Как развивалась педагогическая мысль на Руси?
Как и в других странах, вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.
До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.
Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».
С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательно-развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.
Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.
Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.
Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.
История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Богата традициями русская педагогическая мысль. Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смолятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси Х-ХIIIвеков.
К 19 веку оформляется российская педагогическая научная школа. Ее основоположником заслуженно считают Константина Дмитриевича Ушинского, автора книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Конец 19 – начало 20 в.в. – «золотой век» отечественной педагогической научной школы, он отмечен появлением таких выдающихся педагогов, как П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, Лесгафт, Л.Н.Толстой, П.Г.Редкин, В.Г.Белинский, П.Р.Фурман, В.Я.Стоюнин, Н.И.Пирогов, Н.И.Кареев, В.В.Розанов, Ф.П.Гааз, А.Ф.Кони, А.Н.Острогорский.
Известные педагоги советского времени – А.С.Макаренко, П.П.Блонский. С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.
К концу 20 века, в связи с появлением новых знаний о человеке, понимание «педагогики» только как науки о воспитании ребенка начинает сдерживать развитие научных исследований, поскольку становится, очевидно, что детство – лишь небольшой (хотя и очень важный) этап в жизни человека. Человек учится, развивается, формируется, воспитывается на протяжении всей своей жизни, поэтому, рассматривая педагогику как науку о воспитании ребенка, мы ограничиваем, отсекаем от изучения большую часть жизни человека. Этот факт, а также появление большого числа отраслевых педагогик (педагогики высшей школы, производственной, военной, педагогики взрослых, геронтопедагогики), выходящих в своих предметных областях за рамки детского возраста, привели к тому, что название науки перестало отвечать своему содержанию.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1405;