Государственный строй древнего Египта

(3.000 лет до н.э.)

Сложный дворцовый церемониал должен был подчеркивать сверхъестественное

происхождение правителя и его власти. Для возвеличивания правителей сооружались ко-

лоссальные усыпальницы-пирамиды в Египте, величественные храмы и дворцы в Вавило-

не. Однако степень власти правителя в странах Древнего Востока была различна. Особен-

но сильна она была в Египте. Весьма грубые формы правления обнаруживаются в Китае в

правление императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). В то же время в Индии власть раджи

была ограничена различного рода религиозными предписаниями, в определенной мере

контролировалась советом высших сановников – паришадом.

В распоряжении древневосточного правителя находился разветвленный и громозд-

кий государственный аппарат. Как говорится в древнеиндийском памятнике, “управление

царством выполняется с помощниками, одно колесо не вертится”.

Для построения и деятельности этого аппарата была характерна дворцовая система

управления, центром которой являлся дворец обожествленного правителя. В силу этого

лица, обслуживающие дворец царя, одновременно являются и государственными чинов-

никами, а дворецкий становится высшим должностным лицом в этом аппарате. Действи-

тельно, первым и ближайшим помощником правителя по управлению, возглавлявшим

всю массу чиновников, являлся в Египте визирь – чати, в Китае – сян, в Вавилоне – ну-

банда, в Индии – главный мантрин. В руках дворецкого были сосредоточены все нити

Древний Вавилон.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония),потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами. В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства.При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Древний Вавилон был централизованным государством, во главе которого стоял царь — наместник и служитель бога на Земле. Царю принадлежала высшая духовная, законодательная, испол­нительная и судебная власть. В руках царя были обширные хо­зяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары и др.

Управление было сосредоточено в царском дворце. Высшими са­новниками являлись визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Большие города управлялись царскими наместниками. Сохранялось общинное самоуправле­ние. Судебные функции выполняли чиновники: наместники и правители местности, назначенные царем.

Общество в Древнем Вавилоне делилось на свободных и рабов. Свободные люди делились на полноправных свободных граждан (авилум), которые составляли основную массу населения, владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства и неполноправных (мушкенум), которые не были по­томками «своих» и не имели корней в общине.

Рабы (вардум) являлись низшим слоем общества. Рабы были царскими, храмовыми, частновладельческими. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хо­зяина. Раб имел клеймо на теле и особый знак на голове. Содей­ствие бегству или отказ выдать раба вели к смерти. Раб имел воз­можность с разрешения господина заводить имущество, но оно считалось частью собственности господина и после смерти раба переходило к господину.

В период правления Хаммурапи изменилась армия, произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин по­лучал надел царской земли для себя и своей семьи. Сделки с зем­лями воинов не признавались. Даже попав в плен, воин сохранял свое право на надел.

Вавилонское царство оказалось недолговечным. Усилия Хамму­рапи и его наследников укрепить власть оказались тщетными. Шумерский юг сохранил свою экономическую и культурную обособленность. В 1595 г. до н.э. хетты и касситы захватили тер­риторию Древнего Вавилона и владели ею более 400 лет. Упадок Вавилона продолжался до VII в. до н.э., когда на этой территории возникло Нововавилонское царство.

Древняя Индия.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до и. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро- крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. допервой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского.Этот период отмечен образованием классового общества и государства крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.

С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи. Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие фор-

му монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

В Магадхо-Маурийскую эпохубыли заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе риоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.

Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

Общественный строй Северной Индии в конце П — начале I тыся­челетия до н.э. характеризуется наличием домашней (семейной) и сельской общины. Домашняя община имела общесемейную собст­венность, общее жилище, потребление, сообща исполняла религиозные обряды. С развитием производительных сил кровное родст­во заменяется простым соседством и появляется новая социальная общность — сельская община. Центром жизни общины был очаг, в котором поддерживался священный огонь. В общинном амбаре хранились главные продукты: зерно, молоко, масло и др.

