Концепции и характеристики правового государства
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века. В дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Но различные теоретические концепции, выражавшие идею, смысл и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше — в общем русле возникновения исторически прогрессивных направлений политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального) юридического мировоззрения, утверждения идей гуманизма, принципов равенства и свободы всех людей, поисков различных государственно-правовых средств, направленных против узурпации публичной политической власти.
При всей своей новизне эти идеи и концепции правового государства, разработанные прогрессивными раннебуржуазными идеологами Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правового государства оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углубившихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится властной силой (т. е. общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (т. е. соответствующей праву) государственной властью.
Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия — Фемиды — с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, олицетворяющей единение силы и права. Охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся и сегодня наиболее подходящим символом для правовой государственности) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливого государства вообще. Почтением именно к справедливому и разумному закону продиктован бессмертный афоризм Гераклита: «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».
Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан античными авторами, в их числе: Солон, Сократ, Аристотель, Платон, Полибий, Цицерон, Демокрит и др.
Концепцию правления разумных законов обосновывал Аристотель, «отец» античной политической науки. Причем он не только обосновал идею господства права и правовой законности в политической жизни, но и занимался исследованием системы, структуры и механизма государственной власти.
Так, Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется «три элемента»:
первый — законосовещательный орган о делах государства,
второй — магистратуры,
третий — судебные органы».
Государственная власть, признающая право и ограниченная им, считается справедливой государственностью. Аристотель говорил, что там, где отсутствует власть закона, нет места любой форме государственного строя.
Заметный шаг в направлении к теории правового государства был сделан в политико-правовом учении Цицерона. Во-первых, он под правом стал понимать естественное право, во-вторых, государство является правовым не в силу соблюдения им своих же законов и иных внешних обязательств, а потому, что государство по своему источнику и сути — это право, естественное право народа, и упорядоченное. В-третьих, Цицерон формулировал важный правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».
Идеи и конструкции античных классиков были в центре внимания мыслителей средневековья и Нового времени и оказали заметное влияние на становление и развитие исторически прогрессивных учений о разделении властей, конституционализме и парламентаризме. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Греций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Кант, Гегель и др.
Так, Греций считал, что цель любого государства является защита естественных прав человека, его частной собственности. Источником любой формы государства является общественный договор. Спиноза же считал, что именно демократическое государство, которое связано с законами, обеспечивает права и свободы граждан.
Особое место в разработке идей правовой государственности занимает английский философ XVII в. Д. Локк. В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий права и свободы индивида, и осуществляет разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. К Локку восходят и многие положения классической либеральной доктрины прав и свобод человека в условиях правовой государственности. Именно обоснованный Локком принцип индивидуальной свободы выражается в актуальной (особенно для современного российского общества) формуле: «разрешено все, что не запрещено законом».
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш. Л. Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти — законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. При этом подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Идея политической свободы в правовом государстве связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми.
Учения Локка и Монтескье о разделении властей и обеспечении прав и свобод граждан оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других правовых актов.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Он определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности обязывает разум. Кант представлял правовое государство как республику с разделением властей (законодательной, исполнительной, судебной), в которой действует всеобщий правовой закон. Применительно к законодателю Кант формулирует ограничительный принцип его деятельности: то, что народ не может решить относительно себя, того и законодательство не может решить относительно народа.
Если у Канта правовое государство выступает как идеально-теоретическая модель, к которой следует стремиться, то у Гегеля правовые законы и правовое государство — действительность свободы. Гегель подчиняет права индивидов и общества государству не как аппарату насилия, а как более высокому праву — всей системе права. А «система права есть царство реализованной свободы». В диалектической иерархии прав государство как наиболее конкретное право стоит на вершине правовой пирамиды, и именно с этим связано восхваление государства Гегелем. Но важно отметить, что он восхваляет и обожествляет именно правовое государство. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является «действительностью нравственной идеи». Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения.
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное — это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида. А надлежащее разделение властей в государстве является «гарантией публичной свободы».
В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и всех форм применения силы со стороны государственных властей, политических объединений и частных лиц.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева и др. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов конца XIX — начала XX вв.: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других.
Так, Шершеневич отмечает, что для формирования правового государства необходимо определить полномочия власти, чтобы не допустить произвола и нарушения основных прав человека, провозглашает идею господства права в управлении. Он выдвигает различные гарантии правового порядка против произвола государственной власти, такие как:
а) неотъемлемые права личности;
б) принцип разделения властей;
в) правовое самоограничение власти;
г) подчиненность государства стоящему над ним праву.
Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли, как государство, стоящее под правом, а не над ним или вне. Гессен отстаивает свободу законодательной деятельности в том смысле, что государство не связано обычным и законодательным правом, так как нет «вечных» обычаев и законов, т. е. законы должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.
Котляровский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Прежде всего реальность ответственности в правовом государстве обеспечивает деятельность судебной власти.
Как уже было сказано, идея правового государства имеет давнюю традицию, и сегодня правовое государство понимается как наиболее развитая, надежная и адекватная форма сочетания государственных и юридических гарантий реальности прав и свобод индивидов, организаций.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Можно выделить основные характеристики правового государства:
1. Господство (верховенство) права. Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан.
Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам, взаимоотношения с индивидами, объединениями строятся на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
2. Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенством закона.
Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества.
Важно отметить, что в то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.
Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
3. В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены, чтобы не допустить соединение властей в одном органе. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. Верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
4. Важнейшее условие функционирования правового государства — независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур. Суд выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений со стороны законодательных и исполнительных органов. В известной работе «В защиту права» Б.А. Кистяковский писал:
«Суд есть то учреждение, в котором прежде всего констатируется и устанавливается право. У всех народов раньше, чем развилось определение правовых норм путем законодательства, эти нормы отыскивались, а иногда и творились путем судебных решений. Стороны, вынося спорные вопросы на решение суда, отстаивали свои личные интересы, но каждая доказывала «свое право», ссылаясь на то, что на ее стороне объективная правовая норма. Судья в своем решении давал авторитетное определение того, в чем заключается действующая правовая норма, причем опирался на общественное правосознание. Высоко держать знамя права и вводить в жизнь новое право судья мог только тогда, когда ему помогало живое и активное правосознание народа. Впоследствии эта созидающая право деятельность суда и судьи была отчасти заслонена правотворческой законодательной деятельностью государства. Введение конституционных форм государственного устройства привело к тому, что в лице народного представительства был создан законодательный орган государства, призванный непосредственно выражать народное правосознание. Но даже законодательная деятельность народного представительства не может устранить значение суда для осуществления господства и права в государстве. В современном конституционном государстве суд есть прежде всего хранитель действующего права; он обеспечивает его устойчивость и постоянство; но затем, применяя право, он продолжает быть отчасти и созидателем нового права».
Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона. Конкретное осуществление этого принципа возлагается государством и обществом на органы суда, прокуратуры, арбитраж, налоговые службы, правозащитные организации. Для эффективности контроля необходимо создание условий для сравнения, что должно быть в соответствии с правом, законом и что есть в действительности. Это достигается с помощью осведомления граждан о применении закона в реальной действительности, о положении государственных дел. Общественное мнение играет большую роль в контроле за правомерностью действий властных структур в правовом государстве.
5. Одна из важнейших задач государственной власти в условиях правового государства — это соблюдение и охрана прав и свобод человека: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идет о юридическом равенстве (равноправии). Существует реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития (разрешено все, что не запрещено законом.).
Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.
Взаимная ответственность и доверие государства и личности. Существуют определенные нравственные отношения между государством, обществом и личностью. Государственная власть, общество, определенные граждане должны соблюдать определенные правила поведения, подчиненные понятию общественной пользы. В правовом государстве должны существовать обратная связь между властью и обществом, взаимная ответственность в своих действиях. Сила всякой верховной власти заключается в тесной связи с народом. Потеряв доверие народа, верховная власть утрачивает свою силу и легитимность.
6. Современное правовое государство — это демократическое государство, социальное, светское государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей), граждане имеют право на социальную поддержку со стороны государства, провозглашается свобода вероисповедания и совести, отделения церкви от государства. Все это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.
Правовому государству присущи и такие черты, которые вытекают из указанных принципов:
1) исключение диктатуры, от кого бы она ни исходила, защита любого человека от произвола со стороны чиновников, самого государства;
2) участие граждан в государственных делах, гарантия каждому человеку возможности для всестороннего развития;
3) независимость суда и его особая роль в решении всех спорных вопросов. Любые органы власти, каждый чиновник или гражданин признают себя подконтрольными суду;
4) добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона.
Можно дать следующее определение правового государства: «Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей».
Правовое государство выполняет определенные функции:
1) Экономическая функция сводится к определенному регулированию со стороны государства рыночных отношений, поддержке многоукладности экономики и частного предпринимательства, а также аграрного сектора экономики. Государственное регулирование производится, в основном, экономическими методами. К ним можно отнести налоговые льготы производителям, их защита от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний; предоставление необходимых кредитов и субсидий сельскому хозяйству в целях обеспечения продовольственной безопасности государства; сохранение за государством основных рычагов внешней торговли в качестве одного из основных источников пополнения бюджета страны и т. д. Государство обязано также всемерно укреплять национальную денежную систему, не допуская валютных спекуляций, финансовых пирамид и, как следствие этого, обнищания народа.
