II. Идеология революционного народничества.
Основные программные положения народников, в своем происхождении восходившие к теории «крестьянского социализма» А.И. Герцена сводились к следующему:
¨ ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем
¨ главной движущей силой революции должно стать крестьянство
¨ крестьянская революция не только сметет самодержавие остатки крепостничества, но и откроет путь к социализму и предотвратить утверждение капитализм в России
¨ базисом социализма станет крестьянская община
¨ организующей силой крестьянской революции станет «революционная партия»
Главными идеологами народничества стали М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.
М.А. Бакунин,представлявший анархистское, или бунтарское, течение в народничестве, являлся одним из наиболее видных теоретиков анархизма. Источником всех бед он считал государство. Любая государственная власть, даже самая демократическая, является источником деспотизма. Он был против завоевания политических свобод, считая их буржуазными и выгодными одной только буржуазии. По его мнению, необходимо вести борьбу не за политические, а за социальные свободы. Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединятся в более крупные федеративные единицы. Бакунин доказывал, что русский крестьянин — «социалист по инстинкту». Его не надо агитировать за социализм, надо прямо призывать к бунту. Революционеры должны сыграть роль искры, которая сможет разжечь восстание, объединит разрозненные крестьянские бунты во всеобщий бунт.
П.Л. Лавров, идеолог пропагандистского направления, разделяя утверждение Бакунина о том, что социальная революция начнется в деревне, рассматривал также крестьянскую общину как ячейку социализма, но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Интеллигенция, по мнению Лаврова должна долго вести необходимую пропагандистскую работу среди крестьянства, прежде чем вспыхнет восстание. Отсюда различие между бунтарской и пропагандистской тактикой Бакунина и Лаврова.
П.Н. Ткачев был идеологом заговорщического направления в народничестве. Он полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не путем крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при невежестве крестьян пропаганда не может вызвать народного восстания, а власти могут легко переловить пропагандистов. Придя к власти, революционеры произведут необходимые социальные, экономические и политические преобразования.
III. «Хождение в народ».
Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874г. Это было стихийное движение, в котором приняли участие тысячи пропагандистов. Больше всего пропагандистов было в Среднем Поволжье, а всего движением было охвачено 37 губерний. Но полиция легко стала вылавливать пропагандистов, очень часто с помощью крестьянства.
Движение потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические антицаристские взгляды. Свое поражение народники объясняли абстрактностью агитации, действиями властей, кратковременностью пребывания в деревне. В итоге они пришли к выводу, что нужно поселиться в деревне с целью долгого и постоянного внушения крестьянам своих взглядов. Тысячи народников работали врачами, учителями, организовали различные артели в деревне. Это было «второе хождение в народ» (1875г.), теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Его успех также был невелик.
Попытки создания всероссийской организации были предприняты осенью 1874г., когда уцелевшие от арестов революционеры объединились в так называемый кружок «москвичей». Свою задачу они видели в продолжение пропаганды среди народа, с тем, чтобы подготовить его к всероссийскому бунту. Не отказываясь в принципе от работы в деревне, «москвичи» сосредоточили свои силы на пропаганде среди фабричных рабочих Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска. В апреле 1875г. организация была разгромлена полицией.
IV. Деятельность «Земли и воли».
Эти неудачи выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации, с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана в 1876г. и получила название «Земля и воля» — в честь «Земли и воли» 60-х годов. В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе с филиалами она насчитывала до 200 человек. Она разделялась на группы по характеру своей деятельности. Группа «деревенщиков» вела пропаганду среди крестьян, «рабочая группа» — среди рабочих, «интеллигентская группа» — среди студентов. Также существовала «дезорганизаторская» группа, которая занималась сбором информации, а впоследствии — террором.
Программа «Земли и воли» заключалась в следующем: передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования, свободы слова, собраний, печати, совести, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главным методом борьбы авторы программы избрали пропаганду. В программе «Земли и воли» нашла отражение бакунинская идея отказа от захвата политической власти. Проблема террора как средства революционной борьбы не ставилась. Совершавшиеся теракты (покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова) рассматривались как действия мести или самозащиты.
