Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома
Одновременно с ликвидацией остатков Сталинградской группировки в конце января 1943 г. активизировались действия советских войск на Верхнем Дону. В результате Воронежской наступательной операции были разгромлены основные силы 2-й немецкой армии – 10 дивизий, освобождены Воронеж, большая часть Воронежской и Курской областей. В середине февраля, развивая наступление, они нанесли серьезное поражение группе армий «А». В обороне противника образовалась 400-километровая брешь, были освобождены большая часть Северного Кавказа и Ростовская область. Но задача Ставки – окружить и уничтожить на Северном Кавказе 24 дивизии противника – не была полностью выполнена. Гитлеровцы смогли вывести 1-ю танковую армию в Донбасс, а 17-ю – в низовья Кубани и закрепиться там.
Наступление на юге отвлекло основные силы и резервы вермахта, что облегчило прорыв блокады Ленинграда. Эта операция, получившая кодовое название «Искра», началась 12 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке 13-й воздушной армии и авиации Балтийского флота. После семидневных ожесточенных боев блокада была прорвана, разгромлено до 7 дивизий противника, взято в плен свыше 13 тыс. человек.
Тем не менее, германское командование, перебросив из Западной Европы 8 дивизий, используя 2 танковые армии и другие части, предприняло 19 февраля в районе Днепропетровска мощный контрудар против далеко вырвавшихся вперед войск Юго-Западного и Воронежского фронтов. В итоге планируемая Ставкой задача освобождения Донбасса и разгрома донбасской группировки фашистов (операция «Скачок») не была реализована. Только после ввода резервов к концу марта удалось стабилизировать фронт южнее Курска. В ходе этих боев образовался Курский выступ.
В конце марта Ставка приняла решение приостановить наступательные операции и использовать весеннюю распутицу для укрепления вооруженных сил. В апреле в резерве Ставки находилось на укомплектовании 6 общевойсковых и 2 танковые армии.
К боям готовилась и немецкая сторона. Из Африки и Западной Европы на советско-германский фронт было переброшено дополнительно 33 дивизии, большое количество авиации, в Германии проведена тотальная мобилизация, что позволило призвать на военную службу на 2 млн. человек больше, чем в 1942 г. Весной и летом 1943 г. была проведена и тотальная мобилизация ресурсов оккупированной Европы, в итоге производство танков, орудий увеличилось в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, самолетов – в 1,7 раза.
15 апреля 1943 г. Гитлер издал приказ, в котором заявил: «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель» – первое наступление в этом году. Оно имеет решающее значение. На направлении главного удара должны использоваться лучшие соединения, лучшее оружие, лучшие командиры…».
Сроки начала операции «Цитадель» несколько раз переносились. Гитлер делал ставку на тяжелое вооружение новейших образцов: средние танки «Пантера», тяжелые «Тигр», самоходные артиллерийские установки «Фердинанд», и ждал, когда промышленность изготовит их достаточное количество. Наконец, определилось место и время наступления: 5 июля в районе курского выступа. Предполагалось силами групп армий «Центр» и «Юг» с двух сторон ударить в основание выступа и таким образом окружить войска Центрального и Воронежского фронтов, затем выйти в тыл Юго-Западного фронта в районе Донбасса. Силы для ударных группировок собирались со всех участков советско-германского фронта, авиация была усилена частями, выведенными из Европы. Здесь было сосредоточено 70 % всех танковых дивизий вермахта и свыше 65 % самолетов, действовавших на Восточном фронте, созданы мощные группировки, куда вошло около 900 тыс. солдат и офицеров, 10 тыс. орудий, 2700 танков и свыше 2 тыс. самолетов, преимущественно новейших образцов.