2) В правоохранительную функцию правового государства входят гарантированная охрана свободы и прав личности, поддержание общественного порядка, наблюдение за строгим соблюдением закона не только гражданами, но и властными органами. Правоохранительные структуры должны осуществлять свою деятельность в установленных законом пределах своих полномочий. Правозащитные организации должны получать от государства определенные полномочия и реально влиять на правоохранительную практику в плане исправления ее ошибок и недостатков.
3) Социальная функция правового государства заключается в обеспечении социальных потребностей граждан. Это прежде всего охрана жизни и здоровья человека. Система здравоохранения должна находиться под контролем государства и гарантировать качественную и доступную медицинскую помощь каждому человеку. Государство не должно допускать снижения жизненного уровня населения, постоянно оказывать помощь малообеспеченным, безработным, молодежи, престарелым, обеспечивая им достойное существование. Система образования должна быть доступной и всеобъемлющей. Поддержка государственного сектора образования, прежде всего материальная, должна быть приоритетной в политике правового государства. Государство должно гарантировать равноправие различных социальных слоев, классов, групп населения страны, справедливость и партнерство в отношениях между ними.
4) Политическая функция правового государства обеспечивает всем гражданам равный доступ к участию в государственных и общественных делах, гарантирует их политические права, в том числе участие в свободных, равных, справедливых выборах всех уровней власти. Государство поддерживает многопартийную политическую систему, принцип разделения властей, опирается на реальное местное самоуправление.
5) В духовной сфере государство поддерживает принцип свободного самоопределения гражданина в его мировоззрении, идейных и религиозных позициях, допускает плюрализм мнений, критическое отношение к действительности. В то же время во избежание социальных потрясений государство не должно допускать национального или расового неравенства, пропаганду и реализацию экстремистских, сепаратистских идеологий, религиозного и националистического фанатизма.
Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбе. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.
Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.
Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX века. Он писал, что социальное государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство».
Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Англии, скандинавских странах и др.) позволяет сделать некоторые выводы об условиях, необходимых для формирования социального государства.
Во-первых, социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики.
Во-вторых, необходимыми предпосылками становления социального государства в любой стране выступают правовое, преимущественно конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии в форме правового государства, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономического и другого законодательства.
В-третьих, так как сущность правового государства выражается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека, то это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства, а именно: открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.
Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.
Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
В западной политологии выделяют три основных типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Разграничение этих типов осуществляется на основе следующих индикаторов:
1. Масштабность зашиты от стихийных рыночных сил и недостаточного точного (низкого) уровня доходов населения.
2. Масштабность социальных прав и социальной поддержки наиболее уязвимых и бедных социальных групп населения.
3. Удельный вес частных (негосударственных) ассигнований (расходов), направленных на страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую страховку и иные социальные нужды населения и соотношение этой доли с официальными выплатами из бюджета.
4. Масштабы индивидуального или коллективного финансирования социальных программ и нужд, включая индивидуальные и коллективные вклады людей в социальном государстве.
5. Масштабы, в которых система социального обеспечения дифференцирована и организована по различным профессиональным группам и группам социального риска, включая социальные риски, связанные с безработицей, старостью, болезнями и др.
6. Емкость фондов перераспределения социальной политики, складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды социального страхования от предпринимателей и предприятий.
7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения.
Перечисленные индикаторы позволяют классифицировать разные типы социального государства, а также увидеть вполне осязаемые и эмпирически измеряемые отличия либерального, консервативного и социал-демократического типов социального государства друг от друга.
Становление социального государства — длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу других, помогают уже сформировавшиеся в западных государствах и вошедшие в реальную практику принципы правового государства. Именно на их основе возможна дальнейшая гуманизация государства и общества.
Важно подчеркнуть, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни формируется вся структура прав и свобод человека: снижается политическая активность, возрастает политическая апатия и неверие в государство, индивиду становятся далеко не всегда доступны юридические гарантии прав и свобод (например, право на защиту). Вот почему как бы ни сложна была роль социального государства в современном обществе, однако, без нее вообще невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав «первого поколения» — политических и гражданских. Иначе говоря, социальное государство оказывает самое непосредственное воздействие на осуществление всего единого комплекса прав и свобод человека.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 887;