Frisch, doch nicht zu schnell Ф. Шуберт. Der Alpenjager
Если переход в новую тональность оказывается относительно кратковременным и не получает своего кадансового закрепления, то в данном случае образуется отклонение (то есть несовершенная модуляция).
Появление новой тональности без какого-либо плавного или связного перехода к ней называется сопоставлением. В отличие от отклонений и постепенных модуляций, которые производятся плавно и внутри построений, сопоставление дается непременно через цезуру и чаще всего — на грани хотя бы небольших построений или более крупных разделов формы.
Описанные выше приемы тональных смен, способствующие развитию музыкального целого, можно обнаружить в следующих примерах из художественной литературы:
294 [Allegro affettuoso] Р. Шуман. Концерт для ф-п. с оркестром
От-
Клонение в d-moll (s)
________________________________________
Andante Ф. Шуберт. Соната E-dur, ч. II
_____отклонение в a-moll и модуляция в G-dur (IIIнст. )___
Andante con moto Л. Бетховен. Симфония № 5, ч. II
Энгармоническая
Модуляция в C-dur
Следующий пример — относительно редкий образец внезапной модуляции из тональности си-бемоль мажор в тональность си ми нор, совершенной через энгармонизм увеличенного трезвучия при переходе от средней части к репризе:
297 [Andante con passione] М. Глинка. Песнь Маргариты
Следующие образцы демонстрируют случаи яркого сопоставления далеких тональностей:
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 307;