Практически весь план наступления был известен И.Сталину благодаря советской разведке уже в конце апреля. Советское командование по инициативе Г.К.Жукова избрало следующую стратегию: сначала измотать противника в оборонительных сражениях, затем перейти в контрнаступление, разгромить его, после чего развернуть общее наступление. На Курском выступе были сосредоточены большие силы, превосходящие немецкие в среднем примерно в полтора раза: 1,3 млн. солдат и офицеров, 3600 танков и самоходных артиллерийских установок, 19 тыс. орудий и минометов, около 2500 самолетов. Кроме того, был развернут резервный, или Степной, фронт, имеющий более полумиллиона человек, 1500 танков и САУ, 7,5 тыс. орудий и минометов. На предполагаемых направлениях главных ударов была создана система обороны глубиной до 200-300 км, включавшая минные поля, траншеи, противотанковые рвы и ловушки, плотины для затопления местности, лесные завалы. Новым образцам немецкой военной техники успешно противостояли мощные танки КВ-2, «бронированное чудо» – танки Т-34, новейшие самоходные орудийные установки, «летающие танки» – штурмовики ИЛ-2, а также модернизированные истребители, бомбардировщики, не уступающие немецким по техническим характеристикам.
Боевые действия на Курской дуге начались 5 июля упреждающим ударом советской авиации и артиллерии накануне намечаемого начала операции «Цитадель». Поэтому наступление гитлеровцев началось не в 3 часа, как планировалось, а в 5 ч. 30 мин. уже понесшими потери частями. Правда, в немецкой мемуарной литературе встречается суждение, что эти потери были не столь большими, поскольку танки были отведены на безопасное расстояние, а пехота рассредоточена. Наибольшие потери понесли артиллерийские батареи.
Две мощные группировки противника одновременно начали наступление с севера и юга в направлении Курска. Уже первый день битвы показал, что темпы наступления были очень низкими. Танковые дивизии, брошенные на заранее подготовленные рубежи обороны, несли большие потери от советской авиации, танков, артиллерии, подрывались на минных полях, уничтожались гранатами. Ожесточенные сражения продолжались и в последующие дни. На южном направлении, где наступала 4-я танковая армия Гота и войска оперативной группы «Кампф» под общим командованием генерал-фельдмаршала Э.Манштейна, особенно жестокие бои произошли 9 июля. Здесь на десятикилометровом фронте гитлеровцы бросили в бой свыше 500 танков, но смогли продвинуться лишь на 6-8 км. В итоге запланированного к 10 июля объединения наступающих войск в районе Курска не произошло. За неделю части вермахта продвинулись в полосе Центрального фронта только на 10 км, в полосе Воронежского фронта – на 30-35 км.
10 июля Э.Манштейн предпринял попытку нанести решающий удар в направлении Прохоровки, рассчитывая обходным маневром прорваться к Курску. Туда были стянуты основные силы бронетанковых войск и дополнительно использован резерв: отборные танковые дивизии «Рейх», «Мертвая голова», «Адольф Гитлер».
Однако и советское командование заблаговременно, еще с 6 июля, начало перебрасывать к Курску из резерва 5-ю танковую армию. Совершив 300-километровый марш, она сосредоточилась в районе Прохоровки. 12 июля на узком участке фронта, между железнодорожной насыпью и рекой Псёл, развернулось грандиозное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до 1500 танков и самоходных установок. К исходу дня, не добившись успеха, Э.Манштейн отдал приказ остановить наступление. Это был финал операции «Цитадель». 13 июля Гитлер принял решение о ее прекращении. Но уже с 12 июля советские войска перешли в решающее контрнаступление, сначала на Орловском направлении, а с 3 августа – на южной части Курского выступа. В ней приняли участие 22 общевойсковых, 5 танковых, 6 воздушных советских армий. «По насыщенности техники, интенсивности действий войск, – писал впоследствии маршал К. Рокоссовский, – Курская битва не имела себе равных». Во время боев активизировали свои действия по разрушению коммуникаций противника партизаны. На Украине, в Беларуси, в других регионах была проведена одновременно спланированная широкомасштабная операция по разрушению железнодорожного полотна, в результате которой резко сократились железнодорожные перевозки, подвоз грузов и подкреплений к фронтам.
