Мысль в логической форме
Логическая форма мысли характерна как для поэзии, так и для прозы. Законы логики действуют так, что, являясь отображением наиболее общих законов природы и общества, они служат анализу рационального познания, выраженного в словах*.
*(См.: Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971.)
Если законы, управляющие образным строем художественной речи, подчиняются законам эстетики, художественного творчества вообще, то законы логики, касаясь слова, подчиняются общим законам рационального мышления. Для реализации законов логики в речи, построенной по этим законам, формируются определенные типы высказываний: определение, суждение и умозаключение.
Определение представляет собой высказывание о смысле слова или выражения. Аристотель требовал, чтобы определение было соразмерным, т.е. не узким и не широким, но действительно охватывающим смысл слова, ясным, т.е. выраженным недвусмысленно, и не отрицательным [7]. Со стороны содержания определение должно назвать род и указать видовое отличие.
Таким образом, определение есть такое объяснение имени, которое отражает наиболее существенные свойства предмета, названного именем. Определение, по мнению Аристотеля, "должно вскрыть не только, что есть, как это делается в большинстве определений, но определение должно заключать в себе и обнаруживать причину" [1, 38].
Добиться этого трудно, особенно если предмет не познан с достаточной полнотой. Поэтому при выработке определения прибегают к дополнительным формам высказывания: указанию, объяснению, описанию, характеристике, сравнению, различению. Эти формы высказываний изучаются как логикой, так и риторикой. Цель этих высказываний состоит в том, чтобы отразить в определении существенные стороны характеризуемого предмета мысли. С точки зрения материалистической диалектики правильное определение - это определение, вытекающее из развития самого предмета*.
*(См.: Кондаков Н.И. Логический словарь. С. 355-356.)
Определения создаются рядом познавательно-языковых приемов. Так, различаются:
1) родо-видовые определения: Телефон - одно из средств связи (телефон - определяемое, одно из средств связи - род);
2) генетические определения, которые строятся на объяснении происхождения предмета, указании на способ, которым создан определяемый предмет: Окружность - кривая линия, образованная движением точки, сохраняющей равное расстояние от центра (окружность образована движением циркуля, когда одна из его ножек находится в центре, а другая образует замкнутую кривую линию);
3) реальные определения, которые указывают на отличительные признаки предмета, названного словом: Очки - оптический прибор для коррекции зрения;
4) номинальные определения, которые служат истолкованию значения слова: Словом "оптика" называют раздел физики, изучающий свойства света;
5) остенсивные определения, которые указывают на предмет, который тут же называют словом: Это - очки;
6) операционные определения, в которых свойства объекта, называемого словом, определяются по операциям с этим объектом: Стекла очков для дальнозорких увеличивают изображение объекта;
7) синтаксические определения, в которых описывается мыслительное действие над значением слова: Термин "морфема" означает, что комплекс звуков, передающий значение морфемы, не может по правилам различения уровней языка обозначать предмет и выражать понятие;
8) семантические определения, в которых значение слова определяется через предмет: Морфема - часть слова, имеющая ассоциативное значение*.
*(См.: Кондаков Н.И. Логический словарь. С. 355 - 356.)
Существуют и другие виды определений: 1) через отношение (например: Синтаксис описывает отношение слова и предложения в языке и речи) и его частный случай - через противоположность; 2) через перечисление, когда представление, выражаемое словом, определяется указанием на все предметы, соотносимые с этим представлением (например: Все конкретные слова, входящие в словарь, представляют слово как объект лексикологии) и др.
Суждение есть высказывание, когда, пользуясь установленными определениями смысла слов и выражений, утверждают или отрицают что-либо относительно предметов и явлений, их свойств и качеств, связей и отношений. Суждение бывает либо истинным, либо ложным.
Умозаключением в логике называют высказывание, возникающее в результате умственной операции или логического действия, состоящего из нескольких связанных суждений (произнесенных или осмысленных без произнесения). В результате формируется суждение, содержащее новое знание. Это знание выводится из косвенного опыта только на основании доверия к истине, высказанной в суждениях, подвергшихся логическим действиям, и законов логики. "Поскольку в процессе данного логического действия [вывода, умозаключения. - Ю.Р.] мы не прибегаем к проверке заключения, или вывода... опытным путем, постольку умозаключение можно назвать формой опосредованного познания действительности"*.
