В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
По своим грамматическим свойствам все слова современного русского языка объединяются в большие классы — части речи. Система частей речи включает четыре группы слов: знаменательныечасти речи, служебные слова, модальные слова, междометия.
Знаменательные части речи (имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния) характеризуются следующими грамматическими признаками.
I) общим грамматическим (категориальным) значением, например, предметности у существительных, признака предмета у прилагательных, действия как процесса у глаголов, признака действия у наречий. Данное значение вытекает из номинативной функции, выполняемой в языке знаменательными частями речи. Характеристика любой знаменательной части
начинается с того, что обозначают слова, относящиеся к той или иной части речи;
2) частными грамматическими значениями, которые формируют общее грамматическое значение знаменательной части речи. Например, частные грамматические значения рода, числа и падежа формируют общее грамматическое значение предметности у существительного, а значение вида, наклонения, времени, лица и др. — общее грамматическое значение действия как процесса у глагола. Именно частные грамматические значения определяют особенности словоизменения части речи;
3) синтаксической функцией в предложении. Для каждой знаменательной части речи характерна своя позиция в предложении. Например, для существительного — позиция подлежащего и дополнения (хотя существительное может выполнять функцию любого члена предложения), для прилагательного — определения, для глагола — позиция простого глагольного сказуемого, для наречия — позиция обстоятельства.
Иногда в качестве четвертого признака знаменательной части речи лингвисты называют словообразовательный (т.е. наличие в морфемной структуре слова свойственных конкретной части речи словообразовательных морфем — префиксов, суффиксов и др.).
Все знаменательные части речи условно можно разбить на две группы: сильные части речи с ярко выраженными грамматическими признаками — имя существительное (дом, строение, гора), имя прилагательное (сильный, деревянный, отцов), глагол (играть, смотрю, поющий) и наречие (наудалую, красиво); слабые части речи, не имеющие ярких грамматических свойств, — числительное(три, трое, третий), местоимение (я, самый, сколько), категория состояния (жаль, можно). Например, если общее грамматическое значение имени существительного — значение предметности — формируется на основе чисто грамматических значений падежа, числа, рода, то общее грамматическое значение обобщающего указания на предмет, его признак, количество у местоимений опирается в значительной степени на лексическое значение местоименного слова с учетом при этом, конечно, и грамматических признаков. Не поэтому ли местоимение, числительное, категория состояния вызывают у лингвистов наибольшее количество споров — и, в частности, вопрос о составе этих частей речи? Так, слова типа первый, второй (традиционно числительные), мой, наш, всякий (традиционно местоимения) часто относят к имени прилагательному.
Очевидно, следует признать тот факт, что систему знаменательных частей речи составляют:
• чисто грамматические (грамматикализованные) разряды слов — имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие;
• лексико-грамматические разряды слов — числительное, местоимение, категория состояния.
Служебные словав современном русском языке, в отличие от знаменательных частей речи, не имеют общего грамматического значения, частных грамматических значений, не выполняют функцию члена предложения. Традиционно к служебным словам относят предлоги, союзы и частицы, выделяемые в особую группу слов по функциональному признаку,т.е. по их предназначенности в синтаксической организации текста. Так, предлоги связывают слова в словосочетания (подойти к дому, переправиться черезреку); союзы связывают однородные члены (стол и стул), части простого предложения (Пруд сверкал, как зеркало) и части сложного предложения — сложносочиненного (То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь. — С. Есенин) и сложноподчиненного (Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму — Куда несет нас рок событий. — С. Есенин); частицы выражают различные оттенки слов, предложений, участвуют в формообразовании (Ошибка ли это? Ты не допустишь несправедливости. Мастер выполнил бы эту работу быстро).
С грамматической точки зрения у служебных слов нет системы словоизменения, следовательно, их грамматические значения имеют совершенно иную природу, нежели грамматические значения знаменательных слов. Принято считать, что лексическое и грамматическое значения в служебном слове неразделимы.
Модальные слова в современном русском языке выражают модальность, т. е. отношение высказывания к действительности. Значение модальности может выражаться разными языковыми средствами: лексическими (слова типа истина, ложь, уверен, сомнительно, утверждать), морфологическими (категория наклонения глагола), синтаксическими (предложение).
Модальные слова — это лексико-грамматический разряд слов, выражающих субъективное отношение говорящего к тому, о чем сообщается (Безусловно, вы правы. Пожалуй, следует согласиться с вами).
