Любой конфликт имеет антагонистический характер.
Согласно данной точке зрения социальный конфликт воспроизводится обществами с классовой структурой, конфликтность изначально заложена в таких обществах вследствие неравенства и различия положения социальных классов в системе общественного разделения труда. Главная борьба между ними ведется по поводу производства и отношений собственности. На этой базе утверждается политическая власть (государство) как машина подавления. Конфликт − неизбежное условие революционного изменения общества. Неизбежное насилие при этом оправдывается как фактор, ускоряющий развитие, устраняющий препятствия для создания справедливого бесклассового общества, в котором уже не будет основы для социальных конфликтов.
Много внимания уделил проблеме социальных конфликтов выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920).Его идеи носили антимарксистский характер, особенно в отношении понятия общественно-экономической формации и классовой борьбы. Вебера интересовали конфликты в политической сфере в связи с анализом трех идеально-типических форм власти: традиционной, харизматической и рациональной. Причиной социально-политических конфликтов,по Веберу, являются как страх за жизнь и имущество, так религиозные и политические убеждения.Он полагает, чтодля современного буржуазного общества характерно развитое правовое и гражданское самосознание, которое увеличивает возможность согласия в обществе. Но согласие не исключает политического конфликта между классами, стратами, группами, имеющими разные материальные и духовные интересы.
Вслед за Аристотелем и другими мыслителями Вебер подчеркивает, что одним из главных источников конфликтов в обществе является развившаяся в нем бюрократия.Она реализует через систему государственных учреждений не только интересы государства, но и свои интересы, осуществляет бюрократический произвол, становящийся причиной многих конфликтов. В этой связи он предупреждал социалистические страны, что «диктатура пролетариата», несомненно, переродится в «диктатуру бюрократии», что и произошло. Анализируя специфику бюрократов, он подчеркивал, что конфликт между теми обязанностями, которые должен выполнять чиновник, и его психологией – это реальность, которую нужно всегда учитывать. Это значит, что чувства, взгляды, привычки к безответственной работе, казнокрадству и т.п. всегда в той или иной мере характеризуют класс бюрократов.
В социологии религии Вебер приходит к выводу, чтопричиной социально-религиозных конфликтов является противоположность религиозных установок, ценностей, ориентации, выраженная в разных типах религиозного мировоззрения.
С точки зрения Вебера, обществоне есть нечто целое и организованное, наподобие общественно-экономической формации, а представляет собой некий баланс противостоящих статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, политические амбиции, мировоззрение (понимание мира, других людей и себя). Между этими группами идет постоянный конфликт за укрепление и повышение своего статуса.Таким образом, в центре внимания Вебера был конфликт различных статусных групп, отличающихся экономическими интересами, политическими амбициями и системами жизненных ориентации.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917)главным считал конфликт между личностью и обществом, а не между статусными группами. В отношении личности и общества важным является то, что индивид зависит от общества и черпает из него и язык, и основные понятия о мире.
Отношениям (и конфликтам), основанным на интересах, Дюркгейм в какой-то мере противопоставляет отношения (и конфликты) людей, социальных групп, основанных на нравственности. Интерес, по мнению Дюркгейма, сближает и создает между людьми связь лишь на короткое время и связь внешнюю, не затрагивающую глубинные основы сознания людей, их отношения с обществом. Такая связь возникает во время торговли или коммерческой сделки.
Дюркгейм пишет: во всякой гармонии интересов таится скрытый и только отложенный на время конфликт. Ибо там, где господствует только интерес, ничто не сдерживает сталкивающиеся эгоизмы, каждое «я» находится относительно другого «я» на военном положении, и всякое перемирие в этом вечном антагонизме не может быть долговечным.
Преодоление конфликта между людьми, людьми и обществом, т.е. возникновение органической солидарности, возможно только на основе права (основанного на государстве) и нравственности (совокупности норм, регулирующих поведение людей через понимание ими своих прав и обязанностей в обществе). У каждого народа своя нравственность, обусловленная условиями жизни и уровнем развития общества. Нравственные нормы имеют границу регулирования.Например, считать богатство безнравственным, как считали коммунисты, ошибочно.
По мнению Дюркгейма, следует создать новую нравственность, основанную на разуме, для регулирования социальных конфликтов между народами и, прежде всего, преодоления войн.
В конце пятидесятых годов ХХ века конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии и получила название «Социология конфликта».
Основателями данной концепции являются Ральф Дарендорф (Германия) («Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», 1957 г.) и Льюис Козер (США) («Функции социальных конфликтов», 1956 г.). Л. Козер утверждал: а) не существует социальных групп без конфликтов; б) конфликт имеет позитивное значение для функционирования общественной системы; в) чем больше конфликтов, тем стабильнее общество, тем сложнее разделить его на два блока.В работе «Функции социального конфликта» (1956), обосновал и положительную роль конфликта. Он указывает, что люди в конфликте разряжаются, узнают соотношение сил, сплачиваются, поддерживают целостность группы и создают новые социальные институты. Однако для этого конфликт должен быть управляем.
В этот же период наблюдается аналогичная ситуация в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление в 50-х годах ХХ века, как методологический подход, объясняющий социальные отношения и структуры на основе психологических данных, свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей. (Найти самостоятельно мысли этих ученых о социальном конфликте).
В начале 1960-х годовамериканский экономист и социолог Кеннет Боулдинг попытался создать универсальное учение о конфликте — «Общую теорию конфликта». Появление конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей. Боулдинг видит причину индустриального конфликта (между рабочими и буржуазией) в противоположности идейно-психологических установок.
Процесс становления конфликтологической практики идет и в 70-е годы ХХ столетия. В.Горовици Т.Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Чарлз Освудразработал методику ПОИР (GRIT) (аббревиатура фразы «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности») − действия, направленные на снижение международной напряженности, предназначенные для разрешения международных конфликтов, создаются переговорные методики разрешения конфликта.
