Команды вызова подпрограмм и возврата из подпрограмм
С помощью команд переходов последовательность выполнения команд программы может быть изменена путем перехода к новой последовательности. Однако команда перехода сама по себе не позволяет вернуться в то место главной программы, откуда был осуществлен переход. Это можнолегко сделать с помощью команды вызова подпрограммы. Подпрограмма представляет собой фрагмент программы, обращение к которой может иметь место в любой точке главной программы. Когда происходит вызов подпрограммы, то в начале своего выполнения она реализует действия по запоминанию текущего содержимого счетчика команд (точка возврата) Когда выполнение подпрограммы заканчивается, то с помощью команды возврата микропроцессору указывается, что исходное содержимое счетчика команд должно быть извлечено из памяти. Этой информации микропроцессору достаточно, чтобы осуществить возврат в прерванную последовательность команд главной программы. Для запоминания точки возврата используется стек, куда записывается адрес команды, следующей за командой вызова подпрограммы.
Команды данной группы не изменяют содержимого регистра признаков.
а) Вызов подпрограммы безусловный
CALL Адрес | [SP-1] [SP-2] (PC) < B1> | CD |
SP (SP) -2 <B2> | Мл. байт адреса | |
PC <B3><B2> <B3> | Ст. байт адреса |
7 0
При выполнении этой команды никаких проверок не производится, т.е. вызов подпрограммы производится в любом случае. Команда занимает три байта u выполняется за 5 машинных циклов (17 тактов).
б) Условный вызов подпрограммы
Переход к подпрограмме происходит только в том случае, если выполняется проверяемое условие. При этом:
[SP-1] [SP-2] (PC); SP (SP) –2; PC <B3><B2>
В этом случае команда выполняется за 5 циклов (17 тактов).
Если проверяемое условие не выполняется, то переход к подпрограмме не происходит и выполняется следующая команда программы с адресом PC = (PC) +3. В этом случае команда выполняется за 3 цикла (11 тактов).
Формат команды условного вызова | <B1> | ССС | ||
<B2> | Мл. байт адреса | |||
<B3> | Ст. байт адреса |
7 0
Значение разрядов ССС выбирается в зависимости от проверяемого условия:
Команда вызова | Проверяемое условие | Значение ССС |
СNZ Адрес | (Tz) = 0 | |
СZ Адрес | (Tz) = 1 | |
СNC Адрес | (Tc) = 0 | |
СC Адрес | (Tc) = 1 | |
СPO Адрес | (Tp) = 0 | |
СPE Адрес | (Tp) = 1 | |
СP Адрес | (Ts) = 0 | |
СM Адрес | (Ts) = 1 |
в) Возврат из подпрограммы безусловный
RET | PC [SP] [SP+1]; SP (SP) + 2 B1 | C9 |
7 0
Команда выполняется за три машинных цикла (10 тактов).
г) Возврат из подпрограммы условный
Команда условного возврата из подпрограммы <B1> | CCC |
7 0
Если проверяемое условие выполняется, тоPC [SP] [SP-1]; SP (SP) + 2 и происходит выход из подпрограммы в точку, адрес которой записан в стеке. В этом случае команда выполняется за три машинных цикла (11 тактов). Если это условие не выполняется, то возврата не происходит и выполняется следующая команда подпрограммы, т.е.
PC = (PC) + 1
В этом случае команда выполняется в течение одного машинного цикла (5 тактов).
Значение разрядов ССС команды определяется проверяемым условием:
Команда возврата | Проверяемое условие | Значение ССС |
RNZ | (Tz) = 0 | |
RZ | (Tz) = 1 | |
RNC | (Tc) = 0 | |
RC | (Tc) = 1 | |
RPO | (Tp) = 0 | |
RPE | (Tp) = 1 | |
RP | (Ts) = 0 | |
RM | (Ts) = 1 |
При выполнении команд возврата (в и г) МП извлекает из стека значение программного счетчика, при котором произошел переход из программы предыдущего уровня и загружает это значение в счетчик команд. Команде "возврат из подпрограммы" ничего не сообщается относительно того, какого уровня вложения выполняется подпрограмма и сколько раз происходил вызов этой подпрограммы. Выполняя эту команду МП просто возвращается к тому значению программного счетчика, которое было последним загружено в стек.
Примеры:
0AF3)CALL BEEP
BEEP:0BC0)
Адрес/регистр | Код до выполнения операции | Код после выполнения операции |
0AF3 | CD | CD |
0AF4 | C0 | C0 |
0AF5 | 0B | 0B |
PC | 0AF3 | 0BC0 |
SP | 0BB0 | 0BAE |
0BAE | F6 | |
0BAF | 0A | |
FL |
0BD4)RET
Адрес/регистр | Код до выполнения операции | Код после выполнения операции |
0BD4 | C9 | C9 |
SP | 0BAE | 0BB0 |
0BAE | F6 | F6 |
0BAF | 0A | 0A |
PC | 0BD4 | 0AF6 |
FL |
0A12)CPO L1
L1:0AFE)
Адрес/регистр | Код до выполнения операции | Код после выполнения операции |
0A12 | E4 | E4 |
0A13 | FE | FE |
0A14 | 0A | 0A |
SP | 0BAE | 0BAC |
0BAD | ||
0BAC | 0A | |
PC | 0A12 | 0AFE |
FL | 02 (TP=0) |
0800)CP L1
L1:0C54)
Адрес/регистр | Код до выполнения операции | Код после выполнения операции |
F4 | F4 | |
0C | 0C | |
SP | 0BAC | 0BAC |
PC | ||
FL | 12 (TS=1) |
3456)CC M0
M0:0807)
Адрес/регистр | Код до выполнения операции | Код после выполнения операции |
DC | DC | |
SP | 0BB0 | OBAE |
0BAF | ||
0BAE | ||
PC | ||
FL | 03 (TC=1) |
Контрольные вопросы и задания
1. Объясните назначение команд переходов.
2. В чем состоят различия в работе команд переходов и вызова подпрограмм?
3. Какую длину имеют команды вызова и возврата из подпрограмм и почему?
4. На какие группы делятся команды переходов и работы с подпрограммами?
5. Какой или какие флаги не используются в командах переходов и работы с подпрограммами?
6. Как изменяются стек и SP при выполнении команды CALL?
7. Как изменяются стек и SP при выполнении команды RET?
8. Как изменяется PC, если проверяемое условие в команде условного вызова подпрограммы не выполняется?
9. Как изменяется PC, если проверяемое условие в команде условного возврата из подпрограммы не выполняется?
10. Найдите ошибку в данной программе:
0800) CALL L0
RST1
L0: 0900) CMA
PUSH PSW
RET
Глава 6. Команды ввода – вывода
Эти команды обеспечивают передачу данных между аккумулятором МП и внешним устройством, 8-ми разрядный адрес которого приводится во втором байте команды. Таким образом, с помощью команд ввода-вывода можно передавать данные к портам вывода и принимать данные от 256 портов ввода.
После того, как команда будет выбрана полностью, адрес внешнего устройства передается из МП на ША по восьми младшим линиям и таким образом обеспечит передачу данных между МП и адресуемым внешним устройством. Следует иметь в виду, что 8-разрядный адрес внешнего устройства дублируется и передается также по восьми старшим линиям ША.
Команды выполняются за три машинных цикла (10 тактов). При выполнении команд значения триггеров признаков не изменяется.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 3789;