Классическая Греция
1. Расцвет культуры.
Классической Грецией обычно называют период расцвета греческого общества, начавшийся в V в. до н.э. и закончившийся в Ш в. завоеванием Греции Александром Македонским, а потом и римскими легионами. Именно в это время древние эллины создали величайшую культуру древнего мира, плодами которой европейцы не переставали удивляться в течение всех последующих веков. Это был период невиданного взлета философии и истории, географии и медицины, науки и техники, литературы и поэзии, драматургии и театрального искусства, скульптуры и живописи. Многие достижения греческой мысли того времени даже сейчас кажутся нам невероятными и недостижимыми.
Ученые всего мира до сих пор спорят о причинах и предпосылках невиданного подъема греческого общества. Разумеется, многие из них указывают на высочайшие достижения минойской и микенской цивилизаций, без которых бурное развитие Эллады в классический период было бы маловероятным, однако не стоит забывать и те важные перемены, которые произошли в Элладе за этот короткий период времени.
Прежде всего, следует отметить, что именно в этот период времени греки начинают переходить к классическому рабству, то есть такому способу производства, при котором основной производительной силой общества становятся рабы. Они работают в земледелии, в домашнем скотоводстве, занимаются ремесленным производством, составляют домашнюю прислугу зажиточных эллинов и т.д. Их присутствие заметно даже в таких важных сферах общественной жизни, как педагогика, школьное образование, искусство и торговля.
После реформ Солона многие эллины получили личную свободу, а строгие запреты не позволяли превращать их в рабов. Рабами становились преимущественно люди негреческого происхождения, захваченные в ходе многочисленных войн или военных набегов на соседние варварские народы. Кроме того, важным источником рабства в это время стало так называемое «самовоспроизводство». Правда, рабы не имели права иметь семью, но рабовладельцы всячески поощряли их сожительство, поскольку рожденные в неволе дети становились более покорными и послушными рабами, чем их чужестранные родители, никогда не оставлявшие надежды на возвращение в родные края. Кроме того, рожденные в рабстве дети фактически сами становились эллинами, так как хорошо знали язык страны и ее культурные традиции и обычаи. В этот же период начинается массовый завоз рабов, купленных в многочисленных греческих колониях на побережье Черного и Эгейского морей.
Без преувеличения можно сказать, что классическое рабство в Элладе стало важной социально- экономической основой процветания науки искусства. Многие свободные греки стали уделять больше внимания художественному творчеству, поскольку всю необходимую тяжелую работу на полях и в мастерских выполняли рабы. Даже сама демократия в Элладе могла зародиться и достичь невиданных успехов благодаря неустанному труду рабов. Таким образом, массовая эксплуатация рабского труда неизбежно приводила к появлению главных условий для быстрого развития науки и культуры: свободного времени и значительного количества прибавочного продукта, позволявшего свободным эллинам посвящать это время развитию культуры.
Важные перемены в этот период происходят в религиозной жизни эллинов. Окончательно формируется общегреческий пантеон богов, отражающий насущные потребности единения всех греков и их общую культуру. Жители греческих полисов поклоняются богу-громовержцу Зевсу, богу моря Посейдону, богине мудрости Афине, богу виноделия и виноградарства Дионису, покровительнице брака Гере, богу войны Аресу, богине любви и плодородия Афродите, богу умирающей и воскресающей природы Адонису, богу Солнца Гелиосу, богу света и покровителю искусств Аполлону и многим другим.
Кроме того, широкое распространение получил в Элладе культ мифических героев, включая Геракла, Прометея, Дедала, Икара и др. Однако к концу V в. до н. э. языческий пантеон и традиционные верования эллинов вступают в полосу кризиса. Тяжелейшие бедствия и кровопролитные войны посеяли сомнения в благостность их богов и сломили присущий им ранее дух оптимизма, который получил название «агонального» (от слова «агон» - состязание певцов и поэтов во время музыкальных поединков). Если раньше агональный дух греков означал состязательность, в результате которой каждый свободный человек мог добиться успеха в жизни собственным трудом, а культ здорового тела и спортивные достижения были для греков второй религией, о чем свидетельствует общегреческая популярность Олимпийских игр, то к концу этого периода стали преобладать настроения пессимизма и неверия в свои силы. Действительность начинала восприниматься греками как несправедливая и слишком жестокая.