Появляютсямедиаторы− профессиональные посредники, миротворцы в переговорах по разрешению конфликта. В США создаются в 70–80 годы учебные заведения по подготовке медиаторов. В ООН создается центр по разрешению конфликта. В 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается первый международный центр разрешения конфликтов.
6. Развитие отечественной конфликтологии в XIX-XX вв.
Проблема конфликта в трудах российских мыслителей стала актуальной в XIX — начале XX в.
Петр Лавров (1823-1900) и Николай Михайловский (1842-1904) утверждали, что необходимо бороться с конфликтом, возникающим между обществом и личностью, и приспособление среды к потребностям человека приводит к социальному прогрессу. Главным мерилом социального прогресса они признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Они утверждали, что прогрессу служит не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.
Михаил Бакунин (1814-1876), Петр Кропоткин (1842-1921) и Петр Ткачев (1844-1886) утверждали, что человек — часть природы и потому должен повиноваться ее законам, в том числе принципу борьбы за существование, понимаемому как борьба человека с природой. Они полагали, что законы природы не распространяются на общественную жизнь, которую творят сами люди и закономерности которой являются «продуктом человеческой воли и расчета». Главная цель социального прогресса — приведение в соответствие потребностей личности с возможностями их удовлетворения.
В целом можно отметить, что к началу XX в. общественное развитие представлялось так: конфликты являются нормальным и неизбежным социальным явлением, более того, играют положительную роль, являясь побудительной силой прогресса и способом достижения более совершенных моделей управления и развития.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. В потоке идейной борьбы их взгляды были представлены двумя направлениями:
— ортодоксальное направление отстаивали Георгий Плеханов (1856-1918), Владимир Ленин (1870-1924) и др.;
— ʼʼлегальноеʼʼ направление разделяли Петр Струве (1870-1944), Михаил Туган-Барановский (1865-1919) и др.
При значительных расхождениях им присуще и нечто принципиально общее, состоящее в том, что ведущая роль отводится производственным отношениям, борьбе противостоящих классов, а крупномасштабный социальный конфликт рассматривается как непременное условие разрешения социальных противоречий и приведения общества в новое качественное состояние.
Питирим Сорокин (1889-1968) стал одним из самых выдающихся представителей ʼʼсоциокультурной школыʼʼ в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем.
Он подчеркивал, что без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты — верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, — не бывают поняты. Ученый считал, что конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека.
Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, А.С. Кармина, С.Л. Прошанова и др.
Οʜᴎ выделили несколько этапов развития конфликтологии в России.
Первый период (до 1924 ᴦ.) характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.
Второй (20-30-е гᴦ.) — конфликтологические идеи зарождаются и развиваются в России как практические правила поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненависти достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях, находит отражение в искусстве и культуре.
С середины 30-х до начала 50-х гᴦ. публикации по исследованию конфликтов в России прекратились.
Третий (с начала 50-х гᴦ. и до 1992 ᴦ.) — конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках правоведения, социологии, впоследствии становясь объектом изучения психологии, экономики, юриспруденции и т. п.
Четвертый (с 1992 ᴦ. по настоящее время) — знания о конфликте выделяются в самостоятельную науку, объединяющую, а точнее, базирующуюся на множестве отраслей знаний.
Российская конфликтология сегодня находится на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку. В стране долгие годы в сознании людей утверждалась ориентация на бесконфликтное развитие общества. Место конфликтологии занимала марксистско-ленинская теория классовой борьбы. Иллюзия бесконфликтности переносилась на область общественной жизни. Неактуальность данной проблемы повлияло на отношение к конфликтологии как науке. Только в 90-ые годы более подробно изучается конфликтология. Наши отечественные учёные, психологи обратились к научным исследованиям мира и попытались внести свой вклад в формирование конфликтологии как науки (Е.И. Степанов, А.Н. Чуликов, Р.Р. Абдулатипов, А.Г. Здравомыслов). Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня. Конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий с трудовыми коллективами, этнические общности и социально-профессиональные группы. В этих условиях и возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта.
В 90-е гг. ХХ в. отечественная конфликтология выделяется в самостоятельную науку. Увеличивается количество публикаций и защит диссертаций по конфликтам. Международно-правовые аспекты конфликтов, конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов, в сфере семейно-бытовых отношений, правовые нормы разрешения трудовых конфликтов и другие проблемы активно изучаются в 90-е гг. в правоведении. Появляется юридическая конфликтология. О.Л. Дубовик, В.Н. Кудрявцев, А.М. Ларин, Э.И. Скакунов и другие авторы сосредоточили свои усилия на исследовании понятия юридического конфликта, его динамики, типологии, моделировании. Изучены сферы конфликтных взаимоотношений: в политике, нормативно-правовой сфере; межнациональные конфликты; трудовые; семейные и межличностные, экологические, криминальные, уголовно-процессуальные, международные.
В 1999 г. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов опубликовали первый российский учебник для студентов вузов по конфликтологии.
Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт-Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. Первый центр по разрешению конфликта создан в Санкт Петербурге в 1993 году.
Своеобразие социальной ситуации в обществе вынуждает отечественных конфликтологов искать ответы на практические вопросы разрешения конфликтов. Особенно их много между индивидами разных социальных положений и статусов в обществе; различными движениями, партиями, блоками и т. д. Обнаружились конфликты интересов о наследственности и имуществе, о зонах влияния; когнитивные конфликты и ложные конфликты, как средство расправы.
Конфликтная проблематика вошла в сознание общества как норма жизни, общения и решения проблем жизнеобеспечения, самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 788;