Продукционный язык OPS.
Язык относится к числу продукционных. Являясь универсальным языком программирования, он в первую очередь предназначен для разработки систем ИИ, и, в частности экспертных систем. Идеология языка OPS нашла отражение в целом ряде практических реализаций, достаточно сильно отличающихся друг от друга. Одной из первых и наиболее известной является реализация OPS-5, выполненная на одной из версий Лиспа (Franz LISP). Поэтому синтаксис OPS –5 максимально приближен к синтаксису Лиспа. На языке OPS – 5 создан ряд промышленно эксплуатируемых экспертных систем для фирмы DEC с объемом баз знаний от 1000 до 5000 правил. Одной из последних, но уже достаточно широко известной реализацией является OPS-83[90]. Особенности этой реализации – наличие некоторых конструкций, характерных для процедурных языков программирования, а также сильная типизация данных.
Говоря об общих отличительных чертах семейства языков OPS, необходимо отметить наличие:
- программного управления стратегий вывода решений;
- развитой структуры данных и принципиальной эффективности реализации.
Язык OPS имеет типичную для продукционных систем архитектуру, включающую в себя базу правил, рабочую память и механизм вывода. База правил состоит из неупорядоченной совокупности правил, рабочая память – из дискретных объектов, называемых элементами рабочей памяти. Элемент рабочей памяти может быть добавлен в рабочую память, удален из нее или модифицирован. Механизм вывода является стандартным для системы продукций циклом управления. На первой фазе цикла выбираются все правила, левые части которых сопоставились с содержимым рабочей памяти. На второй фазе правило выполняется. Встроенный в OPS механизм вывода непосредственно поддерживает только прямой вывод, однако в языке имеются средства для организации обратного и смешанного выводов.
В языке OPS допускается использование внешних процедур, реализованных на других языках программирования. Эффективность в языке OPS достигается, во – первых, за счет использования специального алгоритма быстрого сопоставления, а во-вторых, за счет компилирующей схемы, применяемой взамен более традиционной для продукционных языков интерпретирующей. Применение алгоритма быстрого сопоставления накладывает ряд ограничений, однако опыт эксплуатации языка OPS показал достаточно высокую адекватность средств языка для разработки экспертных систем.
Программа на языке OPS состоит из декларативной и продукционной частей. Вообще говоря, язык OPS очень прост: в нем всего три вида операторов: оператор описания типов данных TYPE, оператор описания классов CLASS и оператор описания правил RULE. Декларативная часть программы содержит описание типов данных и классов элементов рабочей памяти. Элемент рабочей памяти (класс) является единственно возможным представлением данных в OPS программе. Он представляет собой фиксированную структуру, состоящую из совокупности пар «атрибут - значение» вида:
Класс
Атрибут – 1
значение
Атрибут –2
значение
Например, элемент памяти «Установка 1 предприятия» имеет вид:
ОБЪЕКТ
Имя
Установка 1
Входит в
Цех 1
Состоит из
(колонна 1, колонна 2, колонна 3)
Получает сырье от
Резервуар 5
Тип сырья
Нефть
Вырабатывает
Керосин
Поставляет продукцию
(установка 3, установка 4).
Элементарным объектом данных, имеющим значение является атрибут. Атрибуты локализованы в пределах одного класса, некоторые атрибуты могут не иметь значения. Каждый
Элемент рабочей памяти относится к определенному классу. Допустимые классы элементов рабочей памяти должны быть предварительно описаны в разделе определения классов. Определение класса задает его структуру, типы допустимых значений атрибутов, входящих в класс, и, если это необходимо, начальные значения атрибутов (значения по умолчанию).
Отметим, что все используемые типы данных (кроме встроенных) должны быть явно описаны в операторах TYPE или CLASS; особенно удобными при программировании экспертных систем являются произвольные типы данных, которые позволяют следить за правильностью вводимых пользователем данных и допустимых значений в процессе логического вывода.
Перейдем теперь к рассмотрению продукционной части OPS программы – раздела правил. Он записывается после декларативной части и представляет собой совокупность правил. Правило OPS состоит из заголовка и тела правила. Заголовок правила начинается со слова RULE, за которым следует имя правила и описание переменных (если они используются). Тело правила состоит из левой части, задающей условие применимости правила, и правой части, содержащей последовательность выполняемых действий. Левая часть начинается словами IF, разделителем между левой и правой частями служит слово THEN. Ниже приведен пример правила OPS:
RULE ОСТАНОВКА УСТАНОВКИ 1
IF
ОБЪЕКТ
ИМЯ УСТАНОВКА_1
СОСТОЯНИЕ ОСТАНОВИЛАСЬ
AND
ОБЪЕКТ
ИМЯ УСТАНОВКА_2
СОСТОЯНИЕ РАБОТАЕТ
AND
ОБЪЕКТ
ИМЯ УСТАНОВКА_3
СОСТОЯНИЕ РАБОТАЕТ
THEN
WRITE Ñ Установка 1 остановиласьÑ
WRITE Ñ Распределить ее сырье между установкой 2 и установкой 3 Ñ
Левая часть правила состоит из одного или более условных элементов. Каждый условный элемент задает образец, который сопоставляется с содержащимися в рабочей памяти элементами. Левая часть считается сопоставленной, если одновременно сопоставились все входящие в нее условные элементы. Разделителем между условными элементами служит слово AND или ANDNUT. В левой части могут быть использованы следующие элементарные предикатное операторы: «не равно», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «входит», «не входит в список», «имеет/не имеет значение» и др. Правая часть правила состоит из последовательности императивных утверждений, называемых действиями. Действия, имеющиеся в OPS, разделяются на две группы: элементарные, обеспечивающие вывод решения, и вспомогательные, обеспечивающие ввод и другие сервисные возможности. К элементарным действиям относятся:
MARE – создание нового элемента рабочей памяти;
REMOVE – удаление элемента из рабочей памяти;
MODIFY – изменение значений атрибутов, уже находящихся в рабочей памяти
К вспомогательным действиям относятся:
HALT – явное прекращение программы;
WRITE – выдача сообщения на терминал;
PRINT – печать сообщения на печатающем устройстве;
DISPLAY – вывод на экран терминала информации из библиотеки на магнитном диске;
BIND – вызов функций или модулей на других языках программирования;
SET – динамическое изменение стратегии вывода решений или подробности объяснений решений.
Рассмотрим современные разработки средств построения интеллектуальных систем.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 357;