Расслоение общины приводит к появлению зажиточной прослой­ки, из среды которой избираются должностные лица, управляю­щие хозяйством и руководящие войском. Они распределяли во­енную добычу и общинные продукты. Эти начальники общины сосредоточили в своих руках стада, оружие, украшения, металлы, завладели лучшими участками земли. Вначале военные команди­ры руководили и хозяйством. Позже выделяются люди, которые руководят хозяйством общины и религиозными обрядами, а так­же военные вожди. Эти две группы составили зажиточную об­щинную аристократию.

На территории Индостана возникает несколько государств, са­мым крупным и сильным среди них было государство Магадха, достигшее могущества IV—III вв. до н.э. при династии Маурья.

Вначале народные собрания продолжали играть значительную роль, влияя на управление, в том числе при назначении царя. По­степенно собрания соплеменников превращаются в собрания зна­ти, а органы племенной администрации превращаются в органы государственного управления. Племенная дружина переросла в постоянное войско.

Социальное расслоение привело к появлению особых групп, I замкнутых общностей, названных в Законах Ману варнами. Kaждая варна соблюдала эндогамию, имела наследственно закрепленные профессии, поклонялась одним богам. Варн было четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые три варны счи­тались дважды рожденными, а представители четвертой (шуд­ры) — единожды рожденными, которые должны были прислужи­вать трем первым. Деление на варны было освящено религией, каждая варна имела свою дхарму — закон образа жизни. Переход из одной варны в другую запрещался.

Во главе государства стоял царь, который был главой и основой государства. Он командовал армией, назначал крупных государ­ственных чиновников, являлся верховным судьей, ему подчиня­лись фискальные службы. Большую роль в государственном управлении играл совет сановников — паришад, он имел функ­ции политического совета и занимался контролем всей системы управления и выполнения царских указов. Был еще узкий тайный совет из особо доверенных лиц, с которыми царь обсуждал наи­более важные дела. В некоторых случаях допускалось объеди­ненное заседание членов обоих советов.

Существовало также собрание знати и представителей народа (раджа-сабха), куда входили представители городского и сель­ского населения.

Территория империи делилась на провинции, во главе главных четырех стояли царевичи. Низшей единицей провинциального управления была деревня.

Опорой государства была армия, в которой выделялось четыре рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Самое мелкое военное подразделение состояло из пяти пеших воинов, колесни­цы и одного слона.

Древний Китай.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода,каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;

- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Шан Инь (XV—XI вв. до н.э.) — первое государство, возникшее как результат разложения родоплеменных отношений. В это вре­мя появилось разделение труда, выделилась родовая аристокра­тия. Основную массу населения составляли общинники. Общин­ное землепользование играло значительную роль. Все земли де­лились на две категории: общественное поле и частные поля. Община совместно обрабатывала общественное поле, и весь урожай поступал царю. Частные поля были в индивидуальном пользовании семьи, которая распоряжалась и урожаем. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабами вла­дели частные лица и государство. Рабы не могли иметь семьи и имущества, их положение было очень тяжелым.

Во главе государства стоял правитель — ван, который обладал значительной властью, опирался на аристократический совет. Род царя представлял собою большой клан, члены которого занимали высшие должности в государственном и военном управлении, что обеспечивало преемственность власти и длительность суще­ствования династии.

Рабовладельческая знать и жречество стояли на следующей сту­пеньке иерархической лестницы. Еще ниже стояла рабовладель­ческая аристократия покоренных племен. Китайцы завоевали значительные горные районы и расширили владения на равнине, подчинив многочисленные племена.

Чжоу (XI—III вв. до н.э.). В конце XII в. до н.э. с запада пришли чжоусские племена и установили свое господство. Обществен­ный строй государства Чжоу долго сохранял черты предшест­вующего периода. Продолжала существовать патриархальная се­мья, в которой власть отца была неограниченной. Продолжала играть большую роль сельская община. Сохранилась «колодезная система» земледелия, базировавшаяся на древнем общинном зем­леделии.

В чжоусском Китае господствовала раздробленность, для кото­рой была характерна междоусобица и постоянная борьба за власть. Ван по-прежнему оставался верховным собственником земли. Чжоусские цари раздавали своим аристократам большие земельные наделы, и владения рабовладельческой знати посте­пенно становились частной собственностью, что делало знать бо­лее самостоятельной и привело к распаду Китая на отдельные са­мостоятельные государства.