*(Там же. С. 551.)
Для того, чтобы умозаключение было правильным, нужно, чтобы связь суждений была построена правильно. "Суждения связываются в умозаключении потому, что в объективной действительности связаны предметы и явления, которые отображаются в суждениях", т.е. логическая связь суждений отображает общие закономерности мира в движении смысла речи*.
*(Кондаков Н.И. Логический словарь. С. 551.)
Истинность умозаключения зависит от истинности суждений, т.е. от соответствия их содержания действительности и правильности логического действия. Существуют умозаключения по индукции, умозаключения по дедукции, умозаключения по аналогии, умозаключения по традукции (когда вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, или от общего к общему: ван брат Петра, Петр брат Степана, следовательно, Иван брат Степана), непосредственные умозаключения (когда знание выводится только из одной посылки: Доблестные воины не покидают строя, следовательно, Покинувший строй воин лишен доблести), умозаключения равенства (Иван доблестью равен Петру. Степан доблестью равен Петру, следовательно, Иван доблестью равен Степану), умозаключения степени (Иван явил доблесть раньше Петра. Петр явил доблесть раньше Степана, следовательно, Иван явил доблесть раньше Степана), а также умозаключения вероятности, достоверности, модальности, от подчиненного к подчиняющему, от подчиняющего к подчиненному, от противоположности, смешанное и др.
Для умозаключения важна словесная форма выражения. Умозаключения могут быть неправильными по словесному выражению. Это бывает в тех случаях, когда смысл слов в суждениях, использованных для вывода, определен недостаточно или неверно. На этом построены многие софизмы. Например: рогатый - 'то, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов, следовательно, ты имеешь рога'; слово потеря имеет два значения: 1) 'лишиться того, что есть', 2) 'не обладать чем-либо'. В точности смысла слов и выражений проявляется зависимость умозаключений от определений.
Логика, помимо правильности умозаключений, оценивает неправильные умозаключения. Если неправильное умозаключение создано с целью ввести слушателя в заблуждение, то оно называется софизмом. Если же неправильное умозаключение возникло вследствие заблуждения говорящего, то это паралогизм. Таким образом, логика вводит этическую оценку умозаключений.
Логика разрабатывает законы правильной мысли, выраженной в слове, поэтому постоянно возрастает количество видов определений, суждений и умозаключений. Язык оценивает и вводит в оборот все новые виды соответствия форм выражения мысли действительности. Этот процесс бесконечен, так как мысль и речь развиваются вместе с познавательными способностями людей, с их технической вооруженностью, с развитием культуры.
Определение, суждение и умозаключение есть важнейшие формы рече мыслительных отношений, когда мысль словесно выражена на уровне предложения. Исследование правильного движения мысли в речи на уровне связи предложений представлено как бы опосредованно - через суждения, выраженные в предложениях. Эта связь мыслей в периоде, в логически организованной речи получает в логике свое деление и свои термины: силлогизм, энтимема, пример.
Силлогизмом называют сочетание мыслей, приводящее к умозаключению. "Силлогизм - это умозаключение, в силу которого, признав истинность посылок силлогизма, нельзя не согласиться с истинностью заключения, вытекающего из посылок"*. Силлогизмы имеют разные формы, или фигуры, которые, в свою очередь, разделяются на модусы. "В силлогизме отобразились самые обычные отношения вещей. Человек много раз наблюдал связь рода и вида, общего и единичного в материальном мире, которая выражается в следующем: то, что характерно для рода, характерно и для вица, то, что присуще общему, присуще и единичному"**.
*(Кондаков Н.И. Логический словарь. С. 460.)
**(Там же. С. 461.)
Благодаря существованию фигур и модусов, отображающих наиболее общие отношения вещей, становится возможным применить формальную символическую запись, характеризующую смысловые отношения между суждениями и их частями в силлогизмах. Так мышление получает опору не только в словесном, но и в формальном языке, когда буквы и другие символы заменяют слова в определенной смысловой функции. Так развивается формальная, а затем и математическая логика.
