Начальная черта. Акколада
В начале каждой строчки (нотоносца) обязательно ставится ключ. Если ноты написаны только на одном нотном стане, то перед ключом никаких обозначений, как правило, не делается. Если же музыка записана на двух и более строках, то в начале строк (перед ключами) вертикально проводится тонкая, так называемая начальная черта, общая для того количества нотоносцев, которое потребовалось для изложения данного произведения, а слева от нее (тоже вертикально) ставится жирная прямая или фигурная скобка, объединяющая два или несколько нотных станов в единую систему. Эта скобка называется акколадой. Для таких инструментов, как фортепиано, орган, фисгармония, арфа и челеста, акколада делается фигурной и охватывает две-три строки, а для различных ансамблей, хора и оркестра она делается прямой и может охватывать большее количество строк.
20 21 22
Производные ступени. Знаки альтерации. Выше уже говорилось, что из двенадцати звуков равномерно-темперированной системы семь диатонических ступеней, соответствующих белым клавишам фортепиано, считаются основными и имеют собственные названия. Остальные звуки (на фортепианной клавиатуре они в большинстве случаев соответствуют черным клавишам) являются производными. Они возникают в результате повышения или понижения соседних с ними основных ступеней на полтона или на тон.
Повышение или понижение диатонических ступеней называется альтерацией. Знаки, указывающие на повышение или понижение данного звука, называются знаками альтерации. Их всего пять:
1) диез ( ) — указывает на повышение звука на полтона;
2) дубль-диез (двойной диез, обозначается — ) — указывает на повышение звука на целый тон (или два полутона);
3) бемоль ( ) — указывает на понижение звука на полтона;
4) дубль-бемоль (двойной бемоль, обозначается — или )— указывает на понижение звука на целый тон (или два полутона);
5) бекар (буквально — отказ, обозначается — ) — указывает на отмену действия любых предыдущих знаков альтерации, то ест. восстанавливает звучание основной ступени в ее первоначальном виде*[В старых нотных изданиях встречается еще знак (дубль-бекар, который ставился после дубль-диеза или дубль-бемоля), а также комбинации из разнородных знаков — или , восстанавливающие, соответственно, диез или бемоль после дубль-диеза или дубль-бемоля. В настоящее время этими обозначениями не пользуются, поскольку принято считать, что всякий новый знак альтерации снимает действие предыдущего.] Все знаки альтерации пишутся слева точно против ноты, к которой они относятся.
Знаки альтерации, выставленные при ключе, называются ключевыми и действуют на соответствующий звук во всех октава до конца пьесы или до перемены ключевых знаков.
Знаки альтерации, выставленные при отдельных нотах, называются неключевыми и действуют на звук, перед которым, стоят, только в данной октаве и в пределах одного такта. Тактовая черта аннулирует действие всех неключевых знаков альтерации, поэтому в следующем такте (в случае необходимости) их надо ставить снова.
Названия и обозначения производных ступеней. Название любой производной ступени состоит из наименования основной ступени с добавлением названия соответствующего знака альтерации.
В записи по слоговой системе знак альтерации чаще заменяется словом «диез», «бемоль» и т.д. или же сохраняется знак, прибавленный к слогу, обозначающему тот или иной звук. Например:
фа-диез (или — фа ), ре-бемоль (или ),
до-дубль-диез (или — до ), ля-дубль-бемоль (или ля ).
В буквенной системе для обозначения знаков альтерации используются соответствующие приставки, добавляемые к буквам, дающим названия основных ступеней. Так,
диез | обозн. прист. | is | напр | cis | =до-диез |
дубль-диез | — »— — »— | isis | — »— | fisis | =фа-дубль-диез |
бемоль | — »— — »— | es | — »— | ges | =соль-бемоль |
дубль-бемоль | — »— — »— | eses | — »— | deses | =ре-дубль-бемоль |
Однако тут есть три исключения:
вместо | aes | пишется | as | (=ля-бемоль) |
— »— | ees | — »— | es | (=ми-бемоль) |
— »— | bes | — »— | heses | (=си-дубль-бемоль)*. [Звук си-бемоль по буквенной нотации, как известно, обозначается буквой b.] |
Энгармонизм звуков.В равномерно-темперированном строе вследствие равенства всех полутонов (в каждой октаве) имеет место явление энгармонизма.
Энгармонизмом называется тождество звуков по высоте при их различном обозначении. Каждая ступень (как основная, так и производная) может быть заменена ступенью другого наименования, но высота звука при этом не изменится. Таких энгармонических замен у всех ступеней (если не считать их основных названий) может быть всего две, за исключением тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену. Например:
до-диез=си-дубль-диез=ре-бемоль,
ми=фа-бемоль=ре-дубль-диез,
си-бемоль=ля-диез=до-дубль-бемоль и т.д.
В то же время: ля-бемоль=соль-диез (в данном случае других вариантов нет).
Диатонические и хроматические тоны и полутоны.В зависимости от того, из звуков каких ступеней образованы те или иные тоны и полутоны, они делятся на два типа: диатонические и хроматические.
Диатоническими называются тоны или полутоны, образованные соседними по названию и написанию ступенями (то есть непременно звуками разных наименований). Например:
23 и т. п.
(диатонические полутоны)
24 и т. п.
(диатонические целые тоны)
Хроматическими называются тоны или полутоны, образованные звуками одной и той же ступени, но представленной в разных — основном и альтерированном, или с разнонаправленными альтерациями — видах, а также целые тоны, состоящие из звуков, расположенных через одну ступень друг от друга. Например:
25 и т. п.
(хроматические полутоны)
26
(хроматические целые тоны)
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 1202;