Перераспределительные процессы в экономике. Издержки перераспределения и принцип компенсации.
Конечное распределение доходов, как правило, существенно отличается от первичного. Это связано с перераспределительной деятельностью государства. Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.
Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертный платеж (трансферт) представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида либо организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.
Трансферты могут осуществляться добровольно, приобретая характер пожертвований. Но на практике преобладающая часть трансфертов связана с деятельностью государства.
Трансферт не обязательно приобретает денежную форму, хотя эта форма доминирует. Те, в чью пользу перераспределяются средства, могут получать не денежные суммы, а профинансированные за счет трансферта бесплатные услуги, продовольственные талоны и т.п.
Таким образом, перераспределение, проводимое государством, бывает как целенаправленным, так и ненамеренным. Если одни и те же действия ведут к позитивным изменениям значении функций полезности для одних индивидов и отрицательным изменениям для других, налицо перераспределение, даже если оно целенаправленно не планировалось. По существу, едва ли не любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение, намеренное либо ненамеренное. В самом деле, эти действия чаще всего относятся либо к разряду целенаправленных мер социальной политики, стержнем которой на практике является разнообразная помощь нуждающимся, либо к области производства общественных благ при отсутствии равновесия Линдаля.
В роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать:
ü доходы,
ü физический и денежный капитал как фактор производства
ü экономические возможности.
Перераспределение экономических возможностей имеет место, когда государство изменяем «правила игры» в экономике. Например, вводятся высокие пошлины на импорт продовольствия. Такого рода мера выгодна отечественным производителям продовольствия, поскольку их конкурентные позиции сразу же улучшаются. Вместе с тем, это мера невыгодна потребителям продовольствия, так как речь фактически об ограничении предложения, что, при прочих равных условиях, приводит к повышению цен. В результате благосостояние производителей продовольствия повышается, а уровень благосостояния его потребителей падает. Имеет место перераспределение, хотя никакие денежные суммы или реальные объекты непосредственно не изымаются у потребителей в пользу производителей. Меняется не распределение ранее сформированных доходов и капиталов, а спектр регулируемых государством возможностей получать доход и образовывать капитал в будущем Для одной группы лиц эти возможности расширяются, для другой — сужаются.
Распределению доходов в рыночной экономике обычно свойственна значительная степень неравенства. Она определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, факторами, которые были унаследованы индивидом, ним относятся не только, например, полученные в наследство акции, денежные депозиты и т.п., но и природная одаренность, способности к тем или иным занятиям. Во-вторых, накопленным в течение жизни человеческим капиталом в результате полученного образования. В-третьих, непредвиденными обстоятельствами, связанные с удачей или неудачей, человек может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.
Перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов, ведет к экономическим потерям. Потери возникают в результате того, что принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения). Необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на получения пособий. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств. Все это предполагает затраты, из которых и складываются административные издержки.
В этих условиях важное значение имеет дестимулирующий эффект перераспределения. С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности (значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся). С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске достаточно оплачиваемой работы и в интенсивности трудовых усилий.
В данных условиях могут создаваться ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.
Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу. Следует учитывать, что чистый денежный доход работающего меньше, чем его заработная плата, т.к нее следует вычесть налоги (безработные часто освобождаются от налогов), а также расходы, связанные с работой, например, стоимость проезда до предприятия. Данный тип ловушки встречается сравнительно редко.
Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы. Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает. Разумеется, в этом случае предполагается, что работа, которую мог бы найти данный индивид, сама по себе непривлекательна и заниматься ею можно только, если заработок перекрывает тягость труда.
Сильная ловушка бедности имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение.
Эксплицитное налогообложение — это собственно налоги, собираемые государством, в том числе с целью перераспределения.
Имплицитное налогообложение — это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия, предназначенные для помощи малоимущим. Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем, чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.
Слабая ловушка бедности отличается от сильной лишь тем, что при наличии первой прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен росту заработной платы, так что с точки зрения чистого денежного дохода активизация трудовых усилий не ведет ни к очевидным потерям, ни к существенным приобретениям. В этом случае, как и при слабой ловушке безработицы, решающее значение приобретает тягость труда как такового.
Итак, мы убедились, что принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства ослабляет трудовую и предпринимательскую активность.
Для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью. Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности приходится жертвовать равенством доходов.
Осмысление конфликта между равенством и эффективностью побуждает уточнить смысл последней. Базовым критерием эффективности для рыночной экономики является критерий по Парето, согласно которому улучшение (повышение эффективности) имеет место в тех и только тех случаях, когда переход от одной аллокации к другой, первое, влечет за собой позитивное изменение значения функции полезности хотя бы одного индивида и, второе, не вызывает негативных изменений значений функций полезности ни одного из других индивидов. Ухудшение же (снижение эффективности) происходит, когда значения функций полезности одного или нескольких индивидов понижаются, а для остальных индивидов эти значения остаются неизменными.
Однако на практике принудительное перераспределение, как правило, не бывает чистым. Оно сопряжено с потерями. Какие-то блага (ресурсы) в процессе перераспределения утрачиваются или остаются непроизведенными. Поэтому одного критерия критерии по Парето оказывается недостаточно.
Повышение экономической эффективности имеет место в тех и только тех случаях, когда в новой ситуации индивиды, которые получили дополнительные выгоды, способны компенсировать проигравшим их потери и при этом остаться в выигрыше по сравнению с первоначальной ситуацией. Данное определяется как критерий компенсации, называемый критерием Калдора-Хикса в честь предложивший его британских экономистов Н. Калдора и Дж. Хикса.
Если кривые потребительских возможностей пересекаются, то критерий Калдора-Хикса даст неопределенные результаты. Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, надо убедиться, что движение из первой точки во вторую улучшает положение, согласно критерию Калдора-Хикса и, во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положение согласно критерию Калдора - Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 4058;