Энтимема - сокращенный силлогизм, в котором опущена и подразумевается одна из частей. В обыденной и художественной речи и во многих случаях деловой и научной прозы полные силлогизмы употребляются редко. Силлогизм сокращается до энтимемы тогда, когда не нужно повторять всем известные положения (или общие места). Не все фигуры и модусы допускают перевод их в энтимемы.
Из-за скрытого силлогизма энтимемы могут быть кажущимися, что обнаруживается при перестройке энтимемы в силлогизм. Например, "если кто-нибудь говорит, что Дионисий - вор на том основании, что он дурной человек, это не есть [правильный] силлогизм, ибо не всякий дурной человек - вор, но всякий вор - дурной человек" [4, 121]. Аристотель выделяет элемент и топ энтимемы. "Есть два вида энтимем: одни показательные [показывающие], что что-нибудь существует или не существует, другие - обличительные. Они различаются между собой так же, как в диалектике доказательство (eleghos) и силлогизм. Показательная энтимема есть силлогизм, построенный на основании посылок, признаваемых [противником], а энтимема изобличительная есть силлогизм с посылками, не признаваемыми [противником]". Конкретный характер топов служит для дальнейшего разделения энтимем; например, "для показательных энтимем один топ заключается в понятии противоположном: нужно смотреть, есть ли для противоположного противоположное, уничтожая [доказательство], если противоположное есть" [4, 111]. Еще пример (из Еврипида): "...если возможно пред людьми говорить ложь правдоподобным образом, // то следует тебе предполагать и противоположное - // что много истинного в глазах людей является неправдоподобным". Другой топ - изобличительный - заключается "в рассмотрении противоречий, если какое-нибудь противоречие очевидно... например... этот человек никогда ничего не ссужал, а я освободил [от рабства] многих из вас".
Самым сокращенным видом логической формы является пример. Пример - одна из форм доказательства. "Пример - факт, конкретный случай, который приводится с целью пояснения, освещения или в качестве довода (аргумента) в ходе доказательства истинности какого-либо тезиса (положения). Факты, говорится в английской пословице, упрямая вещь. "Факты, - добавляет В.И. Ленин, - если взять их в их целом, в их связи, не только "упрямая", но и безусловно доказательная вещь"*. Пример приводится в виде иллюстрации высказанного положения, для подкрепления его по неполной индукции. Пример - это описание факта для экспериментального и логического исследования этого факта. Примеры могут приводиться для показа разных сторон явления действительности и служить первоначальной моделью для логического исследования. Тогда примеры выстраиваются в описание явления.
*(Кондаков Н.И. Логический словарь. С. 416.)
В отличие от образа художественной речи, передающего разные стороны объекта, пример показывает только один его признак. Поэтому художественный образ не может перейти в пример. Пример обычно представляет собой "зародыш" понятия, развиваемого в суждении. Он является основанием логической индукции. Вот почему логическая форма речи состоит обычно из двух частей: суждений, описывающих понятие, его признаки и объем, и примеров, показывающих наглядно признаки вещей, составляющих объем понятия. Так, например, построены многие грамматики, составленные из правил-суждений и относящихся к ним примеров.
Перечисление примеров одного рода, т.е. объединяемых общим признаком, содержит переход к индуктивному умозаключению. Такие умозаключения передают связи классов предметов и общих этим классам предметов признаков; далее они могут быть соединены друг с другом через силлогизмы и энтимемы.
Особое место в логическом познании занимают сочиненные примеры. Такие примеры играют роль гипотез или теорем, которые затем логически доказываются. Возьмем теорему: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны - это предположение, основанное на построении чертежей треугольников; существует несколько способов доказать эту теорему силлогистически. Сочиненные примеры удобны для логического познания потому, что, проверяясь доказательствами разного характера, они могут быть не только доказаны, но и опровергнуты. Тогда суждение, составляющее теорему, признается ложным. Доказательства ложности теоремы весьма существенны для развития знания.
Сложным видом сочиненного примера является так называемый мыслительный эксперимент. В этом случае в качестве примера выдвигается предположение о природе изучаемого объекта, дается гипотетическое описание этого объекта. Затем это описание рассматривается силлогистически, а нередко и математически. Следствия, вытекающие из этого рассмотрения, есть предполагаемые свойства объекта. Если следствия совпали (или оказались близкими) со свойствами объекта, то "мыслительный эксперимент" с известной степенью точности определил природу изучаемого объекта, если же совпадения нет, то природа объекта должна быть иной, чем она была предположена.
