ЛЕКЦИЯ №6: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА. АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Особенности римской истории и государственности, историческая периодизация.
- Общая характеристика культуры и искусства Древнего Рима.
- Технология и строительное дело. Новые типы конструкций и их влияние на архитектуру.
- Общественные и культовые сооружения периода Римской республики, их композиционно-художественные особенности.
- Особенности древнеримского градостроительства. Развитие г. Рима. Основные типы римских городов.
- Римское жилище. Атриумный и атриумно-перистильный дом, инсула, вилла.
С древнейших времён Апеннинский полуостров населяло множество племён. Основные них:
этруски, умбры, оски, самниты, венеты, сабины, латины, таврины, марсы, греки, маруцины. Среди них ведущее место в культурном отношении занимали этруски и греки-колонисты. Они оказали основное влияние на развитие культуры Древнего Рима. Племена этрусков переселились, вероятно, из Малой Азии в область Тоскана около 1000 г. до н.э.. Они основывали города неподалеку от греческих колоний, окружая их зубчатыми стенами и рвами с водой. Эти города имели регулярный план с двумя взаимно перпендикулярными улицами, которые делили их на 4 квартала. Уровень благоустройства был высоким: мостовые были замощены каменными плитами, имелись канализация и водопровод. Во главе городских общин стояли цари, позже власть прешла в руки аристократии. У этрусков были развиты металлургическое производство и прикладное искусство. Они вели активную торговлю с Малой Азией, Грецией, Карфагеном. Около 500 г. до н.э. появились этрусские монеты с изображением льва. Многие этрусские обычаи были позже переняты римлянами. В VII – VI вв. шли междоусобные войны между племенами этрусков, греков, латинов. Они закончились поражением этрусков. Латины, сабины, умбры, этруски постепенно ассимилировались в единый народ.
В VIII в. до н.э. в долине реки Тибр в области Лаций на холмах Палатине, Эсквилине, Целии и Квиринале появилась группа поселений, разделенных болотистыми долинами. Постепенно эти поселения разрослись, некоторые общины объединились. К началу VII в. до н.э. образовался единый город – Рим (Roma). В первый период истории Рима, который называется Царским (VII в. до н.э. – 510 г. до н.э.), городом правила этрусская династия. Население состояло из этрусков, латинов, сабинян и делилось на 300 родов. В 510 г. до н.э. римский народ изгнал последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и Рим был провозглашен республикой (от лат. «res publicum» – достояние народа). Во главе республики стоял совет старейшин – сенат. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий – в трибу. Все решения по важным государственным вопросам принимались куриальными собраниями – комициями и утверждались сенатом. Верховная власть была сосредоточена в руках 2-х консулов, на случай военной опасности сроком на 6 месяцев избирался диктатор. Население Рима делилось на две большие социальные группы: патрициев (потомков древних римских родов) и плебеев (потомков переселенцев и свободных людей). Плебеи собирали свои народные собрания – плебисциты, выбирали 10 народных трибунов, которые защищали интересы плебеев. Трибуны имели право приостанавливать действие любого закона, принятого сенатом. В 450 г. до н.э. был опубликован свод римских законов «12 таблиц» – второй в истории свод государственных законов после законов Старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). В 366 г. до н.э. плебеи добились права занимать государственные должности вплоть до консула.
Религия римлян сформировалась еще в царский (Этрусско-архаический) период. Во главе пантеона стояла триада богов: Юпитер («отец»), Юнона и Минерва. В их честь был воздвигнут первый храм на Капитолии. Также почитались общеиталийские божества: Марс, Венера, Церера, Фортуна, Диана, Меркурий, Нептун. Постепенно произошло смешение римского пантеона с греческим: римские боги имели греческих «двойников» (Марс-Арес, Венера-Афродита, Церера-Деметра, Нептун-Посейдон, Диана-Артемида и т.д.). Рим воспринял также греческие формы религиозных праздников, культа, зрелищ, игр. Но для римской культуры в целом характерно более рациональное отношение к религии и искусству. Ведущее место занимает инженерное дело, строительство общественных сооружений, благоустройство территории города. Искусство служило средством организации жизни.
Второй период истории Древнего Рима – период Республики – длился с 510 г. до н.э. по 27 г. до н.э.