Вместе с кризисом полисной системы стала падать популярность самой политики, под которой тогда понимали публичное обсуждение общественных проблем в условиях демократии и равенства свободных граждан. Если раньше все наиболее важные посты занимались по жребию и исполнялись из чувства долга, то в последний период широкое распространение получили взятки, покупка должностей и подкуп избирателей. Таким образом, некогда священные гражданские права и обязанности стали превращаться в пустой звук, а вместо гражданского долга все чаще демонстрировались меркантильные интересы отдельных кругов. Заметно изменилось отношение греков к самим себе. Если раньше они воспринимали человека в качестве высшей государственной ценности, а знаменитый мудрец Протагор кратко выразил это отношение в виде легендарной формулы: «Человек – мера всех вещей», то к концу V в. до н.э. человек превратился в средство достижения других целей.
Свидетельством острого духовного кризиса в греческом обществе стало появление софистов, разрушавших своими хитроумными рассуждениями веру греков в справедливость окружающего их мира и врожденные пороки традиционных языческих культов. Софисты первыми подвергли острой критике традиционные верования греков и поставили вопрос о критерии истины, без которой любое знание не может считаться достаточно достоверным и убедительным. Используя логические парадоксы и казусы, софисты подрывали веру в авторитет научного знания, сеяли семена раздоров и внушали согражданам сомнения в справедливости жизненного устройства.
Вместе с тем софисты способствовали распространению грамотности и учености, а софистический скептицизм положил начало рациональной идее и положительным (позитивным) знаниям, на чем значительно позже основывалась вся европейская наука. Именно софист Критий произнес знаменитые слова о том, что религию выдумали хитрые политики-тираны для обуздания простого народа. Главным противником софистов выступил Сократ, хотя и сам часто пользовался их методом, обогатив его собственными открытиями. Он так умел вести дискуссию, что его оппонент сам приходил к признанию своей ошибки. Этот метод получил название диалектики, то есть беседы двух оппонентов, в результате которой один из них признавал правоту другого.
К числу величайших достижений классической Греции следует также отнести знаменитую натурфилософию, математику, геометрию, астрономию, медицинские открытия Гиппократа, исторические произведения «отца истории» Геродота, труды Фукидида, хоровую лирику Пиндара, театральные пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и многих других. Театр в Древней Греции стал подлинным воспитателем эллинов, а театральные постановки превратились в некое подобие религиозной литургии. При этом бедные граждане получали от государства специальные субсидии для посещения театральных действий, так как только там могли воспитываться у простых греков гражданские чувства.
Решению этой важной задачи во многом способствовали достижения греков в области архитектуры и зодчества и скульптуры. Достаточно вспомнить величественный храм Парфенон на афинском Акрополе, который до сих пор считается непревзойденным образцом античного совершенства, а также бессмертные творения Фидия, Мирона и Поликлета, навеки прославившие античную Грецию.
2. Кризис эллинского общества.
Несмотря на все выдающиеся достижения науки и культуры, классический период в истории Эллады имел и свои негативные последствия. Самое главное из них заключалось в быстром нарастании социального паразитизма, накопления огромных богатств представителями родовитой аристократии, которая быстро превратилась в рабовладельцев, а также связанное с этими процессами моральное разложение общества и забвение патриархальных обычаев предков. Как и все другие народы мира, греки не извлекли надлежащих уроков из прошлого и оказались жертвой неумолимых исторических законов.
Быстрое экономическое развитие Эллады не могло не привлечь к себе внимания алчных соседей. В V в. до н.э. Эллада становится объектом нападения со стороны могущественной Ахеменидской (Персидской) державы, захватившей многие греческие колонии на территории Малой Азии, а во времена правления Дария I посягнувшей и на материковую Грецию. Так началась длительная эпоха греко-персидских войн, которые продолжались несколько десятилетий и закончились полной победой греков как на суше, так и на море, прославив их на долгие века. Достаточно вспомнить знаменитое Марафонское сражение 490 г. до н.э., когда объединенные силы греков наголову разбили превосходящие силы противника и заставили его покинуть материковую Грецию. По условиям мирного договора от 449 г. до н.э. персы лишились всех своих владений в Эгейском море, а греческие города в Малой Азии вновь обретали независимость.