В отличие от знаменательных частей речи модальные слова, как и служебные, не имеют общего грамматического значения, частных грамматических значений, не являются членами предложения. От знаменательных и служебных слов они отличаются обособленностью в предложении и выполняют роль вводного слова.
Модальные слова не изменяются и представляют собой застывшие формы знаменательных частей речи, от которых они образованы.
Междометия не называют, а выражают. Так, существительное испуг обозначает понятие об особом состоянии психики живого существа (понятие о внезапном чувстве страха, состоянии испугавшегося), а междометие ах! (Ах! Как вы меня испугаали!) выражает это состояние, минуя понятие. Междометие — это слово, которое социально закреплено в языке и действует, главным образом, в его эмоциональной сфере.
Междометия — это неизменяемые слова, которые, как правило, грамматически не связаны с другими словами в предложении и не являются членами предложения.
Таким образом, система частей речи современного русского языка включает совершенно разные группы слов, характеризующиеся разными признаками. Приведенная выше классификация частей речи построена на совмещении двух критериев — логического и функционального.
Возможна и такая классификация частей речи, которая учитывает способы выражения категориально-грамматических значений. Она базируется на понятийной основе и распространяется только на начальные формы слов (леммы).
Категориально-грамматические значения (предметности, признака, процессуальности, местоименности, числа, наречности, связки, управления, модальности) относятся к числу элементарных, т. е. не поддающихся расчленению на компоненты. Грамматика, как и словообразование, изучает только элементарные значения.
Элементарные значения противостоят сложным многокомпонентным понятиям, которые легко поддаются определению. В определении сложного понятия перечисляется лишь часть составляющих его признаков; ср.: береза— дерево с белым стволом и гибкими ветвями; идти — передвигаться по твердой поверхности с помощью ног; черный — цвет угля или сажи. Сложное понятие соотносится с представлением, а представление — с реальными предметами и явлениями внешнего мира.
Показателем сложных понятий выступают только корневые морфемы или основы с переразложением в пользу корня. Все корневые морфемы, соотносимые со сложными понятиями, делятся на три группы: предметные (берез-, аптек-, молок-), признаковые (бел-, зелен-, весел-), процессуальные (ид-, чит-, нес-). Это отражает первичное разделение реалий действительности на вещи и их свойства.
Элементарные понятия имеют своими показателями (означающими): 1) окончания и суффиксы начальных форм, 2) словообразовательные морфемы, 3) сравнительно небольшую часть корневых морфем, 4) служебные слова.
Сложные понятия в русском языке никогда не выражаются сами по себе, к ним обязательно присоединяются элементарные значения. Это получает материальное выражение в морфемном членении слов: все существительные русского языка, за исключением заимствованных типа такси, кенгуру, леди, какаду и несклоняемых фамилий типа Дурново, имеют окончания. То же самое можно сказать о прилагательных (исключения составляют заимствования наподобие беж, хаки, индиго, маренго).
Начальные формы существительных омонимичны их словоформам в именительном падеже единственного числа, а прилагательных — словоформам в именительном падеже единственного числа мужского рода. По этой причине в русской грамматике вплоть до настоящего времени отсутствует четкое противопоставление леммы и словоформы. Строго говоря, окончания начальных форм существительных сигнализируют о наличии у слова следующих чисто морфологических значений: 1) общекатегориального значения предметности, 2) частнокатегориального значения рода; окончания прилагательных — 1) общекатегориального значения признака, 2)элементарного значения согласования, отнесенности признака к предмету.
Инфинитив глагола лишен межуровневой омонимии, начальная форма глагола и его словоформы изначально разделены. По этой причине ведутся споры о статусе инфинитивных формантов -ть, -ти: академическая наука считает их суффиксами, а школа — окончаниями. Как бы то ни было, а инфинитивные форманты выступают показателями единственного элементарного значения — значения процессуальности, «глагольности».
Хотя окончания начальных форм являются показателями категориально-грамматических значений, однако без них слово воспринимается как незавершенное. Это объясняется широкими сочетаемостными возможностями корневой морфемы: она может связываться не с одним строго закрепленным за ней элементарным значением, а с разными, т. е. варьировать в словообразовательной и грамматической плоскостях; ср.: ста-— стать, восстать, перестать, становление, ставка, подстановка, становой и т. д. Только связавшись с показателями элементарных значений, корневая морфема образует целостное слово.