Новая революционная организация заявила о себе политической демонстрацией 6 декабря 1876г. на площади у Казанского собора. «Земля и воля» также издавала газеты ««Земля и воля» и «Листок Земли и воли». Также в 1877г. члены организации предприняли попытку поднять крестьянское восстание на Украине, однако эти планам помешала полиция.
В 1879г. в организации выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. В апреле того же года А.К. Соловьев совершил неудачное покушение на императора. Соловьев был казнен, по стране прокатились аресты народников.
В «Земле и воле» возникли острые разногласия о приемлемости террора. Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд состоялся в июне 1879г. в Воронеже. На съезде развернулась острая борьба между Андреем Желябовым, сторонником террора, и Георгием Плехановым, который настаивал на продолжении прежней пропагандистской работы в деревне. На петербургском съезде 1879г. общества спорящие стороны приняли решение разделить «Землю и волю» на две организации — «Народную волю» и «Черный передел».
V. «Народная воля».
Основателями и руководителями «Народной воли» стали А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер. Это была строго централизованная организация, деятельность которой направлял Исполнительный комитет. Она насчитывала около 2 тысяч человек, издавала несколько газет, различные брошюры. Своей целью народовольцы ставили захват власти. Видя в самодержавии самостоятельную политическую силу, они полагали, что достаточно свергнуть его, и социальный переворот будет обеспечен. Более того, остановится развитие «насаждаемого» самодержавием капитализма. «Народная воля» не отказывалась от надежд на народную революцию, но полагала, что сначала необходимо захватить власть путем заговора меньшинства, а затем его поддержит народное восстание. На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, «дезорганизует» правительство и послужит сигналом к народному восстанию.
Основными программными требованиями «Народной воли» были созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и народного представительства, свободы слова, печати, собраний, совести, переход земли, фабрик, заводов в собственность народа — с передачей их в пользование крестьянских и рабочих общин.
С конца 1879г. народовольцы начали охоту на царя. В ноябре 1879г. они взорвали царский поезд, но царя в нем не оказалось. Народоволец Степан Халтурин, нанявшись столяром в Зимний дворец, 5 февраля 1880г. устроил взрыв в царской столовой, но царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Власти приняли энергичные меры к поиску террористов и к февралю 1881г. арестовала ряд видных руководителей «Народной воли». Подготовку покушения на царя взяла на себя Софья Перовская. 1 марта 1881г. руководимая ею группа террористов смертельно ранила царя, когда он проезжал по Екатерининскому каналу.
VI. «Черный передел».
Народническая организация «Черный передел», возглавляемая Г.В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью «пропаганду в народе» для подготовки социальной революции. Программа «Черного передела» во многом повторяла программные положения «Земли и воли». На рубеже 1880/1881гг. организация подверглась преследованиям. Руководство эмигрировало, а сама организация распалась на ряд мелких кружков.
55. Политика контр-реформ Александра III (1880-е – 90-е)
Вошёл в историю как царь-миротворец, всегда старался избегать военного разрешения конфликтов. Глубоко консервативен: неограниченное самодержавие, религиозность кондовая и русофильство дикое. Активно пытался навязать окраинам России русификацию, окружали его тоже самые жуткие консерваторы (Катков, Победоносцев), выпустил манифест «О незыблемости самодержавия», отверг менее реакционные предложения Лорис-Меликова, потому что был потрясён убийством своего отца и тоже боялся покушений. Контрреформы направлены на усиление самодержавия:
- реф. местного самоуправления 1889: усилены позиции дворян, жизнь русской деревни полностью контролировали земские начальники-дворяне.
- средняя школа полностью подчинена государству и церкви, циркуляр «о кухаркиных детях» (простых детей лакеев и т.п. запрещалось брать в школу)
- ликвидирована автономия вузов, усилен полицейский надзор за студентами, прогрессивные профессора уволены
- «Временные правила о печати» 1882: Синод (церковный орган) и МВД могут закрыть любое издание, поддержка правых реакционных изданий (типа «Московских ведомостей» Каткова): положение печати ещё хуже, чем при Николае I.
- во всех сферах усиление позиций дворян – это для страны регресс
Как следствие, растут в народе антиконсервативные тенденции. Правил до 1894 года, затем Николай II.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1666;