Сформированности письменно-двигательного навыка.
Состав признаков группы остается традиционным и включает в себя два основных признака: степень выработанности и конструктивную сложность подписи. Однако такие показатели степени выработанности, как темп и координация движений, при исследовании подписи приобретает существенное значение и изучаются самостоятельно.
Степень выработанности отражает способность пишущего выполнять подпись максимально координированными движениями в привычном для исполнителя темпе. Показателями степени выработанности, кроме темпа и координации движений, являются устойчивость признаков подписи во времени и к действию сбивающих факторов, а также наличие вариационности подписного почерка как средства приспособления к различным условиям письма. Выделяют три основных и две промежуточных группы подписей по степени выработанности: высокую, среднюю, малую, выше средне и ниже средней.
Высокой степени выработанности соответствует выполнение подписи в быстром темпе высокоскоординированными (или близкими к ним) стереотипными движениями. Для высоковыработанных подписей характерна относительная устойчивость к действию как естественных, так и умышленных сбивающих факторов, а наряду со стереотипностью в них наблюдается устойчивая вариационность. Строение букв и безбуквенных штрихов самое разнообразное: от упрощенного до усложненного.
Средневыработанные подписи представляют собой не вполне сформировавшиеся подписи, отличающиеся некоторыми нарушениями координации движений (в основном II группы), относительно малой стереотипностью и средним темпом исполнения. Буквы по строению близки к нормам прописи. Такие подписи менее устойчивы к различным сбивающим факторам. При письме в необычных условиях в них могут произойти существенные изменения, выражающиеся в многовариантности признаков, что затрудняет проведение идентификации.
Маловыработанные подписи соответствуют начальной стадии освоения подписного почерка. Для них характерны медленный темп исполнения, низкая координация движений I и II групп, отсутствие вариационности. Строение букв простое, близкое к нормам прописи. Такие подписи малоустойчивы к воздействию даже незначительных сбивающих факторов.
Среди маловыработанных различают школьные, практические маловыработанные и старческие, атаксические подписи.
Координация движений в подписи определяется так же, как и в почерке, и оценивается с точки зрения степени точности и согласованности движений при письме.
Показателями координации являются:
· устойчивость и правильность геометрической формы однотипных элементов букв и нечитаемых штрихов;
· устойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали;
· устойчивость направления при выполнении сгибательных движений;
· устойчивость размещения движений по вертикали и горизонтали.
В координации движений выделяют две степени точности.
К первой группе (первой степени точности) относится соблюдение параметров мелких движений в пределах элементов букв и штрихов. Снижение координации движений первой степени проявляется в извилистости, угловатости, изломах элементов, неправильности овалов и полуовалов, ретуши, неустойчивости в размещении точек начала и окончания движений.
Координация движений второй степени связана с соблюдением параметров более крупных движений при выполнении букв и безбуквенных штрихов, их взаиморазмещением и взаимопротяженностью. К снижению координации движений второй группы относятся неравномерность размера, разгона, наклона букв и нечитаемых штрихов, неустойчивость их размещения по вертикали и горизонтали.
С учетом вышесказанного координацию движений можно определить как:
- высокую (обладающую устойчивостью всех перечисленных параметров);
- среднюю (с некоторыми нарушениями точности и согласованности движений при письме);
- низкую (характеризующуюся неустойчивостью большинства показателей).
Как уже отмечалось, при исследовании подписей пользуются более дробной градацией характеристик признаков, выделяя две дополнительные промежуточные группы: выше и ниже средней.
Снижение координации движений может явиться следствием недостаточно сформированного письменно-двигательного навыка или результатом воздействия различных сбивающих факторов.
Темп движений отражает скорость выполнения подписи. Различают привычный и непривычный темп.
Привычный темп может быть быстрым, средним и медленным. Критерии его определения не отличаются от установленных в скорописи:
· количество слитных и интервальных соединений;
· конструктивная сложность букв и безбуквенных элементов;
· вид начала и окончания движений в штрихах;
· степень и характер нажима;
· преобладающая форма движений в подписи;
· размер букв и безбуквенных штрихов.
Непривычный темп может быть замедленным или ускоренным.
Для замедленного темпа характерны необоснованные остановки пишущего прибора, замена слитных соединений примыканием, сильный недифференцированный или неравномерный нажим, возвращение к привычному темпу в отдельных частях. Замедленный темп обычно сопровождается снижением координации движений первой группы.
Ускоренный темп связан с непривычной установкой пишущего на максимально быстрое письмо. Признаки ускоренного темпа: сокращение буквенного состава подписи, замена части строчных букв безбуквенными штрихами, упрощение движений, утрата отдельных элементов, увеличение разгона букв и штрихов, увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов. Как правило, ускоренный темп сочетается со снижением координации второй группы.
Конструктивная сложность подписи определяется анализом строения входящих в нее заглавных и строчных букв, безбуквенных элементов, росчерка, дополнительных штрихов.
Конструктивно простые подписи включают в себя буквы, по строению близкие к нормам прописи, и безбуквенные штрихи относительно простой конфигурации, не содержащие пересечений, изменений формы и направления движения либо содержащие их незначительное количество.
Для конструктивно упрощенных подписей характерны наличие упрощений при выполнении буквенной части подписи, увеличение цикличности буквенной и безбуквенной частей, в результате чего подпись может стать условно-читаемой.
Конструктивно усложненные подписи отличаются сложными монограммами, усложненным строением букв, безбуквенными штрихами различной конфигурации, направления и протяженности, элементами украшательства.
Если эксперт затрудняется однозначно определить конструктивную сложность подписи в целом, рекомендуется изучать ее отдельные составные части. Например, в подписи от имени Вершинина А.И. монограмма усложненная, строчная часть и росчерк упрощенные.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 575;