Общественный строй Афин в V в. до н. э.

 

Демократизация го­сударственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собствен­ников, основную массу населения составляла беднота. Число сво­бодных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко ис­пользовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строитель­стве и т. п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

Полноправные афинские граждане (у которых и мать и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало сово­купность определенных прав и обязанностей. Наиболее сущест­венными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земель­ный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на но­шение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах),

право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в обще­ственных празднествах, право на защиту и покровительство афин­ских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной по­лис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избран­ным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав состав­ляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т. е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых гра­ждан возлагалась литургия — повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в инте­ресах всего класса рабовладельцев.

Метеки (чужеземцы, проживающие в Афинах) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата — посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привле­кались к военной службе.

К метекам по своему положению приравнивались вольноотпу­щенники.

 








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 897;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.