Требования, предъявляемые к лицам, которым несовершеннолетний отдан под присмотр, их права, обязанности и ответственность
И.К.Трунов, Л.К.Трунова также считают, что такие меры пресечения, как личное поручительство, отдача под присмотр – эффективные средства воздействия. Их эффективность построена на реализации важных психологических свойств человека: сострадания, доверия, стыда, ответственности.
При проведении психологических исследований многие авторы приходят к выводу, что для подростка свойственна неразговорчивость, замкнутость, трудность изложения показаний. Преодоление названных качеств личности несовершеннолетнего возможно в ходе индивидуального общения с ним, по возможности исключающего строгую формализованность и присутствие при этом посторонних лиц. Полагаем, что лишь при избрании меры пресечения в виде присмотра возможно реализовать данную форму общения.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство (ст. 105 УПК).
Надлежащее поведение подростка обеспечивается указанными в законе лицами путем выполнения возложенных на них обязанностей. Лица, осуществляющие присмотр, контролируют, чтобы несовершеннолетний не покидал постоянное или временное место жительство без разрешения соответствующего должностного лица, не препятствовал расследованию и судебному разбирательству, обеспечивают его явку по вызову дознавателя, следователя, суда в установленные сроки и место.
Данная мера пресечения может быть применена как по ходатайству родителей, законных представителей, лиц, заслуживающих доверие, должностных лиц и администраций детских учреждений, так и по инициативе дознавателя, следователя, суда.
Принимая во внимание, возможность избрания данной меры по ходатайству указанных лиц, как следствие, одним из обязательных условий выступает письменное согласие лица, на которого возлагается обязанность по присмотру.
В юридической литературе по данному вопросу имеются две противоположные точки зрения. Так, по мнению З.Ф.Ковриги, отдача под надзор администрации возможна лишь с ее согласия.
Другой позиции придерживаются Ю.Д. Лившиц, указывая, на то, что несогласие администрации на осуществление надзора за несовершеннолетним должно рассматриваться по существу как невыполнение своих прямых обязанностей по воспитанию соответствующего контингента несовершеннолетних, А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский, отмечают, что согласие администрации специализированных детских учреждений не требуется, поскольку условия присмотра совпадают с их должностными обязанностями.
На наш взгляд, позиция профессора Ю.Д. Лившица, А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского оправданна. Как правило, присмотр должностными лицами специализированных детских учреждений избирается в отношении несовершеннолетнего, который уже в нем находился до совершения преступления, следовательно, администрация того или иного учреждения взяла на себя обязанности по воспитанию и обеспечению хорошего поведения подростка еще до совершения им преступления, до возбуждения уголовного дела.
1.1.1 Наблюдение командования воинской части: понятие и сущность по УПК РФ
Наблюдение командования воинской части как мера пресечения известна еще со времен Военно-судебного и Военно-морского судебных Уставов дореволюционной России (1864 г.), предусматривающих применение в отношении военнослужащих отдачу под ближайший надзор военного или морского начальника. Наблюдение командования воинской части является специальной мерой пресечения, которая применяется, согласно ч.1 ст. 104 УПК, только к военнослужащим или гражданам, проходящим военные сборы, и состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для обеспечения надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, его явки в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда, а также в целях исключения возможности иным путем воспрепятствовать расследованию и разбирательству уголовного дела.Наблюдение командования воинской части является должностным видом поручительства. Командир – поручитель в силу своего служебного (должностного) положения обязуется обеспечить надлежащее поведение подчиненного ему обвиняемого. При этом эта процессуальная обязанность соответствует его служебному долгу. Поэтому согласие командования на избрание данной меры пресечения не требуется.
Граждане Российской Федерации приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием.В соответствии со ст. 1 Закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, сержанты и матросы, проходящие военную службу по призыву либо контракту. Военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждений профессионального образования. Особенности правового статуса военнослужащих определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях.Граждане, проходящие военные сборы – это лица, находящиеся в запасе, но периодически, до установленного законом возраста, призывающиеся на военные сборы для подготовки, переподготовки к военной службе сроком до двух месяцев. В период сборов они проходят военную службу, на них распространяется действие воинских уставов и уголовная ответственность за преступления против военной службы. Началом их службы является первый день сборов, окончанием – последний день сборов. Как и присмотр за несовершеннолетними данная мера пресечения является специальной, поскольку применяется только к специальному субъекту.К военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, мера пресечения может быть применена только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый: скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При отсутствии оснований для применения меры пресечения, указанных в ст. 97 УПК, у обвиняемого отбирается письменное обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства. Постановление об избрании меры пресечения объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, что должно быть удостоверено его подписью на постановлении с указанием даты объявления. Особое внимание необходимо обратить на то, что при применении требуется согласие подозреваемого, обвиняемого; следовательно, данное согласие должно быть письменно закреплено в объявленном постановленииПри сравнительном анализе данной меры пресечения по УПК и УПК РСФСР мы наблюдаем, что законодатель в существующей редакции закона расширил круг субъектов, в отношении которых возможно избрание наблюдения командования воинской части. Если по ранее действующему законодательству меру пресечения можно было применять только к военнослужащим срочной службы, то сегодня и к гражданам, проходящим военные сборы. Авторы того периода комментировали это тем, что другие категории военнослужащих не находятся на казарменном положении и связанные с данной мерой ограничения не могут быть реализованы.Аналогично к этому подходят и другие, указывая, что, согласно условиями военной службы, мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части может применяться только к военнослужащим срочной службы, которые обычно находятся на казарменном положении. К другим категориям военнослужащих, как-то: офицеры, прапорщики, мичманы, сверхсрочники, она не может применяться, так как связанные с ней ограничения не могут быть реализованы.Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 959;