Рассмотрим теперь, каким образом получают выражение общекатегориальные значения у разных частей речи. С этой целью введем символические обозначения: С — сложное понятие, Э — элементарное значение, + — общекатегориальное значение, - —его отсутствие.
Тогда обнаружится, что у слов береза, хлеб, молоко, голова, огонь, человек и всех других наименований предметов общекатегориальное значение предметности имеет сразу два показателя — лексический и грамматический, т.е. корневую морфему и окончание: (С+Э). Это имена существительные «первой руки», составляющие основу данной части речи.
У слов ход, бег, синь, высь, тишь, зов, муть, вера, дело, мера и др. в наличии только один показатель общекатегориального значения — окончание: (С— Э+).
У слов молотьба, синева, красота, движение, чтение, доброта, мудрость, бодрость, краснота, белизна и множества других (так называемых Nomen abstractum) показателями элементарного значения предметности выступают суффиксы и окончания, а корневые морфемы относятся к действиям либо к признакам: (С- Э+ Э+). Это имена существительные «второй руки», обозначающие опредмеченные признаки и действия. У производных имен существительных обнаруживаются различные комбинации словообразовательных морфем, однако окончание всегда соотносится с элементарным значением предметности.
Слова типа шило, мыло, пойло, желток, записка; письмо, одеяло, опахало, синяк примыкают к категории предметных слов, несмотря на мотивирующие основы глагольного и адъективного типа: они соотносятся с представлениями о предметах, поэтому их основы выполняют функции предметного корня.
У имен прилагательных синий, красный, веселый, добрый и др. общекатегориальное значение признака имеет в означающем две морфемы — корень и окончание: (С+ Э+).
Прилагательные беловатый, рыжеватый, солоноватый состоят из трех морфем, каждая из которых представляет собой показатель общекатегориального значения признака: (С+Э+Э+).
Класс имен прилагательных активно пополняется за счет присоединения словообразовательных и грамматических формантов к предметным и глагольным корням. Так возникают относительные и притяжательные прилагательные, корни которых имеют предметную отнесенность (дерев-янн-ый, фабрич-н-ый, ситц-ев-ый, песц-ов-ый, лис-ий-О, отц-ов-О); их модель (С- Э+Э+). Такую же модель имеют и все отглагольные прилагательные типа несущий, ведущий (в традиционной классификации — причастия).
Модель может модифицироваться в незначительных пределах: чит-а-ющ-ий, игр-а-ющ-ий (С-Э—Э+Э+), однако это варьирование не имеет принципиального значения.
Модели начальных форм глагола в принципе ничем не отличаются от моделей начальных форм существительных и прилагательных:
(С+Э+)нес-ти, вес-ти, тряс-ти, печь, стеречь, лечь и т. д.;
(С+Э+Э+)вид-е-ть, слыш-а-ть, дел-а-ть, дум-а-ть и т. д.;
(С—Э+Э+) бел-и-ть, бел-е-ть, сол-и-ть, озон-иров-ать, лопа-т-ить и т. д.).
В обобщенном виде моделью существительных, прилагательных и глаголов являются следующие комбинации морфем, выражающих общекатегориальное значение: (С+Э+) и (С-Э+).
Эти части речи связаны между собой отношением перекрестной словообразовательно-грамматической транспозиции, т.е. взаимопереходности.
Как бы в противовес вышеописанным частям речи местоимения и числительные образуют закрытые непополняющиеся системы. Они имеют одинаковую модель: (Э+Э-), которая свидетельствует о том, что эти слова состоят только из элементарных значений, при этом окончания заимствованы у других частей речи. Так, местоимению свойственно присоединять окончания либо суффиксы той части речи, которую оно замещает; окончания числительных заимствованы у существительных и прилагательных.
Наречия, не имея собственных корней, активно образуются от других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных и др.), однако другие части речи от наречий не образуются. Наречная транспозиция носит односторонний характер. Модель этой части речи имеет следующий вид: (С—Э+) — весело, по-турецки, всмятку, издалека, долго, вниз и (Э—Э+) — по-моему, где, когда, куда, откуда.
Служебные части речи объединены общей моделью (Э+) и различаются характером элементарных значений.
Междометия не выражают понятий.