В этот период Рим вел войны в Италии, Греции, захватил острова Сицилию, Сардинию, Корсику. В течение 23 лет велись войны с мощной финикийской колонией в Северной Африке – Карфагеном. В результате этих войн римляне отвоевали у Карфагена все заморские владения и Испанию. В 146 г. до н.э. Карфаген был разрушен, римляне приобретают провинцию Азия. Во II - I вв. до н.э. в эллинистических государствах происходят массовые восстания рабов, земледельцев, ремесленников, в Греции – политические перевороты, войны между полисами и их союзами. В конце 200 г. до н.э. несколько эллинистических государств заключилисоюз с Римом для борьбы с Македонией. После разгрома Македонии римляне начали сами устанавливать границы государств, оставляя на их территории свои гарнизоны. В 146 г. до н.э. против Рима выступил греческий Ахейский союз. Консул Луций Меммий разбил его войска и разрушил до основания Коринф. Все военные союзы были распущены, Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя. Военнопленных обращали в рабство. Рабы использовались, в основном, в домашнем хозяйстве, затем их стали использовать на строительстве крупных зданий и сооружений. Полководцы, одержавшие крупные победы, получали титул «император» и право проводить триумф – торжественый въезд в город Рим во главе легионов. Триумфатора встречали ликующие толпы народа.
Увеличение территории римского государства, восстания рабов постепенно привели к расшатыванию республиканского строя. Особенно подорвало его устои восстание под руководством Спартака в 73-71 гг. до н.э. Земельные реформы Гракхов, реформы в армии консула Гая Мария, борьба между полководцами Суллой и Марием за диктаторскую власть, гражданская война между Цезарем и Помпеем – главные политические события конца республиканского периода римской истории. Юлий Цезарь значительно расширил римские владения в Испании, Галлии и Британии. В 49 г. до н.э. Цезарь захватил власть в Риме и издал ряд законов о смягчении налогов, сокращении долгов и улучшении управления государством, начал строительство новых зданий в Риме и других городах. Он провозгласил себя пожизненным диктатором, трибуном и понтификом, хотел установить в Риме монархию эллинистического типа. Но в 44 г. до н.э. Цезарь был убит в cенате группой заговорщиков-республиканцев во главе с Брутом и Кассием. Но их надежды на восстановление республиканского строя не оправдались. Наследник Цезаря Октавиан Август после победы над Брутом и Кассием, а затем – над своим соперником в борьбе за власть Антонием в 31 г. до н.э. установил в Риме режим военной диктатуры. С 27 г. до н.э. Октавиан фактически становится первым римским императором и начинается третий период истории Древнего Рима – период Империи, который продлился до 476 г.н.э.
Римская империя объединила на 500 лет огромную территорию: от Северной Африки на юге до Британских островов на севере, от границ Персии на востоке до западного побережья Испании. Расцвет Римской империи приходится на I – II вв. н.э. В период правления Октавиана Августа прекратились гражданские войны, в Риме активно велось строительство. Умирая, Август говорил: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным». Рим стал самым большим и величественным городом мира. В период расцвета Империи его население достигло около 2-х миллионов человек. Интенсивность общественной жизни в Риме превосходила даже современные города. Новым субъектом архитектуры стала толпа, личность отдельного человека потеряла значение. Впервые в истории был создан город-мегаполис. Каждый император старался оставить свой след в истории города, создавая более помпезные сооружения, чем его предшественники. После смерти многие императоры обожествлялись, и в их честь возводились мемориальные форумы и величественные храмы.
Богатства со всего мира свозились в Рим, в том числе – огромное количество произведений греческого искусства. Лучшие образцы греческой скульптуры и прикладного искусства повлияли на развитие римского искусства периода Империи. Особенно популярна была скульптура: развивается жанр скульптурного портрета, статуарная скульптура для оформления театров, форумов, храмов, интерьеров дворцов и вилл, садово-парковая скульптура. Большое внимание уделяется интерьеру жилых и общественных зданий. В интерьере применяется мозаика, фреска, облицовка цветным мрамором. Завоевательная политика Рима предопределила характер архитектуры. Для нее характерен особый «имперский дух». Новые города создаются, в основном, как военные лагеря. Некоторые из них легли в основу современных европейских городов (Лютеция – Париж, Колония - Кёльн, Лондиниум – Лондон). В цирках и амфитеатрах военные сражения становятся предметом зрелища. Огромные сооружения – амфитеатры вместимостью до 50000 человек, храмы, форумы подчёркивали вселенские масштабы, силу и мощь империи. Элементы предшествующих культур соединялись часто эклектически. Постепенно Рим становится перенаселенным городом, провинции борются за свою самостоятельность. Среди рабов распространяется новая религия – христианство. В конце II в. Рим переходит от завоевательной политики к обороне, варвары создают свои племенные союзы, с III века они начинают вторгаться в пределы Империи, голод и эпидемии в Европе еще больше обостряют кризис, начинается упадок экономики, инфляция.
