Современная аналитическая психология о становлении мужской и женской идентичностей

Автор теории, К.-Г. Юнг, не использовал термин «идентич­ность» в современном понимании. Однако в его теории большое место уделяется процессу формирования идентичности, который он называл индивидуацией.

Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под инди­видуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью. Таким образом, индивидуацию Юнг понимал как «самостановление» или «самоосуществление».

В отличие от Фрейда, Юнг полагал, что внутренние изменения, приводящие к гармонизации Эго (идентичности), осуществляются со­гласно двум (а не одному, фаллическому) альтернативным принципам: маскулинному и фемининному. Маскулинный он называл Логосом (то есть «словом», отсюда, следовательно, рациональность, логика, ин­теллект). Фемининный принцип в концепции Юнга получил название Эроса (изначально любовник Психеи, отсюда связь с чувственностью, иррациональностью, пассивностью, смирением). Цель и процесс ин-дивидуации могут быть описаны только при помощи символов.

Согласно логике рассуждения Юнга, существуют женский и мужской архетипы и в обоих случаях они имеют множество пер­сонификаций. Каждому историческому периоду свойственны свои архетипы. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент.

Формирование идентичности мужчин.Для описания маску­линного пути используется образ Героя, а для описания феминин­ного — образ Красавицы; эти образы качественно различаются и не могут быть сведены к одному. Герой и Красавица — это метафоры, обозначающие тайный смысл внутреннего процесса индивидуации в архетипической психологии К.-Г. Юнга.

Мифы народов мира явились для Юнга исходным материалом в разработке представлений о коллективном бессознательном. Ми­фологемы — общие темы, которыми пронизаны легенды и сказания самых разных культур, стали для него своего рода ключами к раз­гадке вечных аспектов психического. В силу того, что Герой — это центральная фигура во многих легендах и мифах любой культуры, Юнг ввел его в .психологию. Исследуя различные героические ска­зания, он выделил идентичные элементы в истории Героя: боже­ственное рождение; спуск в подземный мир; героические поступки, которые тот совершает, например битва с чудовищем, выполнение опасного задания; помощь спутников мужского и женского пола либо животного; мотивы искушения, поражения, крушения надежд, смерти и воскрешения. Внутри этих тем Юнг видел, что Герой может быть понят как архетип развивающегося Эго-сознания человека.

Индивидуация — это «самостановление», то есть обретение зна­ний и представлений о себе, которые скрыты в «подземном, темном царстве», той части бессознательного, что лежит внизу, под ясным представлением о себе. Для этого потребуются мужество и смелость Героя, спускающегося в подземный мир, — задача, сопряженная с опасностью, но ее выполнение необходимо, чтобы повзрослеть и пре­успеть в личном и социальном плане.

Внешне формирование мужской идентичности происходит под влиянием противостояний между «Я» и окружающим миром. При­чем этот мир не ограничивается только женщиной (мать, возлюблен­ная, жена); это взаимодействие с объектами и событиями реального мира, где мужчине важно победить — стать Героем. Столкновения с реалиями жизни заставляет мужчину погружаться в содержание бес­сознательного. Трансформации на этом пути неизбежно сопряжены с овладением теневых сторон его бессознательного.

Развивая идею о пути формирования идентичности, О. А. Лав­рова предлагает модель в виде структуры из четырех элементов — топосов.

Топос(букв, место, пространство, обладающее границами) пред­ставляет собой родовое понятие по отношению к видовому понятию архетипа. Центральным элементом модели выступает духовный интегрирующий потенциал или жизненный потенциал — Топос Мудрого старца (сенеке, Мана-личность). Три других топоса представляют собой взаимосвязанные уровни человеческого бытия. Жизнедеятельность (бытие тела), идентичность, соответствующая ему, — топос Младенца (и у мужчин, и у женщин). Телесно-чувственное бытие (бытие души) топос Ге­роя (у женщин — Красавица). Осмысленное, разумное бытие — то­пос Царя (Великая Мать у женщины).








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 402;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.