Сжатие видеоизображений
Запись последовательности кадров предъявляет высокие требования к вычислительной системе, такие как:
1. Большой объем внешней памяти (для запоминания одной секунды полноцветного полноэкранного видео требуется 20–30 Мбайт, а оптический диск емкостью 600 Мбайт вместит менее полминуты изображения).
2. Высокая пропускная способность внешних запоминающих устройств (от 30 МБайт/с).
Эти требования реализуются с помощью методов (алгоритмов) сжатия / развертки данных, которые позволяют сжимать информацию перед записью на внешнее устройство, а затем считывать и разворачивать в реальном режиме времени при выводе на экран. Для движущихся видеоизображений существующие адаптивные разностные алгоритмы могут сжимать данные с коэффициентом порядка 100:1 - 160:1, что позволяет разместить на CD-ROM около часа полноценного озвученного видео. Работа этих алгоритмов основана на том, что обычно последующий кадр отличается от предыдущего лишь некоторыми деталями, поэтому, взяв какой–то кадр за базовый, для следующих можно хранить только относительные изменения. При значительных изменениях кадра автоматически выбирается новый базовый кадр.
Алгоритмы реализуются аппаратно: в виде специальных микросхем, или в виде записанной в ПЗУ программы; либо только программно.
B настоящее время разработаны специальные алгоритмы автоматического сжатия, такие как JPEG, MPEG, P*64, DVI/lndeo. Коэффициенты сжатия находятся в диапазоне от 50:1 до 200:1. Следует различать процессы съемки и воспроизведения, поскольку требования сжатия данных для этих процедур различны. Цель сжатия данных при съемке - это сокращение получаемого от видео-АЦП цифрового потока, чтобы его можно было записать на жесткий диск в реальном времени. При этом требуемая степень сжатия зависит от оснащения компьютерной системы. После переноса на жесткий диск данные можно обрабатывать без временных ограничений. Конечной целью должно быть такое сокращение объема данных, которое не вызывает задержек при воспроизведении на стандартном компьютере.
Самым большим недостатком программных видеосистем является зависимость качества изображения от производительности компьютера. Это порождает трудности, особенно при создании мультимедиа-приложений. Как правило, разработчик мультимедиа-приложения имеет в своем распоряжении высокопроизводительную вычислительную систему. Из-за этого иногда возникают трудности воспроизведения на массовых персональных компьютерах.
Метод сжатия MPEG был разработан группой Moving Picture Experts Group, рабочей группы под руководством международной организации по стандартизации (International Standards Organization, ISO) и международной электротехнической комиссии (International Electro-technical Commission, IEC) для создания стандартов для цифрового представления видеофильмов и соответствующей звуковой информации и других данных, В настоящее время применяются три спецификации - MPEG-1, MPEG-2 и MPEG-4.
В стандарте MPEG1 обеспечивается скорость передачи видеоданных 1,2 Мбит в секунду; для двух каналов стереозвука - скорость 250 Кбит в секунду при работе с дисками CD-ROM. Стандарт MPEG2 полностью отличается от MPEG1 и определяет скорость обмена данных от 3 до 15 Мбит в секунду, более высокое разрешение и качество изображения, форматы чересстрочного видео, масштабирование с разными значениями разрешения и многоканальное звуковое сопровождение.
Метод сжатия MPEG вполне пригоден для кодирования подвижных изображений, поскольку он широко применяется в сети Internet и в области DVD-видео. Разработан аппаратный метод MPEG-сжатия, и специальные схемы встраиваются на системной плате компьютера и видеоплатах; программная реализация распаковки для MPEG имеет более низкое быстродействие, чем аппаратные методы, и имеется в программе QuickTime.
MPEG принципиально не отличается от других методов сжатия и декодирования видеоданных. По существу метод основан на алгоритмах JPEG и Cinepak.