В 271-275г. вокруг Рима возводится стена Аврелиана. Римляне начинают постепенно утрачивать часть своих владений. В 284 г. император Диоклетиан разделяет империю на две половины – Западную и
Восточную, власть была разделена между двумя императорами: Диоклетианом и Максимианом. Следующий за ними император Константин, пришедший к власти после военной победы над своим соперником Максенцием, предоставил свободу всем религиям, в том числе и христианской. В 330 г. Константин перенёс перенёс столицу в Византий – бывшую греческую колонию на проливе между Черным и Средиземным морями и переименовал его в Константинополь. Он вновь объединил империю и провозгласил себя наместником Христа на земле, утвердив священный статус императора. Христианская церковь приобретает богатства и влияние, оказывая влияние на управление государством и обращая варваров в христианство.
Император Юлиан Отступник пытался восстановить культ старых римских богов, заново отстраивал их храмы, но после его гибели на войне в 363 г. император Иовиан восстановил христианство в империи. В это время активизируются племена вестготов, вандалов, свевов, которые, спасаясь от нашествия гуннов, начали вторгаться в пределы империи. Вскоре варвары заняли большую часть Европы. В 455 г. вандалы захватили и и разрушили Рим, начались голод и разруха, население сократилось до 20 тыс. человек. Последний император Рима – 9-летний Ромул Августул – был свергнут с престола в 476 г. вождем германского племени скиров Одоакром и Западная часть римской империи прекратила свое существование. Восточная часть империи получила название Византии и существовала как мощное средневековое христианское государство еще 1000 лет.
2. Для римской архитектуры в целом характерен инженерный подход, архитектор был прежде всего инженером. Строительные работы финансировались «всадниками» - коммерсантами из бывших военных. Исполняли работы подрядчики, которые нанимали рабочих. Огромные масштабы строительства предопределяли использование неквалифицированной рабочей силы. Для облегчения работ требовалась максимальная типизация форм и элементов. Ордерная система получила своё окончательное воплощение в системе 5-ти римских ордеров (тосканского, дорического, ионического, коринфского, композитного), где единицей измерения стал модуль. Зная модуль, можно было выполнить все элементы ордера. Важным достижением римской строительной технологии было изобретение нового материала – римского бетона, который получался на основе извести. Известь получали из обожженного известняка, смешивали ее с пуццоланой – вулканическим пеплом. Слой раствора чередовали со слоем балласта (мелко дробленого камня). Перемещая деревянную опалубку, быстро возводили стены и своды. Полученную поверхность облицовывали крупным камнем нерегулярного рисунка (инцерт) или 4-х угольными каменными плитами по правильной сетке (ретикулат). Таким образом, на фасад здания «надевалась рубашка», изображавшая каменную конструкцию.
Арочно-сводчатые конструкции получили в Риме большое распространение. Применение технологии бетона позволяло перекрывать арками пролёты до 30-ти метром, а сводами – до 40 метров.
Многоярусная система арок и сводов применялась для возв
едения субструкций – конструкций, подводящихся под террасы или ступени амфитетра. На аркады, выходившие на фасад здания, накладывалась ордерная система. В нижних этажах использовались тосканский и дорический ордера, в верхних – ионический и коринфский. Таким образом, ордер из конструктивной системы превратился в накладной декор, вместо колонн использовались полуколонны и пилястры.
