Социально-биологические детерминанты сексизма
Социально-биологические детерминанты сексизма связаны с объективными факторами в развитии человека. Гормоны, дифференциация мозговой активности, поведение — это те доминанты, которые влияют в определенной мере на индивидуальные и групповые стереотипы в отношении полов. Биологическая половая дифференциация сопровождается различиями в психосоматических реакциях, репродуктивности, а также в поведенческих стереотипах, формирующихся в онтогенезе.
Половой диморфизм как биосоциальный феномен — сложное явление: согласно концепции А.Эрхарда и Х.Ф.Л.Майер-Бальбурга, он имеет свои автономные измерения:
1. Половая идентичность (способность к самоосознанию и самокатегоризации) .
2. Поведение, определяемое полом.
3. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, обучаемости, специфических интеллектуальных способностях и т.д.
4. Сексуальные ориентации2.
Однако социобиологические детерминанты, играя определенную роль в основаниях сексизма, тем не менее не являются главными в этом явлении. Культура и общество являются более жесткими детерминантами в оформлении половой стратификации. Как писала М.Мид, «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия объявляются «менее существенными».
Сексизм и культура
В человеческой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция «мужчина — женщина». Уже в древности сознанию многих народов свойственно противопоставление мужчины — женщине, причем женщина предстает чаще всего источником бед и несчастий, существом, более низкого, чем мужчина, уровня развития. В виде иллюстрации можно привести пословицы и поговорки разных народов. Например, русские — «Курица не птица — баба не человек», «Собака умней бабы: на хозяина не лает», «Волос долог — да ум короток»3; осетинские — «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина глупее коровы», «У женщины характер змеиный»4. Сходные высказывания можно найти у большинства народов мира.
Однако основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает былое общественное значение, сохраняя только индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя женщине вторичное место. Так, на Моконском Соборе 585 г. даже возникла дискуссия, продолжавшаяся более ста лет, на которой обсуждалось, применимо ли к женщине слово «человек» (homo). Можно упомянуть и о древнерусской традиции, европейском Раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины5. Девицу до замужества обычно называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела отказывая ей в индивидуальной социальной идентификации. Можно сказать, что идущая с древнейших времен «анималистическая традиция» , когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, продолжается вплоть до XX в. в виде дискриминационных теорий пола.
О.Вейнингер рассматривает женщину в мировой культуре как функцию мужчины, без которого она не может существовать не только экономически, но и духовно. И хотя он признает, что «женщины все же люди, и к ним следует относиться, как таковым», тем не менее он отказывает им в ряде прав, например, таких, как участие в политике. Для него женщина как идея и женщина как реальный общественный субъект представляют собой две различные субстанции, причем вторая должна быть подчинена мужчине6.
В европейской истории можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV— XVII вв., во время промышленной революции значительно снижается, хотя увеличивается в системе домашнего хозяйствования. В разных культурах мира эта тенденция находит своеобразное отражение. Например, согласно исследованиям Н.Л.Пушкаревой, в XVII в. в России женщины — домовластительницы; формально признавая главенствующую роль мужчины в доме, фактически они господствовали в домашней сфере7. Хрестоматийным примером может служить и образ Кабанихи из пьесы А.Н.Островского «Гроза», отражающий ту культурную среду, где дискриминация женщиной — женщины и женщиной — мужчины является нормой и общественным правом.
Общественные женские движения, начавшиеся в конце XVIII в., в XX в. в определенной степени изменили социальную и культурную картину традиционно «мужского мира». Феминизм как научное и общественно-политическое течение предложил свое видение не только проблемы равенства полов, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных (от англ. gender — «род» в грамматике) подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании соответствующего направления, которое отвоевывает место во всех науках — от философии и политологии до культурологии и психологии. Находит преломление данная идеология и в теоретических концептах социальной работы, в частности — как проблема сексизма.
Дискриминация женщин как культурно-историческая проблема еще требует всестороннего исследования и научного осмысления. Попытка проследить динамику развития и оформления основных сексистских паттернов (от англ. pattern — образец, модель) представлена в таблице.