Одно из важнейших последствий греко-персидских войн заключалось в том, что Афины стали военно-политическим центром Эллады и фактически превратились в крупнейшую морскую державу. Это было время расцвета полисной демократии, когда многие идеи народного самоуправления (демократии) получили широкое распространение и стали образцом для других греческих полисов. Афинская морская держава стала центром притяжения для других греческих городов-государств и надолго обеспечила преимущество афинской демократии над другими формами правления. Однако быстрый рост афинской демократии и крупные экономические успехи привели к обострению противоречий между отдельными государствами Эллады и открытому их соперничеству. Главным противником Афин выступила олигархическая Спарта. В тяжелые годы Греко-персидских войн Афины и Спарта тесно сотрудничали, отражая натиск захватчиков, однако после окончания этой войны их союз был разрушен, и вскоре вспыхнула Пелопоннесская война между бывшими союзниками, в которую были так или иначе втянуты почти все греческие полисы.
Кровопролитная братоубийственная война продолжалась почти 30 лет (431-404 гг. до н.э.) и до основания разрушила экономическое могущество не только Афин, но и многих других греческих полисов. В результате войны Афины потерпели поражение, а Спарта заняла господствующее положение, навязав свои олигархические порядки другим греческим государствам. Именно с этого момента в Греции начинается затяжной социально-экономические и политический кризис, завершившийся захватом всей страны войсками Александра Великого и фактической утратой независимости.
Следует иметь в виду, что упадок Эллады начался с кризиса полисного строя. Некогда сплоченные языковой и этнической принадлежностью жители греческих полисов вдруг стали ощущать себя чужими в собственных государствах. Нарушилась давняя традиционная связь между простыми, но свободными гражданами и привилегированной прослойкой крупных рабовладельцев, которые уже не боролись за власть, а просто-напросто покупали ее, используя накопленное рабским трудом богатство. Если раньше греки честно выполняли свой общественный и гражданский долг, становились воинами, и усердно работали на благо отечества, то теперь никто не хотел поступать на воинскую службу, благо отечества стало пустым звуком, а гражданские обязанности превратились в обузу. Если в архаический период каждый свободный грек был владельцем хоть и небольшого, но своего участка земли, что делало его полноправным гражданином общества со всеми вытекающими из этого статуса гражданскими и политическими последствиями, то теперь основная масса греков оказалась без земли, без собственности и без соответствующего им чувства гражданской ответственности. Многие греки перестали служить в армии, откупаясь от нее определенной платой, а в армию стали набирать варваров из числа покоренных народов. Доход от финансовых махинаций и ростовщичества стал намного превышать доход от производительной деятельности в области ремесленного производства или земледелия. В конечном итоге служение обществу стало уступать место служению собственным корыстным интересам, что неизбежно вело к экономической деградации общества и его моральному разложению. Социальный паразитизм стал разрушать Элладу как раковая опухоль, метастазы которой захватили даже самые отдаленные уголки страны.
Разумеется, это вовсе не означает, что жизнь греков стала хуже. Напротив, она с каждым годом становилась все богаче и комфортнее, однако улучшение жизни и непосредственно связанный с ним бурный расцвет науки и культуры был вызван нещадной эксплуатацией рабов, а не усилиями свободных граждан. Достаточно сказать, что занятие земледелием, которое в архаический период считалось самым почетным и уважаемым видом деятельности, в классический период превратилось в презренное занятие, достойное лишь бесправных рабов или неполноценных жителей. Иначе говоря, греки стали продавать свои земли или сдавать их в аренду, а арендаторы-чужеземцы или вольноотпущенники богатели на этой земле и вскоре превратились в весьма состоятельных граждан, хотя и лишенных формальных политических прав. Наемники стали главной политической силой не только в армии, но и в обычной жизни.