Сочиненные примеры как логическая форма речи-мысли употребляются и при энтимематических доказательствах. Такими примерами могут быть, в частности, притчи и басни. "..Лошадь одна владела пастбищем; когда же пришел олень и начал портить пастбище, то лошадь, желая отомстить оленю, спросила какого-то человека, не может ли он посодействовать ей в этом; он отвечал, что может, если возьмет узду и сам сядет на нее, с копьем в руках. Когда лошадь согласилась на это и он сел на нее, то вместо того, чтобы отомстить оленю, лошадь сама попала в рабство". Этой притчей отговаривали жителей города Гимеры от того, чтобы избранному жителями полководцу с неограниченной властью дать еще и телохранителей. К этому примеру была добавлена энтимема: "Берегитесь, как бы, желая отомстить врагам, не попасть в такое же положение, в какое попала лошадь" [4, 105].
Силлогизмы, энтимемы и примеры формируют умозаключения. Общее содержание умозаключения без его членения на термины составляет понятие. Понятие представляет собой итог мыслительной деятельности, окончательный или промежуточный. В понятия благодаря познавательной деятельности переходят представления. Понятие отличается от представления тем, что оно безобразно, является итогом абстракции. "...Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни"*. Поскольку понятия формулируются в речи на базе представлений, в основном благодаря логической познавательной деятельности, они "должны быть... обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир"**.
*(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 226-227.)
**(Там же. С. 131.)
Представление единично, но оно связано с другими представлениями по ассоциации. С точки зрения такой формы мысли, как представление, мир предстает как набор картин, либо сосуществующих, либо сменяющихся в нашем сознании усилием воли, чувства или фантазии. Понятия более гибки и стремительны, чем представления, так как в понятиях мысль связывает стороны вещей и явлений, их принципиально важные качества.
Слово сварка, например, вызывает в душе представление о ярком огне, о сварщике, вооруженном электродом, но понятие сварка как 'прочное соединение вещей путем нагрева соединяемых поверхностей' объединяет потенциально бесконечно большую картину жизни: это сварка в кузнице (например, ударами молота наваривают лапу якоря на веретено якоря), газовая сварка, электросварка, лазерная сварка, сварка различными аппаратами под флюсом и без флюса, контактная и неконтактная и т.д.
В понятии объединяются разнородные представления, с одной стороны, и заключается глубокая абстрактная мысль, схватывающая суть явления, которая не дана в представлении, - с другой. Поэтому "логические понятия субъективны, пока остаются "абстрактными", в своей абстрактной форме, но в то же время выражают и вещи в себе [т.е. скрытую природу вещей. - Ю.Р.]. Природа и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и отношение. Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике"*. Реальность, общественно засвидетельствованная развитием речи-мысли, показывает, что без словесного выражения понятие не может быть сформировано, изменено, не может вступить в контакт с другими понятиями.
*(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 190.)
При формировании научного знания понятия образуют систему. Эта система строится в каждый данный момент существования научного знания так, что понятия вступают в отношения совместимости-несовместимости, тождества, подчинения, противоположности, разделенности и др. Но научное знание, имеющее форму системы понятий, развивается и каждое понятие имеет историю. Синхронная система понятий в науке и развитие всех понятий отражены в научной терминологии и фразеологии и не могут существовать без словесного выражения.
Научное знание пользуется понятийной формой мысли по преимуществу. Однако знания бывают практическими, техническими, эстетическими и др. Эти виды знания не обязательно имеют столь же развернутые системы понятий. Нередко они существуют как конгломераты небольших систем (например, приметы погоды, знания ремесел и др.). Естественно, что в этих формах знания понятия менее абстрактны и не столь глубоко схватывают суть явлений. Но от того они не перестают быть понятиями.
Чем меньше одно понятие связано с другими в определениях, суждениях, умозаключениях через силлогизмы, энтимемы и примеры, тем менее оно разработано, менее ясно, тем ближе к словесному образу вещи. И наоборот, понятие разрабатывается, уточняется в рече-мыслительном процессе, каждая часть которого так или иначе соотнесена с действительностью. Поэтому каждое понятие своим развитием способствует постоянному становлению знания.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 804;