Особенно неблагоприятно для вермахта сложилась обстановка на Орловском направлении, где советская сторона создала перевес в людях в 2 раза, танках и орудиях – в 3 раза, самолетах – в 2,7 раза. Немецкие армии вынуждены были с боями отступать. 5 августа советские войска освободили города Белгород и Орел. В ознаменование этой победы впервые в Москве был произведен артиллерийский салют. 23 августа советские войска вступили в Харьков, началось освобождение левобережной Украины и Донбасса.
Размах, напряженность и достигнутые результаты ставят битву под Курском в ряд крупнейших событий второй мировой войны. В течение 50 суток сражались 2 мощнейшие группировки, включавшие 43 % немецких дивизий, действовавших на советско-германском фронте, и около 30 % советских. За это время советские войска потеряли 863 тыс. человек, в том числе 254,5 тыс. убитыми. Огромными были потери в технике: 6064 танков и САУ, 5244 орудия, 1626 самолетов. Потери немецких войск в курской кампании, по советским источникам, составили около 500 тыс. человек, до 1500 танков, 3000 орудий, 3700 самолетов. Другими словами, за исключением самолетов, потери советских войск превышали немецкие, особенно в танках. Сражение под Курском показало, что победа была достигнута благодаря численному превосходству Красной Армии и ценой тяжелых потерь. В августе 1943 г., анализируя его итоги, Сталин вынужден был признать, что подобное соотношении потерь бронетанковой техники более не может быть терпимым.
Тем не менее, победа под Курском имела далеко идущие военные и политические последствия. Стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, гитлеровские армии с этого времени и до конца войны вынуждены были только обороняться. Победа под Курском позволила советским войскам перейти в общее наступление и начать изгнание захватчиков с территории СССР. На Смоленском и Рославльском направлениях двинулись вперед войска Калининградского и Западного фронтов, в районе р. Миус – Юго-Западного и Южного фронтов. 10 сентября на Таманском полуострове активизировал действия Северо-Кавказский фронт.
Всего в общем наступлении летом и осенью 1943 г. приняли участие 9 фронтов, включавших 53 из 69 имевшихся общевойсковых армий, все 5 танковых, 9 из 13 воздушных армий, все 37 отдельных танковых и механизированных корпусов, 18 из 23 артиллерийских дивизий. Они наносили мощные удары по 3-м группам армий противника, составлявших 2/3 всех войск на советско-германском фронте. Чтобы избежать полного разгрома, немецкое командование вынуждено было отвести войска группы армий «Центр» и «Юг» за р. Сож и Днепр. Поскольку все 5 советских танковых армий понесли тяжелые потери в операции «Цитадель», Ставка не располагала сильными подвижными механизированными соединениями, способными быстро и глубоко вторгаться в тыл. Поэтому ни на одном из направлений не удалось отрезать вражеские группировки от переправ на Днепре. Но и стабилизировать фронт по р. Днепр, создать так называемый «Восточный вал» гитлеровскому командованию не удалось. Уже в период наступления было захвачено на Днепре 23 плацдарма. Осенью продолжались бои за их расширение. 6 ноября был освобожден Киев, до декабря войска 2-го и 3-го Украинских фронтов ликвидировали запорожский плацдарм противника и освободили города Запорожье и Днепропетровск.
В конце сентября 1943 г. войска Брянского фронта вступили на территорию Беларуси, начались бои от Невеля до Припяти, где оборонялись 70 дивизий вермахта. Чтобы стабилизировать положение, немецкое командование вынуждено было перебросить с Запада на советско-германский фронт дополнительно 14 дивизий, крупные силы авиации, что облегчило действия союзников. Поражение под Курском привело к кризису в фашистском блоке. В Италии произошел переворот. Битва под Курском показала, что произошел окончательный перелом в ходе Великой Отечественной войны, что СССР сам в состоянии справиться с нацистским агрессором.
Глава 7
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 710;