Римские арочно-сводчатые конструкции развились из этрусской клинчатой арки, применявшейся при сооружении крепостных стен из естественного камня. От полуциркульной клинчатой арки произошел цилиндрический свод: повторяя одинаковые арки в пространстве, расстояние между ними заполняли опалубкой и заливали бетоном. Каменные арки служили конструктивной основой свода. Позднее были изобретены и другие типы сводов: купольный, лучковый, сомкнутый, трехлепестковый, крестовый. Арочно-сводчатые конструкции позволяли создавать большие пространства – залы базилик, бань, дворцов, храмов, склады и сооружения канализационных каналов, мостов, акведуков. Некоторые из них функционируют и сейчас (Клоака Максима - канализация в Риме, Гардский мост и мост в Ниме во Франции). Сохранились также многие римские дороги. Они имели семь подземных слоёв и сверху мостились «октогонами» – плоскими камнями неправильной формы.
3. В период Республики архитектура Рима базировалась на этрусских традициях. Этруски, в свою очередь, многое позаимствовали у греков: ордерные формы, стилистику скульптуры (особенно Архаического периода), орнаментику, сюжеты росписей. Но в исполнении этрусков всё это интерпретировалось иногда в более примитивных и грубых формах, поскольку это было лишь подражание, лишённое глубокого культурного смысла. В этрусских гробницах сохранились огрублённые формы коринфского ордера, в основном, в виде квадратных столбов. Гробницы строились из камня или высекались в скале, иногда – делались в виде круглого кургана (тумулусы) с круговой подпорно стеной из камняЮ диаметр их был от 20-ти до 50-ти м. Тумулусы стали прототипом римских мавзолеев. В отличии от греков, этруски использовали симметричные формы в планах сооружений. Города этрусков имели регулярную планировку и были замощены каменными плитами. Этруски умели строить плотины, дороги, мосты, туннели, ирригационные сооружения и дренажные устройства. Богатые жилые дома имели симметричный план, помещения группировались вокруг внутреннего перекрытого дворика – атриума. В крыше атриума было прямоугольное отверстие, через которое во дворик попадал свет и дождевая вода стекала в бассеин – имплувий. Схема атриумного жилого дома была положена в основу планов некоторых этрусских гробниц.
Этрусский храм сложился к VI в. до н.э. Самый большой храм стоял на холме Капитолии (Капитолийский храм). Храмы вначале строились из дерева и сырца и представляли собой псевдопериптеры, где целла была поделена на 3 части (соответственно триаде основных богов). К стенам целлы примыкали чисто декоративные полуколонны, вперед выступал пышный многоколонный портик, ориентированные по оси симетрии площади перед храмом. Фронтоны облицовывались терракотой и ярко окрашивались. Храм ставился на высокий подиум, и ступени были лишь со стороны главного фасада. Таким образом, в отличие от греческих храмов, римские храмы стали фронтально ориентированными, и круглые храмы – в том числе. Храмы периода Республики были, в основном, небольших размеров, иногда они ставились по несколько в ряд. Самые известные храмы периода Республики: храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке в Риме (I в. до н.э.), круглый храм Весты в Тибуре (начало I в. до н.э.). Храм Фортуны Вирилис – ионический псевдодиптер с глубоким выносным портком, построен из туфа и травертина, пропорции портика близки к квадрату, профили имеют строгие геометрические формы. Круглый храм
В Тибуре поставлен на бетонных субструкциях на скале, построен в итало-коринфском ордере, имеет пропорции квадрата и осевую ориентацию.
Строительство крупных сооружений периода Республики начинается с IV в. до н.э. после изгнания галлов, разрушивших Рим. К этому периоду относятся: стена Сервия Туллия, выложенная из каменных блоков 60х60х120 (180) см., Аппиева дорога и подземный акведук Аппия и Клавдия. В этих сооружениях ещё преобладают ложные арки и своды. Со II в. до н.э. шире распространяется клинчатая арка пролётом до 4-х м. (ворота в Перуджине). Затем строятся мосты и акведуки, где пролёты арок увеличиваются до 16 м. Сохранились мосты Фабриция и Цестия в Риме, соединяющие берега Тибра и о. Эскулапа. Пролёт их арок – 24,5 м. Первый арочный акведук – акведук Марция имеет длину 10 км. Во II в. до н.э. был построен из бетона склад Эмилиев в Риме. Его фасад имеет длину 500 м. Постепенно формируется римский общественный центр в долине между холмами – Форум Романум, где были сосредоточены храмы, базилики и другие общественные сооружения. В I в. до н.э. было построено здание государственного архива – Табуларий. Оно было поднято на высоту 15 м. В конструкции его галереи были применены сомкнутые своды, на фасаде – ордерная аркада. Табуларий замкнул пространство форума с северо-запада. Застройка форума была разномасштабной и разнохарактерной, не составляла единого ансамбля. Старый форум стал слишком тесен. В конце периода Республики был построен форум Цезаря. В основу его композиции был положен принцип осевой симметрии: в глубине форума был поставлен храм Венеры Родительницы, к которой возводил свой род Юлий Цезарь, перед храмом – конная статуя Цезаря. По левой стороне форума был ряд таберн, длинные стороны форума были обрамлены колоннадами по типу греческих стой. Город Помпеи, погибший после извержения вулкана Везувий в 79 г. н.э., сохранил под слоем пепла множество сооружений периода Республики: большой форум, театр, множество богатых вилл, оформленных фресковыми росписями, жилые дома атриумного и атриумно-перистильного типа.