Полученная таким образом классификация выявляет 10 частей речи: категория состояния и модальные слова под нее не подпадают по той причине, что они обнаруживаются только в функционировании, в составе синтаксических единиц. Причастия и деепричастия, выделяемые некоторыми грамматистами как особые части речи, в данной классификации рассматриваются соответственно как отглагольные прилагательные и отглагольные наречия, образование которых носит регулярный характер. Примечательно, что образование отглагольных существительных типа движение так же регулярно, однако эта категория слов в русской грамматике специального названия не имеет (в латинском и др. языках это герундий).
Классификация распространяется только на словарные единицы и не затрагивает текстовых, т. е. носит чисто языковой характер. Из нее явствует, что словарные единицы (=начальные формы, леммы) образуют следующие подгруппы:
1)(С+Э+) и (С-Э+) — имена существительные, имена прилагательные и глаголы, открытые классы слов, пополняющиеся за счет других частей речи и сами способные пополнять их на словообразовательно-морфологическом уровне;
2)(Э+Э-) — местоимения и числительные, закрытые, непополняющиеся классы, но способные пополнять другие части речи;
3)(С—Э+)и (Э-Э+) — наречия,открытый класс слов, активно пополняющийся, но неспособный пополнять другие части речи;
4)(Э+) — предлоги, союзы, частицы;
Междометия.
Классификация частей речи по способу выражения общекатегориального значения позволяет отчетливо противопоставить морфологию языка морфологии речи, а собственно морфологические значения — словообразовательным и синтаксическим.
Если в качестве критерия избрать функциональный признак, то можно получить еще одну классификацию, в которой будут отражены способы выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов; она выявит частеречное варьирование слов в предложении и такие части речи, которые в традиционных грамматиках не выделяются (категорию состояния, модальные слова).
Таким образом, вопрос о системе частей речи в русском языке решается по-разному, в зависимости от критериев, положенных лингвистами в основу той или иной классификации.
Задания и контрольные вопросы
Задание 1
Законспектируйте статью Л.В.Щербы «О частях речи в русском языке» (Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974) и дополните соответствующей информацией раздел «Система частей речи в современном русском языке».
Контрольные вопросы
1. Почему, по мнению Л.В. Щербы, «самое различение «частей речи» едва ли можно считать результатом «научной» классификации слов»?
2. Что понимает Л.В. Щерба под «внешними выразителями категорий», или «формальными признаками»?
3. Чем обусловлено «существование всякой грамматической категории» и от чего зависит степень ее яркости?
4. В чем различия между категориями знаменательных и служебных слов?
5. Перечислите основные формальные признаки существительных, прилагательных и глаголов.
6. Почему, по мнению Л.В. Щербы, «целый ряд так называемых «местоимений», порядковые числительные и причастия относятся к существительным и прилагательным?
7. В чем специфика количественных слов и слов категории состояния?
8. Перечислите основные формальные признаки служебных слов (связки, предлоги, союзы, частицы), междометий.
9. Почему Л.В. Щерба выступает против всякого упрощения и схематизации учения о частях речи?
Задание 2
Прочитайте статью М.Ф.Лукина «О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в современном русском языке » (Русский язык в школе. 1992. № 1) и дополните соответствующей информацией раздел «Система частей речи в современном русском языке».
Контрольные вопросы
1.Какие типы классификаций слов по частям речи существуют в русской грамматике и в чем их суть?
2.Что представляет собой номинативно-грамматический принцип классификации слов по частям речи?
3.Какие виды языковой номинации выделяет М.Ф. Лукин и в чем заключается суть каждого вида?
4.Сколько и какие части речи выделяются в современном русском языке в соответствии с номинативно-грамматическим принципом?
Задание 3
Используя теоретический материал раздела «Система частей речи в современном русском языке», рабочие материалы вышеперечисленных статей, рекомендуемую научную литературу, подготовьте сообщение на тему: «О частях речи в русском языке».
Литература
Винокур Г.О. Форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.
Кузнецова Э.В. Части речи и лексико-грамматические группы слов // Вопросы языкознания. 1975. № 5.
Лукин М.Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в современном русском языке // Русский язык в школе. 1993. № 1.
Панов М.В. О частях речи в русском языке // Филологические науки. 1960. №4.
Суник О.П. Общая теория частей речи. М., 1966.
Супрун А.Е. Части речи в русском языке. М., 1971.
Тихонов А.Н. Части речи — лексико-грамматические разряды слов // Вопросы теории частей речи на материале языков различных типов. М., 1968.
Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 2872;