Стандарт MPEG-1 был специально разработан для съемки и воспроизведения цифровых видеопоследовательностей с помощью персональных компьютеров. Он устанавливает разрешение 352 х 240 элементов изображения при 30 кадрах в секунду и, соответственно, 352 х 288 элементов изображения при 25 кадрах в секунду - в зависимости от видеостандарта NTSC или PAL. При этом цифровой поток не должен превышать 0,15 мегабайта в секунду. Получаемое качество изображения довольно точно соответствует среднему качеству видеопоследовательностей Cinepak при разрешении, составляющем несколько ниже половины значения, обеспечиваемого видеомагнитофоном формата VHS, имеющего горизонтальное разрешение 3 МГц (в случае PAL воспроизводится 50 изображений в секунду, каждое из которых имеет разрешение около 380 х 288 элементов изображения).
В отличие от MPEG-1, MPEG-2 определяет стандарт для цифровой передачи телевидения. В настоящее время пропускная способность спутников и других трактов передачи телевидения ограничивает количество передаваемых программ. Благодаря методу сжатия, определяемому стандартом MPEG-2, полосу частот, требуемую для передачи одной программы, можно сократить на 90%. Это означает, что без существенных дополнительных затрат можно удесятерить число передаваемых программ.
В декабре 1999 г. был разработан новый стандарт - MPEG4. Увеличилась скорость передачи данных при том же разрешении изображения; объем передаваемых данных, необходимых для нормального изображения по сравнению с MPEG2, уменьшился в 11 раз - картинки, видео и текстуры кодируются и компрессируются более эффективно; улучшено исправление ошибок; улучшен алгоритм кодирования- уменьшена буферная задержка.
После появления MPEG4 возможности сжатия резко увеличились и наконец-то отныне один полнометражный фильм равен одному диску. Однако для комфортного просмотра фильма необходимо наличие микропроцессора Pentium с тактовой частотой не менее 400 МГц. MPEG4 обеспечивает лучшее качество при том же размере файла или меньший размер при том же качестве, большую гибкость в выборе разрешения, частоты кадров и скорости потока данных, лучшую передачу быстрого движения, меньшее время компрессии, легко сочетается с разными аудио-кодеками, менее чувствителен к потери части данных, хорошо подходит для просмотра видео через сеть в реальном времени.
Как и MPEG2, MPEG4 также имеет различные профили. Это позволяет адаптировать аудио/видеопоток к используемому приложению. MPEG4 учитывает специальные требования к компьютеру, телекоммуникациям и телевизионным областям. Он кодирует не только прямоугольные пиксели, но и индивидуальные объекты сцены. Например, на фоне едва изменяющегося экрана передвигается машина. В этом случае машина воспринимается как отдельный объект на неподвижном фоне, тогда как все остальное кодируется отдельно. Благодаря этому, сейчас в "домашних" условиях возможно записать содержимое DVD-диска на обыкновенный CD-ROM, практически без потери качества.
Кодирование и декодирование MPEG требует большого объема вычислений, поэтому первоначально MPEG был задуман как чисто аппаратная видеосистема. Это означает, что для проигрывания MPEG-видеопоследовательностей необходима специальная плата MPEG-декодера. Строго говоря, теперь это верно только для процессов ввода.
Операционная система Windows содержит эффективный механизм воспроизведения программно декодируемых видеопоследовательностей. Графические платы способны очень быстро удваивать размер воспроизводимого изображения с помощью интерполяции. Это означает, что из видеопоследовательности среднего формата - 320 х 240 элементов получается полнокадровая видеопоследовательность в формате 640 х 480, причем для этого не требуется дополнительная вычислительная мощность. Благодаря этому цифровой поток, который должен поступать на графическую плату, сокращается на 75%, т.е. с 23 мегабайт в секунду (для видеопоследовательности в формате 640 х 480 при глубине цвета 24 бита и 24 кадрах в секунду) всего до 6 МБт в секунду. Поскольку компьютеры становятся все более быстродействующими, а программные декодеры все более совершенными, MPEG в своем развитии движется от аппаратной видеосистемы к программной.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 927;