Демонополизация и акционирование коммунальных предприятий
Вся сфера ЖКХ была отдана в частные руки, но при этом были обеспечены прозрачные схемы деятельности предприятий. Земля перешла в собственность предприятий. На базе государственных надрегиональных предприятий были созданы так называемые городские и коммунальные компании (Stadtwerke) в форме акционерных обществ. Собственность таких компаний была смешанной, и они специализировались на предоставлении полного спектра услуг: электроэнергии, теплоэнергии и газа. Часть предприятий по поставке воды и обработке сточных вод перешли в собственность муниципалитетов на публично-правовой основе, а часть присоединилась к структуре городских коммунальных компаний.
Образовались рыночные условия для работы коммунальных компаний. Поставщики услуг стали выбираться на конкурсной основе, это закрепилось новым законодательством. В связи с этим повышение качества коммунальных услуг, сокращение потерь в сетях и снижение себестоимости оказались у собственников на первом плане.
Также, для достижения успеха в конкурентной обстановке, городским коммунальным компаниям было недостаточно только поставлять ресурсы и взимать оплату за их потребление. Возникла необходимость обеспечивать потребителей рядом дополнительных услуг. Появился новый термин - "многосторонние коммунальные услуги" (multi-utility). Результатом стала более агрессивная и творческая деловая политика. Например, помимо своего основного вида деятельности, городские коммунальные компании включают в свои пакеты многосторонних услуг уборку придомовых территорий, вывоз мусора и утилизацию отходов, обслуживание внутридомовой инфраструктуры, управление оборудованием, телекоммуникации.
Такие организации имеют холдинговую структуру, распределенную по видам деятельности, что позволяет осуществлять финансирование менее развивающихся или социально-значимых направлений за счет более успешных.
После объединения Германии 15 крупных региональных энергетических комбинатов в восточной ее части должны были быть переданы частным предприятиям энергоснабжения из Западной Германии [3]. Федеральное правительство считало, что именно такой способ реструктуризации обеспечит стабильное финансирование далеко не новой жилищно-коммунальной инфраструктуры. Однако руководство, к примеру, Франкфурта-на-Одере (Восточная Германия) посчитало, что такое решение ущемляет права горожан. По их мнению, замена бывшей госмонополии в лице комбината другой монополией, но частной, в лице западногерманского энергетического концерна - не лучшее решение. Франкфуртское коммунальное предприятие в виде холдинга вначале на сто процентов принадлежало муниципалитету. Кроме тепла и электроснабжения оно занималось газо- и водоснабжением, канализацией и уборкой мусора. Местные власти утверждают, что создание многопрофильного предприятия с гибкой структурой позволяет им добиваться "синергетических" эффектов (эффектов от взаимодействия) в техническом, организационном, финансово-экономическом отношении.
Муниципалитеты со временем стали проводить политику привлечения инвесторов, продавая им пакет акций коммунальной монополии. Появились десятки других компаний, которые начали успешно конкурировать с муниципальной структурой. Потребители быстро поняли прелесть конкуренции, охотно покупая услуги энергосервисных компаний, которые стали предлагать широкий спектр услуг в лизинг, кредит, самостоятельно финансируя энергосберегающие мероприятия.
В 70-миллионной Германии 59,9% жителей, или свыше 40 млн. человек, получают электричество от частных или смешанных компаний с участием частного капитала.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 534;