Значительными постройками республиканского Рима являются также святилище храма Фортуны в Пренесте и святилище храма Геркулеса в Тибуре. В комплекс святилища Геркулеса кроме храма входили обширные портики для паломников, библиотека, театр, сокровищница, приёмные залы и постройки для прислужников. Площадь под дополнительные постройки была получена благодаря устройсиву сводчатых субструкций, под которыми проходила Тибурианская дорога. Композиция имеет вид террасс, раскрывающихся в сторону моря, в основу композиции положен принцип осевой симметрии. Комплекс храма Фортуны состоял из ряда храмовых сооружений, расположенных на террасах. Наверху был расположен круглый храмик, к которому вели мощные пандусы и лестницы. Вдоль пандусов были усроены колонные портики, обеспечивающие защиту от солнца. Комплекс был укра-шен статуями, фонтанами, зелеными насаждениями, нимфеями, ордерными аркадами. Вся эта террасная композиция была устремлена вверх к венчающей ротонде.
4. г.Рим как типичный исторически развивающийся город античности, не имел регулярного плана. Он первоначально состоял из поселений на 7-ми холмах, между которыми проходили дороги, связывавшие Рим с другими городами. Отсюда пошла поговорка “Все дороги ведут в Рим”. Дороги сходились к центру города, где постепенно сложился комплекс Форума Романум. Первая оборонительная стена Сервия Туллия была построена в IV в. до н.э. Вторая – стена Аврелиана - была построена в 273 г., в период оборонительных войн Римской Империи. Древнейший Рим находился на территории Палатинского холма, кеоторый имел плоскую вершину. Этот город назывался “квадратный Рим” и был, очевидно, построен по схеме этрусских городов. На Капитолийском холме был общественно-религиозный центр и первый капитолийский храм. Лежавшая к востоку от него болотистая низина была осушена, и там образовался форум Романум – главная площадь города. Семь главных холмов были окружены крепостной стеной Сервия Туллия. В основу планировки Рима легла система стратегических и торговых дорог: Аппиева дорога, дорога Фламиния, дорога Аврелия, Остийская, Номентанская, Тибуртинская, Пренестинская и Тусколанская дороги. Они обусловили радиальную планировочную структуру города, сходясь в направлении форума.
Единственной прямой дорогой была Фламиниева дорога, пересекавшая Марсово поле. Она сохранилась до настоящего времени и легла в основу страды дель Корсо. В I в. до н.э. в результате победоносных войн, Рим значительно увеличил свою территорию. Сулла, Помпей и Цезарь производили большие строительные работы в центре и на окраинах Рима, форум Романум был полностью реконструирован: здесь были построены храм Сатурна, Табуларий (госархив), базилика Юлия, храм культа Цезаря. Рядом возник новый форум – форум Цезаря, который положил начало новой системе императорских форумов. Основная зпстройка города – доходные дома в 4-5-6 этажей из кирпича. Постепенно наиболее значительные здания облицовываются мрамором.
