Генезис (происхождение) власти
(анализ работы Макиавелли «Государь»)
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) – итальянский политик и дипломат, писатель и поэт эпохи Возрождения. Его главное произведение «Государь» (1532 г.). В нем он делает акцент на поведении политического лидера.
В качестве нормы поведения политического деятеля Макиавелли провозгласил положение о том, что цель оправдывает средства для ее достижения. Но подлинной целью «нового государя» должно стать не частный, сугубо личный интерес, а «общее благо», формирование сильного национального государства (Италия).
Ради упрочнения государства допустимы любые средства. Отсюда вытекает термин «макивеаллизм», используемый для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
Макиавелли учил правителя, стремящегося к успеху, сообразить свои действия законами необходимости (судьбы), а также поведением подчиненных. Сила на стороне правителя, если он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мысли, нравственные привычки, достоинства и недостатки.
В трактате «Государь» им также описываются технологии достижения и удержания власти в организации. При этом успех в продвижении наверх зависит не столько от интенсивности ориентации за власть, сколько от наличных средств: обладающие средствами (деньги, связи и т.п.) способны посеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок. Имея многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, так как противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства.
Макиавелли отмечает, что свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях подобно объективному закону, независимо от воли и сознания.
Наряду с властью, по Макиавелли, несомненной ценностью для людей является свобода. Она такой же императив человеческих поступков, как и власть. Причем, если власть стремятся захватить, то свободу – не потерять.
Еще одна интересная мысль: Макиавелли неоднократно повторяет мысль о том, что человек может смириться с утратой власти или чести, смириться с потерей политической свободы, но никогда не смирится с утратой имущества. Народ молчит, когда казнят сторонников республики либо посягают на честь его вождей. Но народ восстает, когда посягают на его имущество. (Как сказал Дуайт Морроу, «Партия, которая объявляет своей заслугой дождь, не должна удивляться, когда ее обвиняют в засухе»).
По мнению Макиавелли, укрепление власти государства, его экономической и военной мощи – первейшая задача государя и его подданных. Против тех подданных, которые сопротивляются этому и защищают какие-то свои частные интересы, не совпадающие с общим государственным интересом, государь не только может, но и должен принять все средства, включая насилие, принуждение, вплоть до лишения их жизни. Ели государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости.
Макиавелли вывел несколько законов (принципов), которыми должен руководствоваться правитель, желающий добиться успеха:
1) человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что накопила, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили;
2) умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, необязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, что чревато нерешительностью, малодушием и легкомыслием;
3) творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям). Раздавая штрафные санкции, правитель должен ошарашить подчиненных жесткой мерой, повергнуть их в трепет, но не вызвать у них желания отомстить;
4) использовать любовь подчиненных можно в начале карьеры, при достижении власти правитель обязан исходить из мотива страха. Поскольку нормы морали не присущи среднестатистическому человеку, целесообразно использовать тактику «лисицы», заигрывая с подчиненными, расточая похвалы, обещая награды. Когда же положение властителя упрочняется, следует поступать жестко, стремясь вызвать страх и благоговейный трепет подчиненных.
В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя. Прообразом такового для него был Цезарь Борджиа (1475-1507 гг.), чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 727;