Все это приводило к тому, что некогда славный греческий плис стал незаметно превращаться в формальную организацию, а власть в полисе стала предметом торговли, что породило невиданную и неслыханную для прежних времен коррупцию. Окрепшая частная собственность, ставшая в свое время надежной опорой афинской демократии, стала превращаться в его главного разрушителя. Она перерастала границы отдельного полиса и требовала безграничного расширения, что было практически невозможно в рамках полисной системы. Состоятельные греки требовали расширения своего могущества, выступали с предложением военного похода на Восток с целью завоевания обширных территорий ослабленной, но все еще могущественной Персидской державы. Однако для этого требовалось объединение всей Греции в единое государство с мощной военно-политической системой, а полисная организация общества препятствовала решению этой исторической задачи.
Поскольку эта задача была проставлена самим ходом исторического развития, а греки так и не смогли решить ее надлежащим образом, нашлась сила, которая взяла на себя исполнение этой сложной исторической миссии. Северные варвары Македонии, которых греки раньше просто не замечали, вдруг создали единое мощное государство и в течение короткого времени не только захватили всю Элладу, но и объединили ее в порыве захватнических войн на Востоке.
3. Эллинистический мир.
Во времена классической Греции располагавшаяся на севере Македония была отсталой окраиной греческого мира, однако после успешных греко-персидских войн эта область освободилась от персидского владычества и со временем захватила почти все северное побережье Эгейского моря. Окончательное формирование македонской державы завершилось в годы правления Филиппа II (359-336 гг. до н.э.), который провел эффективные социально-экономические реформы, реорганизовал армию, создав знаменитую македонскую фалангу, захватил соседнюю Фракию с ее богатейшими месторождениями золота и серебра, установил жесткую финансовую систему и приступил к захвату соседних территорий.
К концу своего правления Филипп покорил всю территорию Северной и Центральной Греции и, заручившись поддержкой значительной части эллинской аристократии, продолжил наступление на еще свободные греческие полисы. Греческое общество разделилось на два лагеря. Первый из них возглавил известный греческий ритор и политический деятель Исократ, призвавший соплеменников к подчинению македонцам с целью организации похода на Восток, а другой лагерь во главе с не менее известным публицистом Демосфеном выступил против македонской оккупации, не без основания считая ее душителем свободы и демократических устоев. Именно он пытался объединить греков под руководством Афин, однако так и не смог этого сделать. Греки были настолько разобщены социальным неравенством, что об объединении уже не могло быть и речи. При этом многие жители Греции противились вторжению Македонии, но уже не имели достаточно сил противостоять ему. Демосфен с большим трудом организовал антимакедонскую коалицию, но в 338 г. до н.э. она потерпела сокрушительное поражение от македонцев и фактически прекратила сопротивление.
В результате сложных политических интриг Филипп был убит заговорщиками, а царем Македонии стал его 20-летний сын Александр. Смена власти в Македонии совпала с новым посягательством Персидской державы на греческие колонии в малой Азии. Греки тоже решили воспользоваться этой ситуацией и подняли восстание против македонской оккупации, однако молодой царь решительно пресек эти попытки, жесточайшим образом подавил восстание, а всех своих противников продал в рабство. Никогда еще свободолюбивые греки не знали такого позора. Они сами стали рабами наравне с другими покоренными народами.
Александр с детства считал себя сверхчеловеком и был убежден, что по отцовской линии происходит от легендарного героя Геракла, а по материнской – от не менее легендарного Ахилла. Еще в молодые годы он посетил знаменитого египетского оракула Амона, и тот предрек ему мировое господство, а заодно объявил его своим сыном. Именно поэтому во всех своих начинаниях Александр видел божественную волю, а себя – вершителем судеб человеческих.
Было еще одно обстоятельство, предопределившее дальнейшую судьбу Александра Великого. Ему не давала покоя мысль о единой коалиции Европы против Азии, навеянная еще «Илиадой» Гомера. В течение нескольких столетий могущественная Персидская империя представляла собой постоянную угрозу не только для Эллады, но и для многих других народов Европы. Достаточно вспомнить знаменитый поход персов на Скифию. Ощущая свое божественное предназначение, Александр решил раз и навсегда покончить с персидской угрозой, а заодно установить свое господство во всей необъятной и сказочно богатой Азии.
