Лекция 4. Российская педагогика
Обучение на Руси.
Для воссоздания картины воспитания и обучения в Древней Руси ученые пользовались косвенными источниками – церковно-служебной литературой, записками иностранцев, фольклором, книжными миниатюрами, иконописью и др.
Ограниченность числа источником приводит иногда к совершенно противоположным оценкам состояния воспитания и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славяне были невежественными до чрезмерной идеализации постановки у них этого процесса.
Однозначно то, что характер обучения и воспитания у древних славян изменялся в процессе передвижения их на север и восток и сопутствующим его обогащением за счет тесного общения с другими народами.
Историю воспитания и обучения в Древней Руси невозможно рассматривать вне связи с очень важным событием – принятием в 988 г. Русью христианства. Таким образом, педагогика Руси разделяется на два периода:
1. Дохристианский период (6-9 вв.).
2. Христианский период (10-17 вв.).
- киевский (10-13 вв.)
- московский (14-17 вв.).
(Киевский и московский подпериоды хронологически разделены нашествием Батыя в 13 в.).
Кроме того, Русь приняла христианство на 5 веков позднее Европы и к этому времени имела развитые самобытные традиции. В итоге на Руси сформировалась специфическая образовательная культура, отличающаяся от западноевропейской.
Дохристианский период.
1. Общие тенденции, характерные для первобытнообщинного строя:
- включение с раннего возраста детей в различные виды деятельности.
- различия в воспитании мальчиков и девочек.
- обряды инициации.
- развитие внутриобщинных экономических процессов и, как следствие, образование семьи.
- обособление различных социальных слоев – земледельцев, скотоводов, ремесленников, знати, жречества, следовательно, специфика обучения и воспитания каждого.
Преимущественно воспитание осуществлялось в семье. Особая роль была отведена матери. Неслучайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, называли «матерый», т.е. воспитанный матерью. В обиходной речи появляются слова, обозначающие различные возрастные группы: младенец - «дите» (вскармливаемый грудью), 3-6 лет - «молодой» (воспитываемый матерью), 7-12 лет – «чадо» (начавший обучаться), 12-15 лет - «отрок» (проходящий специальное ученичество перед посвящением в категорию взрослых). Именно последняя необходимость, а также усложнение экономической жизни требовали удлинения периода детства ради овладения подростком всеми необходимыми знаниями. При этом мастер передавал не только профессиональные ЗУН, но и определенные культовые знания, поэтому у восточных славян ремесленники считались чародеями.
3. Языческое мировоззрение (многобожие: Сварог – бог Вселенной, Дажльбог – бог солнца, Велес – бог богатства, скотоводства, Стрибог – бог ветра; сверхъестественные существа - упыри (злые духи), берегини (добрые духи), отсюда название амулетов – обереги, домовые – управители дома. Домовой отождествлялся с духом пращура – щура, или чура. Поэтому, защищаясь от злых духов, человек должен был позвать домового: «Чур меня!».
Мифы, ритуалы, обряды.
4. Народная педагогика. Устное народное творчество. Из письма было развито пиктографическое письмо. Начало развитию книжной культуры было положено Кириллом и Мефодием в 863 г., которые разработали славянскую азбуку. Однако настоящее распространение письменности и организация систематического обучения началось после принятия Русью христианства.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 444;