Таблица 21
Традиции | Западная цивилизация | Россия |
Языческая (дохристианская) традиция | Древняя Греция Архаическая эпоха Пренебрежительное отношение к женщине, отсутствие доступа к образованию, распоряжению имуществом Эллинистическая эпоха Возрастает самостоятельное значение женщины в обществе, появляются условия для образования, приобретения профессий Древний Рим Эпоха Республики Женщина находится в зависимости от мужчины (отца, мужа). Участие в общественной жизни, получение образования Эпоха Империи Распоряжается имуществом, участвует в политической жизни общества, вступает в брак по собственной воле | Женщина не имеет самостоятельности, подчинена мужчине.Законен инфатицид в отношении женщин |
Средневековая (христианская) традиция | Оформление концепции «вторичности» женщины; моральные антиномии: благочестивый муж — нечестивая жена; «Богоматерь» — Вавилонская «блудница» | Снижение инфатицида. Моральные антиномии: женщина нарушительница социальных норм — женщина домоуправительница; расторжение брака женщиной |
Традиции эпохи Просвещения | «Женское» — противоположное «мужскому». Оформление маскулинной концепции: объективизм, сознательность, прагматизм, стабильность. Мужчина — творец истории | Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискриминация матери -дочери; узаконение бракоразводных процессов |
Традиции XIX столетия | «Фалологоцентризм» — приоритет мужской культуры. Дуализм мира и общества как конфликт «мужского и женского». Концепции «неполноценности женской природы», Антисексистские концепции | «Природно-женское» как антитеза человеческому началу;концепция злой женственности; оформление концепций эмансипации |
Традиции XX столетия | Естественно-природный дуализм пола как основание для дискриминации женщин. Феминизм как теория множественности различий | философия «равенства мужчины и женщины»; дискриминация по социальным, профессиональным, политическим ориентациям |
Сексизм и общество
В XX в. в общественной практике сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм находит отражение прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая ответственность за работу оплачивается неравно: труд женщины оплачивается ниже. Система неравной стоимости труда с особой остротой поставила проблему женской профессиональной деятельности. На данную проблему имеется три точки зрения:
• ориентация на профессиональную деятельность (вплоть до отказа от семьи);
• ориентация на семью (вплоть до отказа от профессиональной деятельности);
• ориентация на сочетание профессиональной деятельности и семейных ценностей.
При этом в зависимости от экономической стратегии государства женщин либо призывают «на рынок труда», либо просят вернуться к «домашнему очагу», освободив рабочие места для мужчин. Например, статистика высвобождения рабочих мест в Российской Федерации в 1992 г. наглядно показала, что из 1281,7 тыс. человек неработающих граждан, 71% — женщины8.
Сексизм, или дискриминация женщины, пронизывает общественное сознание очень глубинно. Как показывают зарубежные исследования, поло-ролевые стереотипы относительно мужчин и женщин, оцениваемых в одинаковых ситуациях, различны: к женщине предъявляются большие требования, и отношение к ней более критично. Так, поведение бизнесменов — мужчин и женщин — в сходных ситуациях получили такие характеристики9.
Таблица 22
МУЖЧИНА | ЖЕНЩИНА |
Он активный | Она настойчивая |
Он безупречен в мелочах | Она придирчива |
Он несдержан, так как увлечен своей работой | Она агрессивна |
Он понизил свой трудовой тонус и т.д. | Она капризна и т.д. |
Как показывают исследования O'Лири, предубежденность против женщин основывается на поло-ролевых стереотипах, которые приписывают женщинам, с одной стороны, эмоциональную и коммуникативную направленность, а с другой стороны, ставят под сомнение их трудовую мотивацию, должностную ответственность и профессиональную компетенцию.
О дискриминации по поло-ролевому стереотипу можно говорить и в тех случаях, когда женщина вынуждена совмещать работу домохозяйки с трудом на производстве или в учреждении. В Российской федерации согласно отдельным исследованиям трудовая мотивация женщин, имеющих детей, связана с невозможностью прожить на зарплату мужа. Двойная занятость приводит к хронической усталости женщин, расстройству здоровья10.
Можно упомянуть также и о том, что в средствах массовой информации и литературе женщинам, как правило, придается меньшая общественная ценность, чем мужчинам, хотя очевидно, что их психологическая и социальная нагрузка в жизни все возрастает. Социальное окружение все больше требует, чтобы она была при всех этих нагрузках молодой и привлекательной, сексапильной и современной, и это не может не приводить к психосоматическим расстройствам. В результате женщины более, чем мужчины, подвержены медикаментозной терапии.
Таким образом, сексизм можно рассматривать как определенную социетальную систему, при которой поло-ролевая социализация, поло-ролевые стереотипы могут являться факторами, негативно влияющими на жизненные стратегии субъекта, его мироощущение и мировосприятие.
На всех уровнях социальной работы при выстраивании интервенций учитывают факторы дискриминации по половым различиям.
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 474;