Особого расцвета архитектура Рима достигла в период правления Октавиана Августа. На Палатине был построен дворец Августа, между Палатинским и Авентинским холмами – Большой цирк вместимостью до 250 тыс. зрителей. На форуме Романум строится триумфальная арка Августа, заново отстраивается храм Согласия с коринфскими колоннадами. Рядом с базиликой Юлия строится храм Кастора и Поллукса. Самым значительным ансамблем этого периода стал форум Августа, посвященный его победе над убийцами Цезаря. Форум имел замкнутое пространство, ограниченной стенами высотой 30 м., был украшен экседрами и портиками, статуями и полностью облицован мрамором. Пространство форума завершалось грандиозным храмом Марса Ультора (мстителя) на подиуме высотой 3,5 м. Высота коринфских колонн храма срставляла 17,7 м., высота капителей – 1,79 м. Пропорции фасада вписываются в квадрат, интерколумний составляет 1,5 диаметра колонны (пикностиль Витрувия). Так постепенно формируется имперский стиль Рима. В ходе реконструкции периода правления Августа старые стены Сервия Туллия были разобраны. В период трехсотлетнего расцвета империи Рим не имел городских стен и рос свободно.
В период захватнических войн на новых территориях появились города – военные лагеря. Они имели регуляреую планировочную структуру: план был квадратным или прямоугольным с двумя глаными взаимно перпендикулярными улицами. Улица, направленная с севера на юг, назвалась «кардо», улица, направленная с востока на запад – декуманус максимус. В центре города –лагеря находились преторий и военный форум. Главные улицы часто оформлялись колоннадами, на пересечении улиц ставился тетрапил – квадратный павильон с четырьмя ордерными арками. Таковы по типу города Аоста, Ламбезис, Тимгад. Первый римский теоретик архитектуры Витрувий говорит в своём трактате о выборе места для города с учётом климата, местных природных богатств. Проблема обороны связывается с планировкой города. Размещение форумов и их пропорции и другие вопросы теории градостроительства Витрувий определяет со ссылкой на греческие примеры. Однако, по сравнению с римлянами, греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства, умея выбирать для городов уникальные по красоте места, строитеть композицию городской застройки с учетом естественного рельефа. Для римлян же важнее всего были вопросы военной стратегии, в связи с чем рельеф часто нивелировался, город приобретал жёсткую геометрическую схему. Всё же некоторые города имели более свободный план: Остия, Пальмира, Помпеи. Города по своему типу делились на столичные и административные центры, портовые, военные города-лагеря, ремесленные и торговые, города – курорты. Курортными городами были Помпеи и Геркуланум, погибшие при извержении вулкана Везувий в 79 г.н.э. Форум Помпей имел 120 метров в длину, к нему примыкали более мелкие пространства: торговые галереи, перистильные дворы, участки базилик и храмов, административные и судебные учреждения – общегородской общественный ценр. Ось большого форума была направлена на Везувий, улицы террасообразно поднимались по склону горы.
Города в восточных провинциях совмещали в своей планировке черты римских и местных традиций.
Город Гераса (совр. Джерат) в Иордании, основанный в эпоху Александра Македонского, в основном, не имел регулярного плана, однако, главные его улицы пересекались под прямым углом. Улица, направленная с юга на север, имела в своем начале у городских стен Овальный форум, примыкающий к комплексу храма и театра. Он был окружён ионической колоннадой и, очевидно, предназначался для торговли. На пресечении главных улиц стоял Южный тетрапил, окружённый торговыми помещениями. Улица кардо была направлена к комплексу храма Деметры, проставленному на высокую платформу. Город Пльмира в Сирии – римская колония времён императора Каракаллы – имела одну главную улицу, которая называлась «Улица Колонн». Вдоль нее шла колоннада из 375 17-ти метровых по высоте колонн. Улица начиналась триумфальной трёхпролётной аркой, большой пролёт которой соответствовал проезжей части улицы,а боковые – тротуа-рам. Над тротуарами был устроен теневой навес. Улица завершалась комплексом святилища Ваала, территория которого была поднята на платформу и окружена двойной колоннадой с навесом. В Пальмире сохранились также развалины театра, остатки храма Бела, агора.