Вокруг царя образовалась группа чиновников-аристократов, за­нявшая высшие посты в государственном управлении. Первый среди них был помощником царя и сосредоточил в своих руках все нити государственного управления. Иногда эта должность переда­валась по наследству в знатных семьях. Верховному чиновнику подчинялась коллегия вельмож (три старца), возглавлявших самые важные ведомства. Один из них должен был защищать народ и управлять всем хозяйством страны, организовывать сельскохозяй­ственные работы и торговлю, определять цены на товары, а его подчиненные следили за порядком на рынках. Второй был воена­чальником (начальник войск в царских имениях) и должен был ук­рощать мятежников. Как глава военного ведомства, он проводил военные сборы, военное обучение, занимался снабжением войск. Он возглавлял армию и командовал ею во время войны. Третий — начальник общественных работ, отвечавший за земельный фонд страны и водоснабжение. У него был большой штат чиновников, следивший за реками страны, каналами, оросительными сооруже­ниями, состоянием путей и межеванием земель.

Были и другие важные чиновники в управлении государством. Один отвечал за царскую сокровищницу, другой стоял во главе суда, третий исполнял должность верховного жреца культа импе­раторских предков.

Налог на обрабатываемую землю собирался в виде десятины. На­лог на горы и озера собирался в размере 1/4 от получаемых дохо­дов. Торговцы обязаны были платить таксу за место на рынке, за продажу товара, при заключении договора.

Появились древнейшие законы, выделилось верховное судебное ве­домство. Суд высшей инстанции был представлен верховным судь­ей. Он рассматривал только те дела по преступлениям, которые по закону наказывались смертью. Суд низшей инстанции представлен местными судьями, рассматривавшими все остальные дела.

С VIII в. до н.э. начался распад единой державы на множество княжеств, среди которых с IV в. до н.э. стало усиливаться госу­дарство Цинь.

Цинъ (221—207 гг. до н.э.) — новый этап в развитии Китая, когда возникло сильное централизованное государство, включившее в свои владения огромную территорию: собственно Китай, часть Маньчжурии и Монголии, достигло границ Кореи и Индокитая. Для защиты от кочевников расширилось строительство Великой китайской стены.

Реформы сановника Циньского государства Шан Яна способст­вовали усилению централизации. В ходе реформ была узаконена свободная покупка и продажа земли, ускорился распад общины, в результате принятия закона о принудительном дроблении боль­ших семей была изменена система взимания налогов (в соответ­ствии с количеством обрабатываемой земли). Было проведено новое деление по территориальному принципу. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Однако, несмотря на реформы, государство оказалось недолго­вечным. В конце III в. до н.э. усилились социальные противоре­чия, и в результате народных восстаний Циньская монархия пала. Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.) — последний этап развития Древ­него Китая. Основателем новой династии Хань стал сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. Новая династия пыталась ослабить противоречия в стране, смягчить поло­жение рабов, облегчить положение крестьян. Но через некоторое время положение в стране снова ухудшилось.

Попытки смягчить классовые противоречия были предприняты при Ван Мане, захватившем власть в Китае в результате восстания в 9 г. н.э. Была конфискована земельная собственность аристократов, вся земля объявлена царской, произведено перераспределение земель и ограничено землевладение. Была запрещена купля-продажа земли, восстановлена система общинного землевладения, запрещена куп­ля-продажа рабов. Вводилось государственное регулирование ры­ночных цен и процентов по ссудам. Денежная реформа и новые на­логи дали возможность Ван Ману сосредоточить все источники до­хода в руках государства и создать сильную бюрократическую им­перию. В стране был увеличен аппарат чиновников, государствен­ные должности стали продаваться. Государственные служащие обя­заны были сдавать экзамен для занятия должности.

Реформы Ван Мана еще больше углубили и обострили классовые противоречия в стране. Нарушение новых законов каралось весь­ма сурово: десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов. Это привело к разрушению экономики страны и новым восстаниям. Ханьская династия сумела вернуть­ся к власти, и реформы Ван Мана в 12 г. были отменены. В пери­од развития Ханьского государства начался процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

 








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 749;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.