В 334 г. до н.э. хорошо вооруженное греко-македонское войско Александра высадилось на территории Персии и нанесло ряд поражений многонациональной армии Дария Ш. Завершив завоевание Малой Азии, Александр разгромил огромную армию самого Дария Ш и захватил все государства восточного побережья Средиземного моря. Покорив жителей Газы, он двинулся дальше и занял подконтрольную персам территорию Египта, где в 331 г. до н.э. основал в дельте Нила город Александрию.
В конце того же года при Гавгамелах состоялось решающее сражение с персами, во время которого Александр окончательно разгромил войска Дария Ш и захватил огромную территорию Ахеменидской державы, включая ее столицу Персеполь. Правда, самому Дарию удалось бежать, но вскоре он был убит заговорщиками. С господством персов было покончено, но это лишь раззадорило божественного Александра. В течение короткого времени он захватывает всю Месопотамию, горную Мидию, Бактрию, Согдиану, значительную часть обширной долины Инда, а потом неожиданно возвращается в Вавилон, ставший столицей его огромной империи. Еще более неожиданной стала его смерть в 323 г. до н.э., прервавшая дальнейшие планы покорения Аравии и Северной Африки.
После смерти Александра его огромная империя распалась на ряд государств, объединенных общим понятием эллинизма. Это был своеобразный синтез греческой культуры и множества культур покоренных греками народов, осуществлявшийся усилиями диадохов - ближайших соратников Александра и исполнителей его воли. В огромный эллинистический мир вошли Македонское царство, эллинские полисы, держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Пергамское царство, Греко-Бактрийское царство, Парфянское царство и многие другие. Все эти государства просуществовали до начала римской экспансии в I в. до н.э., однако успели оставить довольно глубокий след в истории Востока. Главным последствием греческой экспансии стала распространение греческого языка в качестве важнейшего средства общения множества покоренных греками народов. Правда, это был не классический язык греков, а койнэ – общегреческое простонародное наречие, быстро вытеснившее местные диалекты. Процесс эллинизации захватил все сферы жизни и прежде всего такие явления культуры, как наука, искусство, образование, управление. Эллинистические правители стремились во что бы то ни стало распространить греческую культуру на покоренные народы, справедливо полагая, что только она может хоть на какое-то время сплотить наспех созданный ими эллинистический мир.
Культура эллинизма поражает своим величием и вместе с тем характеризуется вполне естественной для такой империи хаотичностью и непоследовательностью. С одной стороны, в эллинистических государствах возникают музеи, библиотеки, широкое распространение получает образованность и грамотность населения, создаются великие произведения литературы и поэзии, появляются новые философские учения, свершаются не менее великие научные открытия в области математики, геометрии, астрономии, медицины и других наук. Повсеместно распространяются идеи демократического устройства общества на основе опыта греческих городов-государств. А с другой, - начинает быстро развиваться индивидуалистическая философия, материалистический образ жизни, меркантилизм, культ торгашества и материального благополучия. Это причудливое сочетание материального и духовного неизбежно приводило к созданию совершенно особой мистики, конечной целью которой являлась идея «спасения души» в результате наступления «конца света». Именно эти настроения и подготовили почву для зарождения и быстрого развития христианства уже в римский период.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключались социально-экономические и политические реформы Солона?
2. Что такое «афинская демократия»?
3. Чем классическое рабство отличалось от патриархального?
4. По какому пути пошло развитие Спарты?
5. В чем заключалось преимущество принятой греками финикийской письменности?
6. Какую роль в становлении греческой культуры сыграл «агональный дух» греков?
7. Перечислите основные достижения греческой культуры.
8.Когда и почему начался кризис греческих полисов?
9. Почему Греция не смогла противостоять военной мощи Александра Македонского?
10. В чем заключалась сущность эллинистического периода в развитии Греции?
“Проверь себя”:
Вспомните и объясните, что означают следующие слова:
Республика, рецензия, рецепт, ритм, риторика, Рубикон, саркофаг. Сатир, сатрап, секта, сениоры, сибарит, Сизиф, синод, синоптики, сирены, скепсис, скипетр, софисты, стела, стиль, стратегия, сфинкс, Сцилла и Харибда
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Контактная прочность зубьев зависит от материала колес и габаритных размеров передачи и не зависит от модуля или числа зубьев в отдельности!!!! | | | О деформациях в грунте |
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 699;