5. Римский жилой дом развивался на основе этрусского «домуса» – симметричного в плане одноэтажного дома, помещения которого группировались вокруг внутреннего дворика – атриума. Атриум был частично перекрыт, но имел достаточно большое отверстие в крыше, через которое во дворик попадал свет,и в бассейн, находившийся под этим отверстием, стекала вода. Вход был перекрыт деревянной балкой, наруж-ные стены были глухими, сложенными из бута на глине. Входное помещение называлось «вестибул», противолежащее ему – приёмный зал для гостей «таблинум». По бокам были жилые комнаты членов семьи. Примером такого дома может служить «дом Хирурга» в Помпеях. С появлением социального слоя богатых рабовладельцев тип атриумного жилого дома развивается и ко II в. до н.э.возникает атриумно-перистильный дом. Дома такого типа, принадлежавшие знатным патрициям, были обнаружены при раскопках Помпей. Многие из них занимают целые кварталы. К традиционному тосканскому атриуму пристраиваются и спереди пристраиваются лавки, по бокам - дополнительные жилые и хозяйственные помещения. За атриумом следует обширный перистиль греческого типа, окружённый множеством помещений. Таблинум становится открытым проходным помещением. Таким образом, главные помещения дома выстраиваются в анфиладу, раскрывающуюся в сторону открытого светлого пространства – перистиля. Перистили иногда достигали весьма значительных размеров (до 15-ти, 20-ти и более метров длиной), превращаясь вдекорати-вные сады с фонтанами и парковой скульптурой. Примерами таких домов могут служить дом Пансы и дом Серебряной свадьбы в Помпеях. Распространены были также террасные дома и виллы – летние резиденции для отдыха. Террасы устраивались на сводчатых субструкциях. На террасе устраивался дворик-перистиль, внутри террас – хозяйственные помещения, склады. С террас открывались далекие перспективы на море. Многие дома не имели симметричного плана, но основные помещения были симметричны относительно главной продольной оси. В период Империи появились дворцы и виллы императоров, включавшие в свой совтав не только жилые помещения, но и грандиозные приёмные залы, площади, библиотеки, театры, стадионы, храмы, нимфеи. Вилла императора Адриана в Тибуре – колоссальный комплекс жилых, общественных, зрелищных зданий и садово-парковых архитектурных композиций, вписанных в природный ландшафт.
В процессе бурного роста Рима в городе появились и многоэтажные жилые дома – инсулы. В этих домах сдавались квартиры и комнаты внаём. Слово «инсула» означает «ячейка». Дома эти имели от 4-х до
6-ти этажей. Бедные инсулы строились из сырцового кирпича с деревянным каркасом и были источником многочисленных пожаров. Более богатые инсулы строились с применением бетона и обожженного кирпича.
Применялись консольные арки для опоры под балконы 2-го этажа. В первых этажах обычно находились лавки и общественные туалеты. Иногда к фасадам пристраивались аркады. Вторые этажи занимали квартиры купцов, посредников и чиновников. Фасады отделывались двухцветным кирпичом, ниличниками из тёсаного камня. Многие инсулы имели небольшой внцтренний двор, в который выходили окна комнат и небольших квартир верхних этажей. Некоторые комнаты не имели окон.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- г. Рим
- г. Помпеи
- г. Тимгад
- г. Ламбезис
- г. Остия
- г. Пальмира
- г. Аоста
- г. Гераса
- Кардо
- Декуманус максимус
- Римские ордера
- Римская клинчатая арка
- Римский бетон
- Типы римских сводов
- Коробовый (цилиндрический) свод
- Купольный свод
- Сомкнутый свод
- Крестовый свод
- Лучковый свод
- Лепестковый свод
- Базилика
- Стена Сервия Туллия
- Стена Аврелиана
- Аппиева дорога
- Фламиниева дорога
- Триумфальная арка
- Таберна
- Курия
- Нимфей
- Табуларий
- Мост Фабриция в Риме
- Мост Цестия в Риме
- Склад Эмилиев в Риме
- Храм Кастора и Поллукса в Риме
- Капитолийский храм
- Храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке
- Храм Весты в Тибуре
- Святилище Фортуны в Пренесте
- Святилище Геркулеса в Тибуре
- Форум Романум в Риме
- Форум Цезаря в Риме
- Храм Венеры-Родительницы
- Форум Августа в Риме
- Храм Марса Ультора
- Театр Помпея в Риме
- Форум в Помпеях
- Большой амфитеатр в Помпеях
- Итальянский домус (атриумный дом)
- Атриумно-перистильный дом
- Вилла
- Инсула
- Дом Хирурга в Помпеях
- Дом Серебряной свадьбы в Помпеях
- Дом Пансы в Помпеях
- Дом Фавна в Помпеях
- Вилла Мистерий в Помпеях
- Вилла Диомеда в Помпеях
- Вилла Пизона в Геркулануме
- Вилла Адриана в Тиволи
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 889;