно проблематична. Данные палеонтологии свидетельствуют о том, что десятки миллионов видов живых существ вымерли на Земле. Среди них есть виды, принадлежащие к человеческому роду. Ясно, что нужны большие усилия, для того, чтобы нас не постигла та же участь.
Большое внимание в Стратегии уделено “неистощительному использованию ресурсов”. Только такой подход дает надежду на то, что мы сможем оставить что-то потомкам.
Отношение к основным положениям Стратегии устойчивого развития весьма неоднозначно. Ряд известных ученых отнесся к ней отрицательно или довольно скептически. Так, например, академик Н. Н. Моисеев — один из ведущих российских специалистов по биосферным явлениям, считает, что концепция устойчивого развития является опасным заблуждением. Она порождает иллюзии, которые в какой-то мере успокаивают общественное мнение. На самом деле потенциальные возможности современной цивилизации исчерпаны или близки к исчерпанию. Человечество стоит перед реальной возможностью исчезновения с лица планеты. По его мнению, чисто технического или технологического пути преодоления кризиса не существует. Энергосберегающие технологии, очистка воды, воздуха, почвы и охрана природы — недостаточны для преодоления неизбежного экологического кризиса. Необходимы меры, способные качественно изменить планетарную экологическую обстановку. Людям придется изменить шкалу ценностей и сам процесс развития человечества, что потребует согласованных действий всех народов планеты.
Весьма скептически относятся к Стратегии и многие другие российские ученые. Большинство из них считает, что в основе Стратегии лежит ожидание чуда: надежда на то, что минимизация воздействий человека на окружающую среду приведет к сохранению биосферы как системы жизнеобеспечения. Реальность же такова: человечество уже живет в разрушающемся мире, в условиях нарастающего экологического кризиса, который превращается в кризис цивилизации.
Оптимистический взгляд, однако, заключается в том, что накопленный интеллектуальный потенциал может остановить разрушение природы.
Концепция устойчивого развития, ориентированная на сохранение “природного капитала”, сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться. Концепция признает, что экономический рост необходим для избавления от бедности, которая приводит к разграблению ресурсов.
Нужны быстрые перемены. Промышленно развитым странам придется изменить образ жизни, предусматривающий интенсивное использование ресурсов. Производство должно быть переориентировано на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды. Развивающимся странам придется использовать менее разрушительные для природы методы ведения сельского хозяйства, осуществлять индустриализацию с беспрецедентной осторожностью и сокращать уровень рождаемости. Они не смогут добиться этого без помощи богатых стран материальными вливаниями и промышленными технологиями. Общее воздействие таких изменений сейчас сравнивают с воздействием промышленной революции.
Не все согласны с тем, что такая “революция” необходима, некоторые думают, что проблемы окружающей среды не столь серьезны. Есть мнение, что если рост населения стабилизируется (это, по прогнозам ООН, ожидается в середине XXI века), то экономический рост может продолжаться. Но многие с таким мнением не согласны и полагают, что единственный путь обеспечить выживание человека на планете — перераспределение богатства между богатыми и бедными странами.
Тем не менее, несмотря на все противоречия, на сегодняшний день Стратегия представляет собой документ, выражающий основной экологический стереотип мышления к началу XXI века. Экологическая политика государств, в том числе и России, ориентировано именно на идею устойчивого развития. В ближайшее время станет ясно, удастся ли найти пути стабилизации ситуации или очевидное погружение в глобальную экологическую катастрофу будет продолжаться.
В 1995 г. был сделан еще один шаг на пути реализации стратегии устойчивого развития. На Международном форуме “Экологическая политика и миротворчество в Евразийском пространстве”, был принят документ — “Общественный экологический кодекс”, направленный на принятие новых мировоззренческих основ и правовых норм. Он исходит из того, что главной причиной развивающейся катастрофы является все возрастающее потребление природных ресурсов в ущерб физическому и духовному развитию человека.
В первом разделе этого документа постулируется, что природа Земли вошла в кризисное состояние в результате деятельности человека. В этой связи главной задачей нынешнего и будущего поколений является сохранение и восстановление природы. Основной тезис: жизнь во всех ее формах самоценна и уникальна; осознание человеком своей ответственности за все живое — основа нравственного поведения. Культура человека — это умение сохранять Природу, видеть ее красоту. В связи с ограниченностью природных ресурсов бережное отношение к ним является делом совести каждого человека. Разрушение природной среды аморально и является экологическим преступлением. Каждый человек имеет право на здоровую среду обитания и в то же время несет ответственность за ее состояние и за ущерб, причиненный Природе, перед потомками. В документе подчеркивается, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, нанесенного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Для защиты этого права каждый человек может обратиться в суд, государственные органы и межправительственные организации.
Перейдя от общего к частному, следует отметить, что охрана ОПС слагается из охран отдельных объектов природной среды. Объекты охраны ОС подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охранят и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны ОПС — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных, в т.ч. перечисленных ранее, договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и т.д.).
В качестве примера объекта международного сотрудничества можно рассмотреть Мировой океан. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.
Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). эта конвенция признает суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 403;